

 |
Правда Севера
5 декабря 2006 (232)
Владимир ФОКИН.
Взгляд из деревни
На краю пьяной бездны
В начале минувшей осени соседняя деревня Корниловская хоронила совсем еще
молодого мужика Андрея Степанова. Вечером еще видели его вполне здравствующим, а
утром обнаружили мертвым. Сердце, говорят, не выдержало. Осталось не вывезенным
сено, некому было выкопать посаженную им картошку.
Сколько же ему было лет? Сорок? Чуть больше? А может, и меньше: жить бы и жить!
Но колхоз распался, работы не стало, а там еще и в семье не заладилось.
Перебивался случайными заработками, картошку сажал, сено ставил, лес и дрова
рубил, плотничал и... выпивал. При хроническом безденежье на качество выпиваемой
жидкости обычно внимания не обращают: лишь бы подешевле да хмелило крепче. Вот и
дохмелило. Неплохой был человек, к тому же - работящий.
Этой осенью, словно спохватившись, все средства массовой информации ежедневно
передавали сводки (словно с места боев!), в какой области и сколько граждан
отравились некачественным алкоголем, сколько пьющих людей в одночасье пожелтели
и попали на больничную койку. Но цифры как-то не впечатляют (привыкли мы, что
ли?), тем более что беда эта на Россию навалилась не сегодня и не вчера, только
до сего дня власти данной проблемы замечать не хотели. А ныне вдруг прозрели,
словно оправдываются за летний конфуз, когда "законное" спиртное в одночасье
исчезло с прилавков магазинов.
Цель данной суеты угадывается довольно просто: государство пытается вернуть
монополию на производство и продажу всей алкогольной продукции, а без
соответствующего подготовительного шума провести эту акцию невозможно. И изо дня
в день телевидение показывало небритых и исхудавших мужиков на больничных
койках, а то и вовсе спившихся бомжей, приговаривающих: "Пил и пить буду". И
опять - статистика, статистика, статистика...
Роюсь в памяти: а лично мне приходилось сталкиваться со спиртосодержащим зельем?
А ведь приходилось. И не только по вине нечестных "шинкарей".
Помнится, в середине девяностых годов прошлого столетия, когда зарплата
задерживалась или заменялась "бартером", а все мы дружно обзаводились домашней
живностью, чтобы выжить и прокормить семьи, один городской друг, видя мои
мучения, предложил самый легкий путь скорейшего благополучия: торговать спиртом.
И поставлять мне его он обещал, и процент от выручки хороший - только реализуй.
Предложение показалось мне столь диким, что дружба с ним сама по себе захирела.
(Кстати замечу, что при встрече угощал он меня отнюдь не спиртом, а самогонкой
собственного приготовления, приговаривая при этом, что никаким напиткам больше
не доверяет, кроме своей "самопальной").
Не часто, но "паленая" водка попадала на мой праздничный стол с магазинных
витрин. Запах ацетона, сухость во рту и головная боль на следующий день
заставили более внимательно подходить к выбору данного продукта перед семейным
торжеством. Но два года назад оплошность все же случилась.
Отмечали Троицын день. И хоть убеждает церковь, что в Троицу на кладбище ходить
не гоже, а нужно накануне, народ тянется туда и в субботу, и в сам праздник. Не
стала исключением и наша семья: в один день посидели около могилок моих матери и
брата, на другой - у могил родителей жены. Только пришли с кладбища, как гости
пожаловали: двое мужиков из соседней деревни с гармонью на плече. Знаю их чуть
не с детства (хоть и моложе они). Гости, как и полагается в праздник, из кармана
бутылку "выкатили" и посередь стола водрузили, мы с женой "дверцей холодильника
хлопнули" и ответную бутылку к стоящей присовокупили да соответствующую закуску
соорудили. Разлили вначале по стопкам водку, принесенную гостями ("Старорусская"
- значилось на этикетке)...
То ли огнем опалило горло, то ли наждаком его ободрало, но после первой (и
единственной) стопки голос тут же пропал. Пытаюсь у гостей узнать, что за зелье
и откуда они принесли, а те уже и сами чуть живые сидят, языком не ворочают.
Гармонь - в сторону да в двери. Как бы на своих ногах до дому дотянуть...
Какие мучения выпали на долю автора, оставим вне поля вашего внимания. В минуты
просветления горько было от осознания, что умирать приходится от собственной
глупости, навеянной радушием и желанием угодить гостям. (Отказ в праздник выпить
с гостем принесенной им водки равносилен личному оскорблению). Какие только
мысли не проносились тогда в моей голове. Подумалось и вовсе крамольное: "А не
политика ли это государственного масштаба, продиктованная желанием уничтожить
слишком уж "расплодившихся" в последнее время бомжей и бездомных? Ведь если нет
людей, то и проблемы нет".
Между тем эксперименты на алкогольном рынке продолжаются. То запретят ввоз
молдавских вин и торговлю ими, то приоткроют. То пошумят осенью о массовых
отравлениях людей суррогатами, а к зиме приумолкнут. Газеты же печатают рекламу
домашних спиртзаводов, предлагая самый быстрый вариант обогащения и дальнейшего
спаивания россиян.
Нынешним летом приехали в гости к нам очень уважаемые люди с дорогим коньяком,
коробкой конфет. За столом с ними за рюмку подержался, а пить пришлось
отказаться, чем, наверное, обидел. Сослался на то, что у пчел - роевая пора, а
они запах алкоголя не переносят и "лечат" хозяина безжалостно. Пчелы - аргумент
весомый, а в подсознании еще и прошлый ужас прочно засел, когда в одну ночь чуть
не оказался я в могиле...
Неужели каждому из нас, чтоб окончательно протрезветь, нужно постоять на краю
бездны?
Владимир ФОКИН.
село Верхняя Тойма.
На снимке: а этой водке можно доверять?..
Фото Виталия Крехалева.
|  |