|
Правда Севера
9 декабря 2006 (236)
Вадим РЫКУСОВ.
Сергей Никитин. Прививка человеческого общения
Во вторник в Архангельском городском культурном центре в компании трех молодых
музыкантов пел и играл на гитаре человек, которого знают все от мала до велика.
Сергей Никитин. Его голосом поет Андрей Мягков в "Иронии судьбы", с его песнями
связана студенческая жизнь не одного поколения, с его голосом ассоциируются
герои детских мультфильмов.На архангельском концерте Сергея Никитина царила
атмосфера доброты и юмора. (Был эпизод, когда на сцену вышла прогуляться кошка).
Прозвучали всенародно известные "Александра", "Под музыку Вивальди", "Если у вас
друга нет" и менее знакомые песни (в частности песни, написанные на стихи
ушедшего из жизни молодого екатеринбургского поэта Бориса Рыжего). Ну и,
конечно, такое мероприятие немыслимо без плотного общения с залом, совместного
исполнения песен, забавных историй.
После концерта патриарх отечественной бардовской песни ответил на вопросы
корреспондента "ПС".
- Сергей Яковлевич, в своих интервью вы часто призываете защитить детей от
потока "фабрик звезд". Думаете, дети в опасности?
- Думаю, если наших детей оставить наедине с компьютером и телевизором, это
грозит национальной катастрофой. Речь идет о сохранении национальной
идентификации. Если же люди, и особенно дети, пойдут по тому пути, который
прокладывает коммерческое телевидение (а все центральное телевидение -
коммерческое, за исключением, слава богу, канала "Культура"), то последующее
поколение будет придатком в мировой системе потребления. Потеряет национальное
лицо, характерную для русских людей тягу к духовности и так далее. Поэтому мне
кажется, что все взрослые люди должны вкладывать свои силы и время в то, чтобы
давать детям прививку нормального человеческого общения. Мы с Татьяной (женой и
автором-исполнителем. - В. Р.) по мере сил стараемся это делать.
- Песней можно воспитывать?
- Все ведь начинается с колыбельной. Это та среда - и музыкальная, и духовная, и
человеческая, - которая помогает вырасти маленькому человеку. Это не просто одна
интонация, это и русский язык, и поэтическое слово. Вначале было слово... А если
только слушать радио и смотреть телевизор, то получится Эллочка-Людоедочка.
- Принципиально для вас что важней: слово или музыка?
- Кто важнее: папа или мама? (Смеется). В том, что мы с Татьяной Никитиной
пытаемся делать всю жизнь, все-таки во главу угла ставится поэтическое слово,
высокая литература. И все средства, которые применяются, используются для того,
чтобы донести свою любовь и понимание того или иного стихотворения. И в конце
концов в удачных случаях литература обретает крылья.
Без музыки этого не сделаешь. В самой поэзии уже заключена музыка. Но бывают
случаи, когда слова и музыка, как говорится, женятся друг на друге и возникает
третье качество. Это третье качество очень ценное. И там невозможно сказать, что
главное: слова или музыка. Те слова, которые стали настоящей песней, гораздо
легче и надежнее западают в души людей.
- С режиссером Петром Тодоровским вы продолжаете сотрудничать?
- Да, мы записали второй диск. Он готовится к выпуску. Играть с Петром -
огромное наслаждение.
- Как вы относитесь к инициативе возобновления института худкомиссий?
- Я за свободу, за отсутствие цензуры. Просто нужно, чтобы кто-то позаботился,
чтобы у людей был выбор. Нужно предоставить трибуну и каналы людям искусства.
Это государственная задача. Михаил Светлов говорил: "Талантам нужно помогать,
бездарности пробьются сами". Должна быть государственная политика, но не в том,
чтобы запрещать что-то, а чтобы предоставлять средства коммуникации.
- В советские времена, будучи известным артистом, вы долгое время продолжали
заниматься наукой. Почему?
- Статус научного работника был уважаем. Сотрудник академии наук, кандидат наук
- это звучало. А потом ведь трудно было попасть в "Москонцерт", в "Росконцерт".
Зато в партию приглашали настойчиво. Я не соглашался, говорил, что недостоин.
| |