Правда Севера
20 декабря 2006 (243)
Валерий ЩИПУНОВ.
Неувязочки вышли...
Реформу лесного хозяйства забыли подкрепить финансами и нормативно-правовыми
актами
Правительство РФ на заседании 14 декабря рассмотрело и в целом одобрило
разработанные Минприроды меры по совершенствованию управления лесным хозяйством
России. Эти меры, разработанные в рамках реализации нового Лесного кодекса РФ,
который вступит в силу с начала 2007 года, предполагают, в частности, передачу
полномочий по управлению лесным фондом от федерального центра к субъектам РФ.
Дело это окажется далеко не простым и уже сегодня уперлось в проблему
обеспечения дополнительного финансирования передачи полномочий. Минприроды
считает, что на эти цели необходимо выделить 10 млрд рублей. Глава Минфина
Алексей Кудрин категорически против. Мотив несогласия: при принятии Лесного
кодекса не было подготовлено соответствующее финансово-экономическое
обоснование. Интересно, а чем занималось Минприроды все это время (и не один
год!), когда депутаты Госдумы натужно корпели над судьбоносным законопроектом?
Свое мнение высказало Министерство экономического развития: передача полномочий
может вполне обойтись бюджету всего в 2 млрд рублей... Так что с цифровой
неразберихой будут еще долго разбираться с целью "уточнения" реальной суммы
затребованных финансовых ресурсов.
А они, эти ресурсы, уже поделены: новый Лесной кодекс был принят после
завершения бюджетного процесса, и по этой причине в федеральный бюджет на
будущий год не могли войти расходы, связанные с его реализацией. Следовательно,
в течение первого полугодия 2007-го правительству совместно с субъектами РФ
предстоит точно обосновать свои расчеты, чтобы внести соответствующие изменения
в федеральный бюджет.
Эти средства предстоит направить на реорганизационные мероприятия, в том числе -
на компенсацию увольняемому персоналу, разработку документов лесного
планирования, формирования лесных участков, осуществление их кадастрового учета,
государственную инвентаризацию лесов и расходы, связанные с передачей в
муниципальную собственность жилого фонда. Кстати, последняя статья будет
наиболее затратной.
Глава Минприроды заверил премьер-министра Фрадкова, что работа по реформированию
лесного хозяйства страны будет завершена в январе 2008 года. Но для проведения
реформы в соответствии с положениями Лесного кодекса необходимо принять еще 56
нормативно-правовых актов по общему списку вопросов использования и защиты
лесов. Из этих документов 24 являются постановлениями правительства, а 32 -
ведомственными нормативными актами. Кроме того, 12 нормативных актов предстоит
разработать в субъектах РФ.
Однако господин Трутнев признался: срок разработки данных нормативных актов до
15 марта 2007 года "представляется мало реальным, так как эти нормативные акты в
основном базируются на новых положениях Лесного кодекса и должны быть
согласованы с федеральными ведомствами". В связи с чем глава Минприроды
предложил передвинуть этот срок на 15 апреля, а до 1 февраля предстоит передать
субъектам РФ более 1800 лесхозов. Все процедурные вопросы уже решены и
согласованы со всеми субъектами РФ.
Пока правительство, морщась, вкушает кисло-горькие плоды своей
неорганизованности и безответственности в разработке очевидно "сырого" проекта
нового Лесного кодекса и подготовке нормативно-правовой базы, этот документ,
подписанный президентом Путиным и уже вступивший в силу после его обнародования
в официальной "Российской газете" 8 декабря с.г., по-прежнему вызывает у
общественности много вопросов. Допустимы ли столь кардинальные перемены в лесном
хозяйстве при законодательном вакууме и финансовой неопределенности?
Из лесного законодательства, например, исчезли леса первой категории, теперь они
называются защитными. В них разрешаются сплошные рубки, которые раньше были под
строжайшим запретом. Скажем, чтобы вырубить просеку под ЛЭП, нужно было
перевести лес в иную категорию, что технически сделать было очень сложно.
Требовалось доказать необходимость такого перевода, тогда как по новому Лесному
кодексу этого не требуется. Проекция лесных отношений на земельные привела к
тому, что леса стали принадлежностью земли и трансформировались в движимое
имущество, а стало быть, теперь не леса определяют режим использования занятых
ими земель, а целевое назначение земель определяет охрану, использование и
воспроизводство лесов.
|