|
Правда Севера
2 февраля 2006 (18)
Альберт НОВОСЕЛОВ.
Творить добро!
Этот завет Федора Абрамова особенно актуален сегодня
Сейчас новый век, и Россия иная, не часто в ней услышишь классическую музыку,
или народную песню в исполнении знаменитых мастеров (Бабкина с ее
псевдорусскостью не в счет), или хотя бы подобную райкинской сатиру, прочтешь
книгу о жизни трудовых людей. И невольно вспоминается державинское:
Как вкус и нравы распестрились!
Весь мир стал полосатый шут.
Толпа гогочет у современных "кривых зеркал" и в "парках юмора" смехачей. Но
народ как культурная общность не приемлет этого "искусства". На нынешних
Рубцовских чтениях в Емецке, к примеру, безруковская телеподелка о Есенине
единодушно названа провокацией против талантов России, прославивших своим
творчеством Родину.
В "Апокрифе" Виктора Ерофеева на канале "Культура" 18 января взялись ругать и
высмеивать метод социалистического реализма. Как якобы искусство "того, чего не
было" (социализма). А заодно пинать возникшую ныне моду на соцреализм (ставятся
в театрах пьесы Валентина Распутина, Александра Вампилова, других советских
авторов, а провинциальные деятели культуры интуитивно отвергают постмодернизм и
попсовые судороги, стараются изображать реальную жизнь современников). Пинать
как некую "игру". То есть подразумевают, что эта "игра" - заигрывание с народом
(жаждущим не попсы, а подлинного искусства), которое "скоро надоест".
Робкая попытка приглашенной на тусовку студентки возразить, что его надо знать и
уважать как элемент истории культуры, была сбита Ерофеевым так: а вот в Германии
было искусство нацистов, его тоже надо уважать, раз оно было? И как он был горд,
что поставил в тупик девчонку, не догадавшуюся ответить, что фашистское
искусство не было соцреализмом, о котором идет речь. Ерофееву вторили Илья
Глазунов и другие ныне сытые страдальцы советской системы, небрежно скидывающие
на свалку истории и неудачи, и шедевры жизнеутверждающего советского искусства и
литературы. Дешевое критиканство и зубоскальство (по выражению Федора Абрамова)
кому-то, может, и нравится, а мне - нет.
И подумалось: попробовали бы эти фарисеи и растлители умов потягаться в споре с
корифеями (коих, понятно, не приглашают на свои ток-шоу). Был бы жив тот же
Абрамов, он бы им выдал по полной программе! Бывало, его выступления на
телевидении по три часа держали всю страну у экранов - такой это был писатель-
соцреалист и подлинный страдалец за свой народ. Недавно, кстати, вышла книга
Людмилы Егоровой (замечу, автора абсолютно оригинального и певца Пинежья
неповторимого) "Мой Федор Абрамов" - в ней слиты воедино и неподдельная
искренняя любовь земляков, и не фальшивое преклонение читателей перед классиком
советской "деревенской" прозы, и гордость за его талант.
Никуда не ушло из русской культуры творчество Абрамова, и можно привести его
слова в пику нынешним хулителям. "Писать - значит творить добро", - говорил он.
Вот она, подлинная цель, предназначение всего искусства, и соцреализм был самым
адекватным выражением этого всеобщего принципа. "Одно из главных назначений
писателя - поддерживать в духовной форме свой народ", - вот кредо Ф. Абрамова.
Эти-то идеалы и непреложные истины и бесят обласканных нынешней властью
Ерофеевых, им-то и не хотят служить хулители соцреализма, поскольку не знают
своего народа за пределами Садового кольца Москвы да и поклоняются золотому
тельцу, а не вечным ценностям.
Да, метод соцреализма грешил своими недостатками, имел и тогда как восторженных
адептов, так и беспощадных и злобных критиков. Но он ушел в прошлое, нынешние
робкие попытки возрождения, следования ему, может быть, действительно только
игра. Однако великие произведения и всемирно признанные таланты Советской России
(надо ли перечислять? Их бесконечно много) навсегда останутся сокровищем русской
и мировой культуры, как бы ни изгалялась над ними нынешняя богема.
| |