|
Правда Севера
9 декабря 2006 (236)
Владимир МАЛКОВ.
Тайный ход
Бывший строитель Севмаша утверждает, что видел подземный туннель, построенный
монахами Николо-Карельского монастыря.
По поводу того, есть или нет подземный ход
из Николо-Карельского монастыря, расположенного ныне на территории Северного
машиностроительного предприятия Северодвинска, всегда было много слухов,
домыслов и предположений. Сторонники существования такого хода опирались на
исторические примеры, согласно которым практически не было монастырей без
скрытых подземных кладовых, колодцев и путей отхода насельников в случае крайней
необходимости. Противники же этой теории апеллировали к фактам: во время
строительства завода было перемещено огромное количество грунта, и не попасть
ковшом экскаватора в подземное сооружение было просто невозможно.
И вот недавно один из строителей заводских цехов и объектов решился рассказать о
событиях тридцатилетней давности. Все эти годы он хранил молчание, опасаясь
ответственности за произошедший случай от руководства родной "конторы" и кары
господней за вторжение в его святая святых.
Бывший инженер "Севмашмонтажа" Валентин Александрович Лужбинин сейчас находится
на заслуженном отдыхе. Почти за тридцать лет трудовой жизни на территории завода
при его непосредственном участии были введены в строй десятки цехов и других
объектов. В 1973 году он находился на должности мастера. И в сентябре ему было
поручено произвести планировочные работы на территории, где находились
монастырь, монастырский дом (швейная мастерская), ГРС (газораздаточная станция),
железнодорожная ветка на ТЭЦ-1.
- Необходимый для производства работ тяжелый бульдозер из субподрядной
организации был доставлен на объект только к началу второй смены, - рассказывает
Валентин Александрович. - Долго не ладилось с запуском двигателя. Затем
заморосил мелкий холодный дождь. В девятнадцать часов бульдозер начал равнять
площадку, на которой кроме песка и щебня находилось большое количество
строительного мусора, свозимого сюда от других строящихся объектов. И вот в
какой-то момент бульдозер хорошо тряхнуло - и он застыл на месте.
Зайдя вперед, я увидел торчащее из земли толстое черное отесанное с одной
стороны бревно, которое, как противотанковый еж, одним концом уходило в глубь
земли, а другим, торчащим из земли, врезалось в нож бульдозера и не давало
последнему двигаться. Бульдозерист развернул машину и зашел с боковой стороны.
Сто тридцать лошадиных сил бульдозера надавили на упрямое бревно с боку, но оно
оказалось на удивление крепким - чистое железо.Как рычаг оно стало выворачивать
из земли такие же черные бревна. Машинист затормозил, так как решил, что нарушил
какое-то коммуникационное сооружение. Вдвоем с бульдозеристом мы осторожно
подошли к проему, образовавшемуся после поднятия трех-четырех бревен. Внизу
зияла яма глубиной до двух с половиной метров и шириной до полутора.
По опущенной вниз деревянной лестнице я осторожно спустился вниз и, осветив
мрачное пространство зажженной газетой, увидел туннель, уходящий далеко вперед и
назад. Черные плоские деревянные стены и потолок в поперечнике кольцом
охватывали такие же крепежные бревна. Пола было не видно, так как он был залит
водой. Атмосфера была удушливой, а со стороны монастыря доносились звуки,
похожие на хохот. Стало до такой степени не по себе, что ноги отказывались
держать и мурашки покрыли все тело. Стараясь не дышать, я быстро выбрался на
поверхность.
Произошедшее тянуло на ЧП, за которое премии не давали, а вот нагоняй получить
- это пожалуйста. От греха подальше я посоветовал машинисту это дело не
афишировать и быстренько завалить злополучную яму песком, гравием и строительным
мусором. Вскоре площадка была выровнена, задание выполнено...
Больше об этом происшествии Валентин Александрович старался не вспоминать. И
только спустя много лет, когда разговор случайно коснулся Николо-Карельского
монастыря и подземного хода от него, он, словно чего-то вспомнив, медленно, как
бы нехотя, произнес:
- А ведь я был в том самом подземном ходе...
| |