Пресса Архангельской области
 
786197445 786197445 786197445 -->


Правда Севера
24 февраля 2006 (33)
Инф.

В интересах жителей Архангельска

Неделю назад в "Правде Севера" были опубликованы размышления ректора СГМУ Павла Сидорова. Профессор высказывает предположение, что воздействие канцерогенных веществ (в частности, соединений хлора) влияет на уровень самоубийств. Возможно, такая корреляция существует на самом деле... но доверия к словам г-на Сидорова нет. Он все-таки психиатр, а не эколог, поэтому, вероятно, и путается в простейших примерах.

Профессор заявляет, будто "дополнительно хлор сливается в Двину для очистки канализационных стоков, проходящих через Соломбальский ЦБК" (это цитата!). Но из школьного курса химии известно, что хлор - это газ, и слить его в реку невозможно физически. Вероятно, имеется в виду, что в процессе хлорирования стоков возникают вредные хлорорганические соединения. Но почему бы именно так и не говорить? Это точнее, грамотнее, как и надлежит изъясняться ученому. Далее Павел Сидоров заявляет, что "мы руководству комбината два года назад предлагали программу отказа от хлора... Но с нами не захотели даже встречаться". С вопросом, почему промышленники манкируют инициативы ученого, мы обратились к Татьяне Дробешкиной, специалисту в области экологии, начальнику службы охраны окружающей среды ОАО "Соломбальский ЦБК".

- Начну с того, что в высказывании профессора Сидорова все перевернуто с ног на голову. Слова о том, что администрация предприятия отказалась встречаться с учеными, полностью не соответствуют действительности. Встречи проводились неоднократно в присутствии самого Павла Сидорова, а также Андрея Гудкова, директора института гигиены и медицинской экологии. Однако дальше встреч дело не пошло, хлор по-прежнему применяется для обеззараживания. Естественные вопросы - почему и кто виноват?

История тянется с 1998 года. СЦБК и раньше пытался отказаться от хлорирования, поскольку известно, что при контакте хлора со стоками образуются вредные вещества - диоксины. В Швеции, Германии и других странах, например, законодательно запрещено хлорировать бытовые стоки. Если на очистных сооружениях существует система биологической очистки, такая как на СЦБК, то эти стоки вообще не обеззараживаются. Еще в те времена, когда город возглавлял Павел Балакшин, было решено провести эксперимент по отказу от обеззараживания. В проекте кроме нас участвовали органы санэпиднадзора, шведские специалисты. Соломбальский ЦБК со своей стороны выполнил все условия договора - была разработана программа, получено согласование со стороны надзорных природоохранных органов. Оставалось провести эксперимент, но в последний момент санэпиднадзор, как мы считаем, не рискнул взять на себя ответственность и отказаться от обеззараживания. На этом дело заглохло. Тем временем СЦБК, выполняя условия программы, уже отказался от партии хлора и был вынужден на месяц прекратить обеззараживание. Для нас это обернулось штрафом и строгим предписанием от СЭС. Между тем за это время не было отмечено ни роста отравлений, ни эпидемии, ни появления болезнетворной микрофлоры в сточных водах после очистных сооружений.

Тогда мы начали искать варианты замены хлора. Рассматривалась возможность применения ультрафиолетового обеззараживания. Оказалось, делать это нельзя, потому что стоки имеют очень высокую цветность, и в этом случае данный метод неэффективен. Другой вариант, с использованием озона, тоже неоднозначен, потому что его действие до конца не изучено. Не ясно, что мы получим в результате такого глубокого окисления. Не будут ли эти вещества еще более токсичны? Что касается очистки гипохлоритом, то, применяя его, мы не избавляемся от образования хлорорганических вредных соединений. Поэтому в данном случае нецелесообразно менять относительно дешевый хлор на дорогой гипохлорит. Мы должны помнить, что за все это будут платить наши жители.

Когда в 2003 году СГМУ вышел к нам с предложением повторно заняться этой проблемой, казалось, мы наконец-то нашли сторонников. После встречи, о которой забыл П.Сидоров, было решено заключить договор и разработать программу проведения эксперимента. Но тут выяснилось, что необходимо получить одобрение Госсанэпиднадзора на проведение эксперимента. Местные органы СЭС не рискнули взять на себя такую ответственность, ссылаясь на отсутствие полномочий. А проведение эксперимента без согласования грозит Соломбальскому ЦБК штрафами и уголовной ответственностью. Мы несколько раз встречались по этому вопросу, но безрезультатно. Договор готов, но не может быть реализован без визы санитарно-эпидемиологической инстанции. Поэтому мне непонятно, на каком основании Павел Сидоров предъявляет обвинения Соломбальскому ЦБК. Странно, что заметный ученый столь смело говорит о далеком для него предмете. Или он, руководствуясь только ему понятными соображениями, нагнетает истерию? Такие статьи будоражат жителей, заставляют их переживать за свою судьбу. Ведь искаженная информация затрагивает интересы не столько Соломбальского ЦБК, сколько жителей города.

Е С Т Ь М Н Е Н И Е

Татьяна ЛИЧУТИНА, зав. лабораторией химии лигнина Института экологических проблем Севера:

- Меня очень удивили слова Павла Сидорова. Все предприятия хлорируют стоки в соответствии с инструкцией, утвержденной санэпиднадзором. Но ее необходимо переработать, привести в соответствие с сегодняшними реалиями. Нельзя хлорировать не только стоки целлюлозно-бумажных предприятий, но и природную воду Северной Двины. Этот процесс вызывает естественное образование хлорорганики. Мы об этом говорим уже лет пятнадцать. То есть органы здравоохранения и санэпиднадзора просто непозволительно не подключаются к решению этой проблемы.

Пресс-служба ОАО "Соломбальский ЦБК".



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя