Правда Севера
7 февраля 2006 (21)
Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА.
Повышение цен на транспорте было предрешено
С 15 февраля, напомним, в области поднимается верхняя планка тарифа на проезд в
городском транспорте с 6 до 8 рублей. Маловероятно, что кто-то из муниципальных
и частных перевозчиков не ухватится за эту возможность поднять цены на билеты в
своих автобусах.
Взобраться повыше тариф собирался еще в октябре прошлого года, но тогда
департамент по тарифам и ценам обладминистрации не дал ему это сделать. Доводы
руководителей транспортных предприятий показались чиновникам неубедительными.
Что же изменилось за четыре месяца?
Осенью перевозчики тоже "обижались" на цены на бензин. Но директор департамента
Владимир Блинов ответил им, что топливная часть себестоимости проезда - 14
процентов и подорожание горючего даже на треть даст не более 4-7 процентов
прибавки к затратам предприятий.
И тогда хозяева автобусов сетовали на низкую рентабельность своего дела. Однако,
опять же возражали чиновники, АПАП-1, к примеру, имеет тариф выше экономически
обоснованного и рентабельность порядка 25 процентов. Другие перевозчики - 13-38
процентов, что отнюдь не плохо.
Все дело в низкой загруженности автобусов, резюмировала октябрьская коллегия
департамента. Маршрутки множатся, днем ходят пустые, бегают наперегонки... А за
воздух, который они перевозят, предлагается платить пассажирам. Проблема не в
топливе, а в нерациональном использовании транспортных средств.
Никто не спорит, что бесконечно держать цены на уровне июня 2004 года
невозможно. Но все-таки что заставило чиновников изменить мнение? Маршрутов
меньше не стало, бензин особо не брыкался, рубль в обмороки не падал. Тогда,
значит, департаменту тех же самых аргументов перевозчиков не хватило, а теперь
достаточно?
"Мы пересчитали показатели рентабельности автотранспортных предприятий..." -
говорят в департаменте. Оказывается, если раньше она была в среднем 25
процентов, то теперь восемь... Кстати, на прошлом заседании коллегии
департамента перевозчики заявили, что готовы доказать, что в областной
администрации эту рентабельность определяют неправильно. Неужели погрешность
была так велика и в департаменте совсем не умеют считать?
Участники коллегии 3 февраля обмолвились, что объявления о повышении цен,
появившиеся в некоторых маршрутках задолго до официальной отмашки, связаны с
некой "утечкой информации". Получается, что перевозчики заранее знали о подъеме
планки. Возможно, что такое обещание было им загодя дано. Вот транспортники
(отказа и сопротивления "сверху" они не опасались) и поторопились вывесить
предупреждения в автобусах, дабы и народ подготовить, и чиновникам не дать
отвертеться.
Такие истории вызывают сомнение в том, что департамент достаточно хорошо владеет
ситуацией. Объявления вызвали целую лавину официальных заявлений мэрий,
прокуратуры, областной администрации, что повышение незаконно и самовольно.
Стоило ли так шуметь и трясти Кодексом об административных нарушениях перед тем,
как спокойно согласиться с аргументами перевозчиков и поднять тариф сразу на 30
процентов. Получается, что это был все лишь вопрос времени. Точнее, пары недель.
Начальник управления транспорта и связи мэрии Архангельска Артем Перевертайло на
заседании коллегии отметил, что "принятое решение о повышении тарифов взвешенное
и грамотное. Предприятия не способны были отчислять средства на амортизацию и
обновлять транспорт". По мнению депутата горсовета Михаила Авалиани,
пересматривать тарифы нужно не реже, чем раз в год.
Да, расходы транспортников, особенно муниципальных, растут. И парк старый, и
компенсации за социальные льготы малы. Но в Вологодской области и Республике
Коми, к примеру, шестирублевый тариф удается удержать. А в Пскове цену на
автобусный билет повышают, но до 7 рублей и постепенно: сначала на тех
маршрутах, что уходят далеко на окраины или чуть-чуть "выползают" за городскую
черту. И только в Питере с 1 февраля этот тариф подняли, как и у нас, на 2
рубля. Но это совсем не тот случай, чтобы равняться на столицы.
Вряд ли повышение цен на проезд в городском транспорте не коснется позже и
обладателей льгот.
- Разовые социальные талоны, купленные горожанами на февраль, будут
действительны в течение всего месяца, - заверил нас директор Архангельского
предприятия пассажирских перевозок Анатолий Смирнов.
Пообещал сохранить льготы на февраль и руководитель Северодвинского
автотранспортного предприятия Сергей Неумывако. О марте - пока ни слова.
|