Пресса Архангельской области
 


Правда Севера
2 декабря 2006 (231)
Ирина ПОЛЯКОВА.

За психологический пол человека отвечают семья и... родина

Без сомнения, одним из самых приятных и волнительных моментов прошедших только что XXXV Ломоносовских чтений стало вручение губернатором Николаем Киселевым премий имени нашего великого земляка-ученого. Ведь полагаются они тем, кто особо бережно хранит и приумножает традиции российской науки!

Одну из денежных наград из рук Николая Ивановича приняла в этот раз молодая улыбчивая Наталья Юрьевна Флотская - декан факультета коррекционной педагогики ПГУ, единственный в нашей области доктор психологических наук, доцент Института развития ребенка. Ее научно-исследовательская работа в номинации "Молодые ученые" называется "Развитие половой идентичности в онтогенезе" и впервые в истории мировой науки (!) исследует эту проблему. - Наталья Юрьевна, почему именно такая тематика?

- Сейчас в России идет ломка традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Значит, меняются индивидуально-психологические характеристики личности, в частности такая, как половая идентичность - ощущение человеком себя как представителя определенного пола. Это очень значимо!

Все прежние сведения об особенностях развития половой идентичности в разных возрастах были неполными. А изучением процесса на всех стадиях жизненного цикла вообще никто не занимался.

- Какие конкретные задачи вы ставили перед собой во время исследования?

- Основных задач было три. Первая - выявить особенности и закономерности развития половой идентичности на каждом этапе онтогенеза (индивидуального развития организма). То есть узнать, меняется ли она с годами и что характерно, например, в 6, 11, 14 лет и даже в 60 лет. Было опрошено 1700 человек - по 200, а то и больше, обоего пола в каждой возрастной категории.

Исследования показали, что становление идет на протяжении всей жизни. Хотя раньше считалось, что к 15-16 годам процесс формирования половой идентичности завершен.

Сегодня в нашем обществе около 40 процентов представителей всех возрастов и обоего пола имеют андрогинный тип, при нем в человеке в равной степени представлены женские и мужские качества. У женщин определяющий (фемининный) тип половой идентичности ярко выражен на всех этапах онтогенеза, а у мужчин определяющий (маскулинный) тип выражен в меньшей степени.

Почти 30 процентов юношей 17-18 лет относятся к недифференцированному типу. У его представителей слабы как мужские, так и женские качества. А это уже страшно! "Неопределенный" тип характеризуется слабой социально-психологической адаптацией, неприятием себя, внутренней конфликтностью. Люди недифференцированного типа попадают в группу риска - это потенциальные правонарушители, наркоманы, самоубийцы...

Второй момент - хотелось посмотреть, как на развитие половой идентичности влияют социокультурные факторы.

Так, мальчики из сельской местности - исследования шли в Каргопольском районе - очень отличаются от горожан. У первых преобладает маскулинный тип, у вторых - андрогинный. Кроме того, на селе больше ребят с недифференцированным типом. А вот значимых различий у сельских и городских девочек нет: у тех и других андрогинный тип является ведущим.

Еще мы посмотрели на развитие половой идентичности у "домашних" детей и тех, что воспитываются в условиях интерната. Здесь устрашающие цифры! У интернатских разнополых подростков различий в становлении половой идентичности почти нет, ее формирование идет по недифференцированному типу (46 процентов мальчиков и 35 процентов девочек). У них не сформированы образы матери и отца, будущей жены и будущего мужа. Замечается негативное отношение к себе и к представителям противоположного пола. Отсюда вывод: местность, где проживает человек, и общество, в котором он воспитывается, самым прямым образом влияют на развитие половой идентичности. Основы ее формирования закладываются в дошкольном и младшем школьном возрасте.

В-третьих, мы попытались понять, какой же из типов является самым "хорошим" для жизни. Самым адаптивным показал себя андрогинный. Человек, обладающий им, наиболее успешен в нашем обществе. Большинство мужчин и женщин, добившихся успехов в бизнесе и на государственной службе, обладают как раз им. А вот мужчины и женщины с фемининным типом имеют высокую степень тревожности и низкие показатели социально-психологической адаптации.

- Получается тогда, что девочек, чтобы их жизнь в будущем сложилась удачно, надо воспитывать по-мужски?

- Вовсе нет! В девочке с детства должно закладываться женственное, а андрогинное она успеет приобрести в школе. Потому что содержание школьной программы у нас ориентировано на мужскую психику, формы же организации обучения построены таким образом, что требуют прилежания, дисциплины, усидчивости, то есть ближе к женским.

Мы не должны стремиться, чтобы в людях было либо чисто мужское, либо чисто женское, как раньше. Сегодня в первую очередь надо решать проблему молодежи с недифференцированным типом половой идентичности. Думаю, в школах будущих мам, которые есть при родильных домах, надо не только показывать, как ухаживать за новорожденным, но и объяснять, что сразу после рождения начинается становление половой идентичности. Пол - это не данность, а сформированная структура.

Поскольку ни в одном учебнике по психологии нет речи о половой дифференциации, надо больше уделять внимания этой проблеме. Поэтому мы ввели для студентов своего и психологического факультета курс "Психология половой идентичности". В 2004 году была опубликована монография "Онтогенез половой идентичности", учебно- методические рекомендации.

В настоящее время готовится к изданию монография "Развитие половой идентичности подростка в разных условиях социализации". Кроме того, учебно-методическое объединение РГПУ имени А.И. Герцена рекомендовало издать для педагогов и психологов учебное пособие "Психологические основы половой идентичности".

Мне бы хотелось провести в школах и детских садах Архангельска методические семинары - подробно рассказать о проблеме половой идентификации для каждого возраста. Работы много, но надо выкроить время и поделиться своими знаниями с родителями и педагогами. Ведь понимание механизмов формирования половой идентичности позволит предотвратить нарушение процесса половой идентификации, предупредить ошибки в воспитании и развитии детей.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя