Пресса Архангельской области
 
255297929 255297929 255297929 -->


Правда Севера
6 декабря 2006 (233)
Александр ХАРИН.

На центр надейся, да сам не плошай

Архангельская область и НАО: объединение отменяется или окладывается? Российская Федерация устроена весьма своеобразно: в ее состав входят несколько субъектов, в состав которых входят еще несколько субъектов - два или даже три. Эта причудливая конструкция последовательно демонтируется. В декабре 2003 года избиратели поддержали идею объединения Пермской области с Коми-Пермяцким автономным округом; в апреле 2005 года состоялся референдум по объединению Красноярского края, Эвенкийского и Таймырского (Долгано-Ненецкий) АО; осенью 2005 года за объединение высказались жители Камчатской области и Корякского автономного округа; весной 2006 года прошел референдум по слиянию Иркутской области с Усть-Ордынским Бурятским АО. Готовы к слиянию Читинская область и Агинско-Бурятский автономный округ: референдум по вопросу объединения назначен в этих субъектах на март 2007 года.

По завершении объединительных процессов в упомянутых регионах в составе Федерации останутся лишь два сложносоставных субъекта: Тюменская область (включает Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО) и Архангельская область с входящим в нее Ненецким автономным округом (НАО).

С Тюменской областью все более или менее ясно: в ближайшее время объединение не планируется, с округами область намерена сотрудничать на основе уже подписанных широкоформатных договоров. В перспективе же взаимоотношений Архангельской области с НАО ясности, напротив, пока нет. Ратифицированный 22 ноября договор между органами государственной власти Архангельской области и Ненецкого автономного округа определяет лишь порядок разграничения полномочий и распределения бюджетных средств между этими регионами.

На мой взгляд, основой для совместного развития он, к сожалению, не является. Нужны дополнительные договоренности и продуманные инициативы.

В администрации Архангельской области это, судя по всему, понимают. Незадолго до ратификации договора губернатор Николай Киселев выступил с идеей создания рабочей группы из представителей законодательной и исполнительной властей обоих регионов для разработки совместной социально-экономической программы. По мнению Николая Ивановича, ключевым моментом программы должен стать вопрос о федеральной бюджетной поддержке Архангельской области и НАО, и поэтому программа должна быть согласована в Минфине и даже в администрации президента России. Губернатор, иначе говоря, полагает, что шаги, направленные на сближение области и округа, должны быть профинансированы из центра.

Что ж, примеры федерального финансирования программ совместного развития субъектов в "матрешечных" регионах есть. Так, в начале 2006 года Владимир Путин подписал указ о мерах по социально-экономическому развитию Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, предусматривающий оказание весомой государственной поддержки в строительстве на территории округа целого ряда значимых социальных объектов (Усть-Ордынский Бурятский округ входит в состав Иркутской области. - Ред.).

Этот пример позволяет надеяться и на оказание федеральной поддержки программы совместного развития Архангельской области и НАО. Позволяет, но следует иметь в виду, что указ президента России о государственной поддержке Усть-Ордынского Бурятского округа был подписан не до, а после того, как область и округ объявили о своем намерении провести референдум об объединении. Федеральный центр, таким образом, профинансировал не столько программу совместного развития, сколько собственно объединение регионов.

А в администрации Архангельской области и НАО до сих пор не заявили о твердом намерении объединяться в единый субъект Федерации. Николай Киселев, правда, в минувшем году говорил о необходимости объединения и даже дату проведения референдума обозначил, но в недавнем интервью ИА "Росбалт-Север", отвечая на соответствующий вопрос, заявил, что он "сейчас не ставил бы вопрос об объединении". Но если сам губернатор не знает четкой последовательности и цели своих действий, то надежды на финансовую поддержку из федерального центра вполне могут не оправдаться.

Отсутствие у губернатора внятной позиции по данному вопросу не означает, конечно, что следует отказаться от выработки программы совместного развития области и округа. Такая программа, безусловно, нужна. Но ее разработчики должны исходить из того, что задачу укрупнения регионов, поставленную президентом России, никто пока не отменил, и поэтому конечной целью программы совместного развития должно стать решение именно этой задачи.

Если исходить из необходимости объединения, то озвученное губернатором в упомянутом интервью намерение выйти в следующем году с инициативой внесения поправок в Бюджетный кодекс РФ представляется нецелесообразным: его действующая редакция не просто подталкивает, а фактически принуждает сложносоставные регионы к объединению, следовательно, не нужно в Бюджетном кодексе ничего менять.

Более приемлема другая идея губернатора - практическая - о совместном с НАО строительстве и реконструкции областных здравниц, где могли бы на льготных условиях отдыхать и поправлять здоровье жители НАО. Действительно, почему бы, например, областной администрации не направить часть средств, поступающих из округа по договору, на завершение строительства нового корпуса Архангельской областной клинической больницы (АОКБ)? И почему бы, когда этот корпус будет достроен, не зарезервировать в нем на льготных условиях часть мест для жителей НАО? Решение о совместном финансировании строительства нового корпуса областной больницы нужно принимать.

Кстати, буквально на днях стало известно о намерении администрации округа подписать с Республикой Коми соглашение о сотрудничестве. Соглашение предусматривает взаимодействие в сфере развития транспортной инфраструктуры и в решении вопросов социально-экономического развития малочисленных народов Севера. Будут разработаны проекты создания совместных предприятий по переработке рыбы и оленины. Получается, что нет никакой необходимости согласовывать такой договор ни в Минфине, ни в администрации президента. Совершенно очевидно, что только практическая реализация соглашения будет способствовать сближению этих двух регионов.

Александр ХАРИН. Депутат областного Собрания.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя