Пресса Архангельской области
 
675204324 675204324 675204324 -->


Правда Севера
27 декабря 2006 (248)
Валерий ДМИТРИЕВ

Что пожнем-то с ВТО?

Предстоящее вступление России во Всемирную торговую организацию задает вопросы

перспективы

Рядовые граждане за чередой решения личных проблем пока мало озабочены перспективой вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Между тем процесс движется к определенному руководством страны финалу.

Полноправное членство в ВТО предполагает принципиально новые правила работы российских таможенников - в соответствии с мировыми стандартами. Следовательно, к завтрашнему дню надо готовиться загодя. Рассказывает временно исполняющий обязанности первого заместителя начальника Архангельской таможни по таможенному контролю Алексей Гладьо:

-Мы завершаем год с хорошими итогами. За неполные двенадцать месяцев направлено в федеральный бюджет более 23 млрд рублей таможенных платежей. Отмечу, что их структура за последние годы значительно изменилась. Если раньше наибольшие поступления приносил экспорт, то теперь главным экспортным товаром стала нефть. Ее доля в общем объеме платежей доходит до 80 процентов.

Характерная тенденция в работе Архангельской таможни - предоставление экспортерам и импортерам наиболее выгодных для них условий оформления грузов - в рамках инноваций Таможенного кодекса России. В частности, в уходящем году активно внедрялась система электронного декларирования, которая значительно уменьшила затраты участников внешнеэкономической деятельности и ускорила товарооборот экспортных предприятий. Время таможенного оформления сокращается с трех суток до трех часов.

При Архангельской таможне создан также координационный совет участников ВЭД, который вправе ставить вопросы перед таможенными органами всех уровней и получать на них официальные ответы. В состав совета вошли руководители всех крупнейших предприятий области, определяющих сегодня промышленную политику (Архангельского ЦБК, Севмаша, "Звездочки" и ряда других).

Первое собрание было посвящено введению с 1 января 2007 года новой формы грузовой таможенной декларации. Этот документ приведен в полное соответствие с его европейским аналогом - единым административным документом ЕС. Сейчас между его государственными таможенными формами существуют большие расхождения.

В европейских же странах она - единая как для экспорта, импорта товаров, так и их транзита. Особенность унифицированной формы в том, что она ужесточает требования к участникам ВЭД по заполнению декларации. Если раньше российскими участниками ВЭД допускались в ней помарки, исправления, то теперь это становится невозможным.

По словам Гладьо, с нового года экспортеры будут более активно подключаться к упрощенным процедурам оформления грузов. Сейчас это право предоставлено, например, Архангельскому и Котласскому ЦБК, фирме "Даммерс", северодвинской "Арктике". То есть тем предприятиям и организациям, которые зарекомендовали себя надежными и добросовестными участниками внешнеэкономической деятельности. Для них значительно снижаются затраты, не применяются (или не в полной мере применяются) меры обычного таможенного контроля.

На вопрос "ДС" о перспективах экспорта из Архангельской области круглого леса Алексей Гладьо сказал, что объем вывоза за рубеж через таможенные посты необработанной древесины не превышает 250 тыс. кубометров в год. В основном она отправляется из южных районов области. Экспорт низкокачественного круглого леса объясняется недостатком мощностей по его местной переработке. Для лесозаготовительных предприятий закуплено уже немало импортных комплексов, однако оснащение лесозаводов современным технологическим оборудованием идет крайне медленно, несмотря на снижение ввозных таможенных пошлин.

Но Гладьо считает, что перед вступлением России в ВТО беспокойство таможенников вызывает ситуация с Архангельским морским торговым портом, через который проходит основной объем экспорта пиломатериалов. Для предприятий - участников внешнеэкономической деятельности он пока малопривлекателен из-за высокой стоимости судозаходов и ледовых сборов при рискованно малой глубине Северной Двины. Поэтому Архангельску будет очень трудно конкурировать с портами стран Балтии.

Финны думают неправильно

Предстоящее вступление России в ВТО - актуальная тема средств массовой информации, интернет-изданий.

Например, по сообщению Lesprom. ru, финские лесопромышленники предполагают, что, несмотря на планы российского правительства по повышению вывозных пошлин на необработанную древесину, после возможного вступления России во Всемирную торговую организацию процесс пойдет в обратном направлении - пошлины будут снижены. Многие финские эксперты считают такое снижение неизбежным, даже если оно произойдет постепенно. Таким образом, если прогнозы финских специалистов верны, вступление России в ВТО будет способствовать закреплению сырьевой ориентации приграничных регионов.

Российские лесопромышленники в корне не согласны с мнением своих финских коллег. Директор по развитию ОАО "Архангельский ЦБК" Наталья Пинягина считает, что в России пошлины и так крайне малы, сейчас уже никто не вывозит лес в круглом виде, кроме России. Во многих странах - членах ВТО существуют запреты на вывоз кругляка. На данный момент пошлины составляют порядка 4 евро, в 2007 году их поднимут до 9 евро, а в 2010-м - до 17-20 евро. Сейчас крупные лесопромышленные компании России испытывают дефицит сырья, что влияет на технологический процесс.

Аналитик "Леспром Индастри Консалтинг" Павел Артемьев подчеркивает, что политика повышения экспортных пошлин на круглый лес - это государственная политика. Предполагается - и будет реализовано - поэтапное повышение экспортной пошлины на необработанную древесину. Ни о каком снижении пошлин как минимум в ближайшие десять лет не может быть и речи. А что касается правил членства в ВТО, то в той же Финляндии просто существует запрет на экспорт необработанной древесины. У зарубежных потребителей российского сырья будет выбор - либо остаться без древесины, либо играть по нашим правилам, то есть покупать дорогое сырье или, что предпочтительно, инвестировать в лесопереработку на территории России.

Аналитик ИК "Антанта-Капитал" Анна Крылова заявляет, что сразу никакого изменения не произойдет, семь лет продлится переходный период для всех отраслей в зависимости от того, какую угрозу представляет ВТО для конкретной отрасли. Скорее всего, российское правительство пролоббирует повышение пошлин на необработанную древесину. Может быть, не так стремительно, как планировало Минэкономразвития, но все же пошлины будут повышаться, а никак не пойдут на снижение.

Железнодорожники "выравняют" порты

Будущее присоединение к ВТО приведет и к выравниванию железнодорожных тарифов на перевозку грузов в направлении российских портов и погранпереходов (то есть к портам других стран). В результате очередной индексации тарифов - она произойдет с нового года - российские порты лишатся еще части тарифного преимущества. Эксперты прогнозируют переориентацию части экспортных сырьевых грузопотоков на порты стран СНГ и Балтии, а также приход в порты этих республик российских инвесторов. Федеральная служба по тарифам (ФСТ) уже утвердила размер тарифов на железнодорожные перевозки на 2007 год в адрес российских портов. Они в среднем подорожают на 10,7 процента. Согласно прогнозам ФСТ в 2008 году тарифы будут проиндексированы еще на 8,8 процента. В итоге, по подсчетам ФТС, к 2009 году перевозка грузов в направлении российских портов станет дешевле лишь на 12 процентов. В дальнейшем и эта разница сократится, а затем и вовсе окажется сведенной к нулю - это одно из условий присоединения России к ВТО.

Первый этап обещанной российскими властями индексации прошел с 1 января 2005 года. Тарифы на железнодорожные перевозки в направлении портов повысились на 12,5 процента, а стоимость перевозки грузов через пограничные переходы осталась без изменения. Новая тарифная политика сразу же вызвала бурный протест со стороны отечественных портов. "Дальнейшее выравнивание тарифов будет способствовать переориентации экспортных сырьевых грузопотоков из российских портов в порты стран СНГ и Балтии", - уверен руководитель представительства порта Гамбурга в России Дмитрий Васильев. Кроме того, отмечает он, у иностранных портов есть еще одно преимущество: экспортер, перевозящий груз в направлении Балтии или стран СНГ, может сразу же возмещать НДС. "Отечественным портам можно сохранить экспортные потоки, ускорив погрузку, улучшив сервис, а также обеспечив себя долгосрочными контрактами", - считает Васильев. По его мнению, МЭРТ и Минтранс также могут найти рычаги, чтобы в экспортных схемах грузоотправителей сохранился приоритет за отечественной транспортной системой - таможенное и налоговое регулирование.

Прикинем цены на иномарки...

А какова перспектива с ввозом легковых автомобилей, которые все больше заполняют российские дороги, в том числе и в Архангельской области?

По оценкам экспертов, импортные пошлины на новые иномарки снизятся с нынешних 25 процентов до 15. По оценкам экспертов, это позволит западным производителям конкурировать в нижнем ценовом сегменте с российскими автомобилестроителями, которые после 2015 года смогут закрепиться только в очень узких рыночных нишах. Как это будет происходить?

По информации Минэкономразвития, в первые четыре года после присоединения к ВТО пошлины на импорт новых автомобилей сохранятся на нынешнем уровне в 25 процентов, на пятый год ставка будет снижена до 20 процентов, на шестой - до 17 и на седьмой год - до 15 процентов. Одновременно будут отменены и специфические пошлины, зависящие от объема двигателя автомобиля. Кроме того, пошлины на иномарки возрастом от трех до семи лет также будут снижены с 25 до 20 процентов, читаем в "Независимой газете".

А вот "РБК daily" возражает: о резком росте импорта автомобилей после снижения импортных ставок говорить нельзя. На сегодняшний день, по словам экспертов, импорт ограничен прежде всего логистическими трудностями и ограниченностью квот, выделенных для России автопроизводителями. Однако изменится структура спроса - российскому потребителю станут более доступны машины подороже. По оценкам участников рынка, сегодня к цене автомобиля при его ввозе в РФ добавляется около 55 процентов от его стоимости. Из них 25 процентов составляет сама импортная пошлина, 18 - НДС, а остальные 12 процентов складываются из акцизного и других сборов. В результате снижения пошлины с 25 до 15 процентов автомобиль, который сегодня можно купить за $15 тыс., подешевеет до $13 тыс.

Прогнозы, прогнозы... Но сколько их ни делай, очевидно: вступление в ВТО будет болезненным для всех российских предприятий. Самостоятельно создавать современные, отвечающие требованиям мировых стандартов виды продукции и товаров, и предоставлять соответствующего качества услуги, честно торговать с зарубежными партнерами и быть предельно открытыми для таможенной службы наши производители вряд ли скоро научатся. И не только по причине отсутствия у большинства из них необходимого капитала для уверенного шага в пока загадочную и "ненашенскую" ВТО.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя