Правда Севера
8 февраля 2006 (22)
Владимир СОКОЛОВ,
Лед крепчает
Прогнозы синоптиков оказались верными
Необычный для северян декабрь с его плюсовыми температурами и мне, признаюсь,
чуть ли не дал повода поверить в глобальное потепление: осень явно затянулась.
Хорошо это или плохо, но навигация на Белом море была продлена на полтора
месяца.
Суда, имеющие низкий ледовый класс, в начале зимы спокойно работали (невиданный
случай!) как в Нарьян-Маре, так и на востоке Баренцева моря. На Северной Двине
кромка ледового припая еще перед Новым годом держалась у острова Лебедин, а при
отливе река выносила прочь хрупкие поля льда.
С установлением в Архангельске ледовых пешеходных переправ долго возникали
проблемы. Наперекор очевидному синоптики Севгидрометслужбы продолжали
утверждать: "Природа возьмет свое".
Штаб ледовых операций (ШЛО) при администрации порта Архангельск был создан, как
обычно, в конце осени. 10 декабря ледоколы "Капитан Косолапов" и "Капитан
Чадаев" начали первые перестановки судов в ледовых условиях. Однако заявки от
судовладельцев чаще поступали на работу буксиров - их мощности при том состоянии
льда было достаточно. И моряки, и портовики, довольные таким подарком от
"небесной канцелярии", работали почти в летнем режиме.
Порт к концу года подошел с итогом в 1200 судозаходов. Для сравнения, в 2004
году их было чуть больше тысячи. В 2003м, тяжелом по ледовой обстановке, году в
Архангельске побывали 860 судов, в том декабре героическим считался каждый заход
и выход.
Арктика напомнила о том, что она рядом, лишь в январе. Настоящий холод пришел,
как утверждают метеорологи, надолго: ночами температура воздуха по-прежнему
будет ниже 30 градусов. Арктический антициклон покинет Поморье, вероятно, в
конце этой недели. Морозы и ледовая обстановка, естественно, скорректировали
работу флота.
Своеобразным началом ледокольной кампании ШЛО считает дату выхода ледокола
"Диксон" на морские проводки. В нынешнем году такой выход состоялся 2 февраля. В
конце минувшей недели "Диксон" взял под проводку караван из трех судов - "Сергей
Кузнецов", "Сояна" с пилолесом и "Альбатрос" с грузом металлолома. В воскресенье
оставил их на северной кромке у мыса Городецкий и вернулся в Архангельск уже с
другим караваном: два лесовоза ("Екатерина Белашова" и "Механик Ярцев"), траулер
"Крупино", буксир "Викинг".
Капитаном Архангельского порта Ястребцевым издано распоряжение, согласно
которому самостоятельно в беломорский лед могут ходить теплоходы, имеющие класс
Л-2 (техническое состояние судна позволяет идти в битом льду толщиной до 70
сантиметров).
Сергей Ястребцев так комментирует нынешнюю ледовую обстановку:
- Бассейн Белого моря уже исчерпал свой тепловой запас. В дальнейшем с каждым
морозным днем лед будет крепче, морякам будет все сложнее ходить без ледокола.
Ледовая обстановка ухудшилась настолько, что в помощь "Диксону" мы взяли
мурманский ледокол "Капитан Драницын". Он будет проводить во льдах большегрузные
танкеры и транспорты. Большой удачей для судовладельца я считаю тот факт, что,
наконец-то, завершился ремонт ледокола "Капитан Евдокимов". Если задержка в
вводе его в эксплуатацию произошла в 2003 году, когда морозы ударили в ноябре,
убытки по простоям судов исчислялись бы миллионами. Не все в порядке на судах,
стоящих в реке на зимнем отстое. Судно "АРБ-4" еще осенью было ошвартовано в
Лайском СРЗ неграмотно. Подморозило, и лед начал ломать корпус плавсредства. От
судоремонтников Лаи уже поступила заявка по перестановке АРБ-4 в безопасное
место с помощью ледокола. Но администрация Приморского района высказывается
против разрушения ледовых дорог в Никольском рукаве.
Действительно, сообщение между городом и такими крупными селами, как Ластола и
Вознесенье, после прохода ледокола будет надолго прекращено. И потому пока мы не
приступаем к этой работе: ищем другие способы околки судна. Но без согласия
приморской райадминистрации ледокол в Лаю посылать мы не намерены.
По информации руководства Талажской нефтебазы, с февраля по июнь она будет
частично закрыта на реконструкцию. Иностранные танкеры-двадцатитысячники в этот
период в Архангельск заходить не будут. Это несколько облегчает задачу на
вторую, самую тяжелую половину зимы как штабу, так и ледокольщикам.
|