|
Правда Севера
6 декабря 2006 (233)
Александр ХАРИН.
На центр надейся, да сам не плошай
Архангельская область и НАО: объединение отменяется или окладывается?
Российская Федерация устроена весьма своеобразно: в ее состав входят несколько субъектов,
в состав которых входят еще несколько субъектов - два или даже три. Эта
причудливая конструкция последовательно демонтируется. В декабре 2003 года
избиратели поддержали идею объединения Пермской области с Коми-Пермяцким
автономным округом; в апреле 2005 года состоялся референдум по объединению
Красноярского края, Эвенкийского и Таймырского (Долгано-Ненецкий) АО; осенью
2005 года за объединение высказались жители Камчатской области и Корякского
автономного округа; весной 2006 года прошел референдум по слиянию Иркутской
области с Усть-Ордынским Бурятским АО. Готовы к слиянию Читинская область и
Агинско-Бурятский автономный округ: референдум по вопросу объединения назначен в
этих субъектах на март 2007 года.
По завершении объединительных процессов в упомянутых регионах в составе
Федерации останутся лишь два сложносоставных субъекта: Тюменская область
(включает Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО) и Архангельская область с
входящим в нее Ненецким автономным округом (НАО).
С Тюменской областью все более или менее ясно: в ближайшее время объединение не
планируется, с округами область намерена сотрудничать на основе уже подписанных
широкоформатных договоров. В перспективе же взаимоотношений Архангельской
области с НАО ясности, напротив, пока нет. Ратифицированный 22 ноября договор
между органами государственной власти Архангельской области и Ненецкого
автономного округа определяет лишь порядок разграничения полномочий и
распределения бюджетных средств между этими регионами.
На мой взгляд, основой для совместного развития он, к сожалению, не является.
Нужны дополнительные договоренности и продуманные инициативы.
В администрации Архангельской области это, судя по всему, понимают. Незадолго до
ратификации договора губернатор Николай Киселев выступил с идеей создания
рабочей группы из представителей законодательной и исполнительной властей обоих
регионов для разработки совместной социально-экономической программы. По мнению
Николая Ивановича, ключевым моментом программы должен стать вопрос о федеральной
бюджетной поддержке Архангельской области и НАО, и поэтому программа должна быть
согласована в Минфине и даже в администрации президента России. Губернатор,
иначе говоря, полагает, что шаги, направленные на сближение области и округа,
должны быть профинансированы из центра.
Что ж, примеры федерального финансирования программ совместного развития
субъектов в "матрешечных" регионах есть. Так, в начале 2006 года Владимир
Путин подписал указ о мерах по социально-экономическому развитию Усть-Ордынского
Бурятского автономного округа, предусматривающий оказание весомой
государственной поддержки в строительстве на территории округа целого ряда
значимых социальных объектов (Усть-Ордынский Бурятский округ входит в состав
Иркутской области. - Ред.).
Этот пример позволяет надеяться и на оказание федеральной поддержки программы
совместного развития Архангельской области и НАО. Позволяет, но следует иметь в
виду, что указ президента России о государственной поддержке Усть-Ордынского
Бурятского округа был подписан не до, а после того, как область и округ объявили
о своем намерении провести референдум об объединении. Федеральный центр, таким
образом, профинансировал не столько программу совместного развития, сколько
собственно объединение регионов.
А в администрации Архангельской области и НАО до сих пор не заявили о твердом
намерении объединяться в единый субъект Федерации. Николай Киселев, правда, в
минувшем году говорил о необходимости объединения и даже дату проведения
референдума обозначил, но в недавнем интервью ИА "Росбалт-Север", отвечая на
соответствующий вопрос, заявил, что он "сейчас не ставил бы вопрос об
объединении". Но если сам губернатор не знает четкой последовательности и цели
своих действий, то надежды на финансовую поддержку из федерального центра вполне
могут не оправдаться.
Отсутствие у губернатора внятной позиции по данному вопросу не означает,
конечно, что следует отказаться от выработки программы совместного развития
области и округа. Такая программа, безусловно, нужна. Но ее разработчики должны
исходить из того, что задачу укрупнения регионов, поставленную президентом
России, никто пока не отменил, и поэтому конечной целью программы совместного
развития должно стать решение именно этой задачи.
Если исходить из необходимости объединения, то озвученное губернатором в
упомянутом интервью намерение выйти в следующем году с инициативой внесения
поправок в Бюджетный кодекс РФ представляется нецелесообразным: его действующая
редакция не просто подталкивает, а фактически принуждает сложносоставные регионы
к объединению, следовательно, не нужно в Бюджетном кодексе ничего менять.
Более приемлема другая идея губернатора - практическая - о совместном с НАО
строительстве и реконструкции областных здравниц, где могли бы на льготных
условиях отдыхать и поправлять здоровье жители НАО. Действительно, почему бы,
например, областной администрации не направить часть средств, поступающих из
округа по договору, на завершение строительства нового корпуса Архангельской
областной клинической больницы (АОКБ)? И почему бы, когда этот корпус будет
достроен, не зарезервировать в нем на льготных условиях часть мест для жителей
НАО? Решение о совместном финансировании строительства нового корпуса областной
больницы нужно принимать.
Кстати, буквально на днях стало известно о намерении администрации округа
подписать с Республикой Коми соглашение о сотрудничестве. Соглашение
предусматривает взаимодействие в сфере развития транспортной инфраструктуры и в
решении вопросов социально-экономического развития малочисленных народов Севера.
Будут разработаны проекты создания совместных предприятий по переработке рыбы и
оленины. Получается, что нет никакой необходимости согласовывать такой договор
ни в Минфине, ни в администрации президента. Совершенно очевидно, что только
практическая реализация соглашения будет способствовать сближению этих двух
регионов.
Александр ХАРИН.
Депутат областного Собрания.
| |