|
Правда Севера
17 февраля 2006 (29)
Ирина КОСОПАЛОВА..
Пропишите нам лекарство от обмана
Наш собеседник - Евгений Новомирович Волков, кандидат философских наук,
специалист в области социальной психологии. В сфере его научных интересов -
непростая проблема "промывания мозгов", или, если использовать научную
терминологию, вопросы контроля сознания, манипулирования и психологического
насилия, суть и последствия информационных и психологических войн,
пропагандистских и рекламных приемов, секреты привлекательности различных
тоталитарных и деструктивных культов. Редкое отчество, как замечает Евгений
Волков - наследие деда-большевика. Оно постоянно напоминает, насколько легко
придумать новые слова и насколько сложно в действительности сделать что-то
по-настоящему новое, тем более если это касается сознания и психики человека.
В Архангельск Евгений Волков приехал, чтобы провести семинар с архангельскими
психологами, педагогами по формированию навыков критического мышления и
самозащиты от психологического насилия и манипулирования сознанием. Эта проблема
актуальна у нас в области не менее, чем в других регионах.
Помимо преподавательской деятельности, Евгению Волкову пришлось участвовать в
Архангельске в качестве специалиста в судебном процессе по делу общественной
организации "Духовное возрождение северян". Прокуратура усмотрела в ее
деятельности недозволенные элементы воздействия на психику людей и потребовала
"Духовное возрождение северян" запретить
- Евгений Новомирович, сколько же групп и организаций сомнительного толка
действует сейчас в стране?
- Точно сказать невозможно, но их тысячи, если иметь в виду те организации, что
зарегистрированы или как-то засветились. Число их приверженцев колеблется от
нескольких человек до тысяч и десятков тысяч. Есть объединения, наподобие
Свидетелей Иеговы, которые имеют международный центр и разветвленную сеть
организаций.
- В чем причина того, что множество людей попадают под влияние подобных структур
сектантского толка?
- А в том, что люди просто-напросто необразованны. В обществе ощущается огромный
дефицит знаний в области социальной психологии и недостаток навыков критического
мышления. Как показывает практика, эти знания и умения - надежное
профилактическое и реабилитационное средство, когда мы сталкиваемся с
манипулированием сознанием. Теперь уже известно, как с этим бороться, есть
надежные научно обоснованные и апробированные методики. Проблема в том, что
специалистов можно по пальцам пересчитать и наши органы образования пока что не
слишком озабочены этой проблемой. Уместна такая аналогия: автомобиль создан, он
ездит, но в качестве образца. Нужно запустить его в серию.
- Нельзя не согласиться с тем, что средство от обмана - элементарная логика,
способность посмотреть на себя и на ситуацию со стороны. Как же вы этому учите?
- На своих семинарах я прежде всего пытаюсь показать, как взрослые, образованные
люди легко "ведутся", впадают в заблуждение, в логическую ошибку, становятся
пешками в чужой игре. Вот простой пример: на семинаре обучающиеся получают некое
задание с подробными инструкциями по его выполнению, а затем им предлагается
другое задание, при выполнении которого они механически используют прежние
инструкции, в данном случае абсолютно не нужные и даже бессмысленные. Таким же
примерно образом, чтобы контролировать наше поведение, определенные люди и
структуры используют нашу зависимость от шаблона, поведенческого стереотипа и
сами же в скрытой форме формируют нужный им стереотип.
- Подобными приемами грешат и политтехнологи, и распространители
недобросовестной рекламы, не только гадалки-шарлатанки и сектанты, не так ли?
- Да, это так. Человек, обладающий развитым критическим мышлением, в достаточной
мере защищен от психологического манипулирования как в частной, так и в
общественной жизни. Вся проблема в том, что явно недостает критической массы
людей, способных противостоять недобросовестным и вредоносным методам
психологического воздействия.
- Жертвы психологического насилия часто утверждают в один голос, что они
счастливы и ничего другого им не надо. Может, все же лучше предоставить их самим
себе, раз они на этом настаивают?
- Нельзя, оценивая психическое состояние человека и уровень его социального
благополучия, ориентироваться исключительно на субъективные его ощущения.
Наркотики, например, позволяют испытать такую эйфорию, с которой не сравнятся
никакие иные переживания. Но к чему это приводит?
Те люди, о которых вы говорите, не решают своих реальных психологических и
жизненных проблем. Они этих проблем просто не видят. Можно ведь испытывать кайф
во время кораблекрушения, если не оценить реально меру грозящей опасности. В
такой ситуации нужно искать средства к спасению, а не тонуть, пусть и в самом
благодушном настроении.
Кстати, поднятый вами вопрос не так-то прост даже для специалистов.
Петербургские психиатры, например, положительно оценили воздействие на психику
российских последователей секты Аум-Сенрике идеологии и деятельности этой секты,
поскольку сектанты были всем довольны. И буквально через несколько месяцев после
того как было дано это заключение, в токийском метро секта Аум-Сенрике устроила
газовую атаку, отравив множество людей. Были и погибшие. Так что человек может
субъективно быть абсолютно счастлив и при этом представлять опасность и для
себя, и для окружающих.
- С какого же возраста и как нужно воспитывать у детей критическое мышление?
- Чем раньше, тем лучше. В идеале - с рождения. И начинать родителям и
воспитателям нужно с себя. Невозможно учить тому, чего сам не знаешь и не
умеешь.
| |