Правда Севера
29 декабря 2006 (250)
Е. РОМАНОВА
Модернизация образования
Учить или оказывать педагогические услуги?
Предстоящий переход на нормативно-подушевое финансирование школ сельские учителя
воспринимают как неоправданное сокращение бюджетных средств на общее образование
В целях повышения качества образования правительство предложило, а Министерство
образования и науки РФ призвало перейти в 2007 году к новой системе норм и
механизмов финансирования школьного образования. Законопроект об изменении
финансирования школьного образования уже принят депутатами Госдумы в двух
чтениях. Что ждет школы? А ждет их переход на новую систему оплаты труда
педагогов - от почасовой к "подушевой". Чем больше учеников, тем больше денег.
Школьным учителям отводится двойная роль: с одной стороны, они преподаватели, с
другой, менеджеры, то есть они сами должны зарабатывать деньги и сами их
распределять.
О предстоящих потрясениях российского образования учителя Илешской основной
школы, что в глубинке Верхнетоемского района, узнали из октябрьского (42-го)
номера газеты "Аргументы и факты". И были шокированы, прочитав, как будет
рассчитываться оплата труда педагога с 1 января 2007 года: 2 руб. 70 коп. за
одного ученика на один урок; за класс из 20 учеников при 20 уроках в неделю -
3840 рублей.
Свое мнение по поводу этого нововведения илешские учителя высказали в открытом
письме в газету.
У НАС создалось впечатление, что органы власти пытаются переложить проблемы
содержания школы на плечи самих школ, то есть вынудить образовательные
учреждения заниматься не образованием, а поиском средств существования.
Возможно, в проекте будет предусмотрена и процедура банкротства школ? С
принятием такого закона в наиболее тяжелом положении окажутся школы и учителя
сельской глубинки.
Во-первых, население удаленных поселков сокращается, а значит, сокращается и
число учащихся. Например, если в нашей школе в конце 90-х училось более 120
детей, то сейчас всего 89. Резерва для пополнения нет и не предвидится.
Укрупнять школы и свозить в них детей из всех населенных пунктов мог предложить
только тот, кто никогда не бывал в таких поселках, как наш, у которого весной и
осенью из-за бездорожья обрывается связь с миром. Несколько лет назад по решению
органов образования была ликвидирована Кодовская малокомплектная начальная
школа, но до сих пор из-за дефицита средств на бензин и автобус возникают
проблемы с подвозом учеников. В подобном положении можем оказаться и мы.
Во-вторых: если сократить финансирование таких школ, то из них уйдут последние
специалисты трудоспособного возраста. Кто же из выпусников вуза по доброй воле
поедет в такую глушь, откуда и в отпуск-то на учительскую зарплату не
выберешься?!
В-третьих, материальная база школ сельской глубинки давно исчерпала свой ресурс,
и средств на ее обновление, кроме как у государства, взять негде: нет таких
предприятий, которые согласились бы финансировать ремонт крыш, полов, систем
отопления, приобретение мебели и наглядных пособий.
Авторам предлагаемого проекта стоит побывать в настоящей провинции и объяснить,
как нам существовать в новых условиях, прежде чем пускать в свободное плавание
по морям рынка. Не боится ли государство, что экономические бури и штормы пустят
ко дну ветхие суденышки сельских школ? Или это продуманный план снижения уровня
образованных людей в стране? Ведь именно в общеобразовательной школе реализуются
права человека на свободный доступ к знаниям и информации. И альтернативы ей в
глухих лесных поселках нет и не будет. Становление гражданского общества в
России невозможно без образования молодого поколения. Понимают ли это
модернизаторы?
Е. РОМАНОВА, Е. КОКОРИНА, Л. БАТЕНЕВА и другие. Всего 9 подписей.
пос. Красная, Верхнетоемский район.
|