Правда Севера
3 февраля 2006 (19)
Елена КИЕВСКАЯ.
Болонский процесс: пятилетку в четыре года
1 и 2 февраля в Архангельском государственном техническом университете состоялся
семинар по теме "Интеграция в Болонский процесс - средство для повышения
конкурентоспособности высших учебных заведений".
В 1999 году рядом европейских государств была подписана Болонская декларация,
целью которой стала поддержка создания общеевропейского пространства высшего
образования. А это пространство, в свою очередь, необходимо для того, чтобы
повысить мобильность граждан как в процессе обучения, так и на рынке труда. А
также усилить конкурентоспособность европейской высшей школы.
Россия в последнее время тоже активно подключается к Болонскому процессу - чтобы
и наши дипломы были признаны в Европе. Но одно дело - присоединиться к
декларации, и совсем другое - внедрять ее принципы на нашу почву. Как отметила
на семинаре заместитель директора департамента образования и науки администрации
Архангельской области Елена Кудряшова, любая страна ценит свою национальную
систему образования, поэтому речь идет не о том, чтобы ее разрушить, а о том,
чтобы найти точки соприкосновения.
Этими общими точками стали следующие: внедрение двухуровневого образования в
вузе (бакалавриат и магистратура), системы кредитов - единиц, оценивающих,
сколько труда затратил студент на освоение учебной программы; а также введение в
практику приложения к диплому, аналогичного европейскому. Все это требуется для
того, чтобы университеты и работодатели видели, какие предметы и в каком объеме
освоены человеком.
Аннике Пулккинен, возглавляющая отдел международных отношений финского
университета прикладных наук Кеми-Торнио, приехала на семинар поделиться опытом
своей страны: двухуровневая система в Финляндии распространена уже практически
во всех вузах. Однако заметим, что в странах Северной Европы высшее образование
бесплатное. Зато требования к поступающим достаточно высоки. То есть бакалавр
может стать магистром не напрягая кошелька, исключительно собственным умом. В
России же поступление в магистратуру считается получением второго высшего и
"карается" платой.
Но и без этого переводить нашу систему высшего образования на двухуровневую -
проблема не простая. Отучившийся четыре года бакалавр явно менее подготовлен,
чем специалист с пятью годами за плечами. Если к гуманитарному образованию еще
можно применить европейский аршин, то медицинское вообще непонятно как им
мерить. Кем может работать медик-бакалавр с четырехлетним высшим образованием?
С техническим образованием тоже не так просто. Ректор АГТУ Олег Соколов,
комментируя вопрос перехода технического университета на двухуровневое обучение,
сказал, что все студенты, получившие степень бакалавра, захотели окончить
специалитет и стать инженерами, хотя им и пришлось платить за дополнительный год
обучения.
Кроме того, если университеты будут переводиться на двухуровневую систему в
приказном порядке, это неизбежно повлечет сокращение штатов. Что, понятно,
энтузиазма среди преподавательского состава вызвать никак не может. Однако,
заявил Олег Михайлович, радует, что вопрос включения университета в Болонский
процесс решается без давления, так что руководство вуза не вынуждено принимать
непопулярных мер.
Безусловно, хорошо, если любой архангельский студент запросто сможет уехать в
Норвегию или Швецию, чтобы там поучиться. Главное, чтобы включение в
общеевропейское пространство не шло по тому же принципу, как и все реформы в
России: сперва сделаем, потом расхлебываем последствия.
|