Пресса Архангельской области
 


Правда Севера
8 февраля 2006 (22)
И. ОРЛОВ.

Архангельск ждет атомное тепло?

В районе Архангельска, с учетом Северодвинска, Новодвинска и всего левобережья Северной Двины, давно сложилась неблагополучная обстановка с энергетикой. К сожалению, она стала привычной. Есть два обстоятельства, которые побуждают бить тревогу. Первое: пора настроиться на новые реалии. Речь идет о том, что завозимое топливо резко дорожает из-за постоянного роста цен на него и растущих железнодорожных тарифов. Эти "добавки" прямо перетекают в расходы и без того тощих кошельков северян. Второе: энергетические проблемы в один день не решаются: на это нужны годы подготовительной и организационной работы, результативный поиск финансовых средств.

Те времена, когда были уместны ожидания "доброго дядюшки", который живет в Москве и думает о северных окраинах России, уже не вернутся. Рыночные условия диктуют правила: желаемый результат достигается самостоятельной инициативой и деловой активностью регионов. Крупные программы индивидууму не по плечу, но свои пожелания и надежды он реализует через тех, кого выбирает. Потому что надеется на него и доверяет. Хотелось, чтобы те люди, которые сегодня у руля экономического и социального развития Архангельской области, еще раз проанализировали ситуацию и перспективу, приняли правильное направление в решении энергетических проблем.

Желательно конкретизировать содержание нашего разговора и сузить до реального предела возможный разброс мнений. К примеру, не будем отвлекаться на дебаты о том, что "атомная энергетика в мире затормозила свое развитие, и зачем нам, в Архангельске, идти по непопулярному пути?"

По последним данным МАГАТЭ (отчет за 2004 г.), в мире эксплуатируется 440 атомных блоков средней мощностью по 1000 МГвт. Строится 26. В прошлом году введено 5, начато в текущем 2. Назовем страны: Китай, Япония, Россия, Украина, Финляндия, Франция. Ожидается к 2020 г. ввод 127 блоков, в том числе в США - до 30 блоков, в Китае - 20. Открывают атомные программы даже те страны, которые временно их приостанавливали (к примеру, Швеция, Германия): они не хотят держать свои экономики на дорогой "газовой игле". Доли АЭС в производстве электроэнергии такие: Франция -75 процентов, Япония - 35 процентов, Германия - 32 процента, Англия - 29 процентов, США - 20 процентов, бывшие страны СЭВ и Финляндия - 20-50 процентов. Россия - всего 16 процентов, и только к 2020 г. ожидается рост до 23 процентов.

Хотелось бы исключить и позицию "невесты на выданье". Никто Архангельскую область уговаривать не будет. Это хорошо понимают другие регионы страны, которые сейчас активно работают над проектами привлечения на свои территории объектов атомной энергетики, в первую очередь - для теплообеспечения.

Нежелание (независим от причин) заниматься атомной теплоэлектро централью (АТЭЦ) не стоит маскировать заявлениями о том, что область озабочена поиском новых энергоисточников (приливные станции, биотопливо); что будут проводиться жесткие экспертизы и тендеры по АТЭЦ; что регион вправе самостоятельно выбрать тип реактора и т. п.

Это выглядит дилетантски. Слишком серьезно атомное производство и слишком горькие уроки преподал нам Чернобыль, чтобы ставить под сомнение действующее государственное законодательство в этой сфере. Заказчиком и застройщиком АТЭЦ выступают Росатом и концерн "Росэнергоатом", а контролируют их действия многочисленные специализированные организации. Поэтому не следует пугать людей атомными "страшилками" и предстоящим отвлечением огромных финансовых средств из областного бюджета. АТЭЦ - это подарок государства региону. Сегодня важно участвовать в местной научно-общественной экспертизе, что предусмотрено регламентом проекта АТЭЦ. И что, кстати, в 2003 г. уже проводилось (к слову - на высоком профессиональном уровне).

Не стоит отвлекаться и на популярную в верхах областной власти тему газа. Пока известно одно, что из 643 километров газопровода Нюксеница-Архангельск, начиная с 1993 г., за двенадцать лет построено лишь 146 километров. Задача ближайших лет - дойти лишь до Плесецка.

Нельзя закрывать глаза и на то, что внутренние цены на газ стремятся сравняться с экспортными (с $40-48 до $140-170 за 1000 кубометров). Правительство пытается сдержать удорожание "голубого топлива" директивными ограничениями. Сначала был установлен порог в 20 процентов роста цены в год, затем его понизили до 15 процентов. На 2006 г. расчетный рост составляет 11 процентов.

Планируемые объемы поставки газа для Архангельска, Северодвинска и Новодвинска недостаточны. И далеко не факт, что если "труба состоится", то эти объемы будут предъявлены для отопления.

Рассматривался и проект строительства в Архангельске метанолового завода с последующим экспортом его продукции. Но сегодня морские газопроводы "Голубой поток" на Черном море и Балтийский газопровод становятся геополитическими объектами. Соглашение "Газпрома" с американцами об экспорте сжиженного газа из Усть-Луги (С.-Петербург) тоже не конкуренты для нас.

Несколько слов о выборе типа реактора. Эта тема не простая, но не в техническом смысле, а в тактическом. Однозначно высказались за ВК-300 многие специалисты-атомщики, есть директивные документы руководства Росатома. Но есть и группы разработчиков, которые хотят продвинуть свои собственные проекты. Особенно активны те, кто вел разработки для подводных лодок и морских судов. Эти внутренние разногласия очень удобны для тех, кто тормозит проект строительства АТЭЦ. Если говоришь: "Выберите реактор, кто мешает?", в ответ - молчание. Потому что выбирать не из чего. Альтернативные проекты реакторов либо находятся "в сыром виде" и требуют годы и миллионы рублей на их доработку, или же не выдерживают по требованиям безопасности для берегового гражданского применения.

Прототип ВК-300 работает уже сорок лет. За рубежом его технология широко применяется ввиду высокого уровня безопасности и эффективности. Специальная комиссия Росатома решит этот вопрос. Чрезмерная активность некоторых аппаратных работников только навредит Архангельской области.

Из вышесказанного напрашивается один важнейший вывод: с социальным благополучием северян шутить нельзя. А это - надежное теплоснабжение в северных условиях и платежеспособные тарифы. Они уже сегодня самые высокие в стране и продолжают расти вместе с ценами на мазут, уголь, газ, железнодорожные перевозки. Аналитики прогнозируют энергетический кризис в 2009-2010 годах. Если, конечно, задержать ввод АТЭЦ, которая является безальтернативным решением.

Работа по продвижению проекта становится еще сложнее и более многоплановой. Каковы новые обстоятельства?

Не углубляясь в детали, просто назовем их: изменение порядка бюджетного финансирования крупнейших проектов с переходом на систему государственно- частного партнерства; образование Инвестиционного фонда РФ для значительных инновационных и социальных проектов; акционирование с 2006 г. концерна "Росэнергоатом"; очередная реструктуризация Росатома; задачи по увеличению выработки электроэнергии от АЭС (а это приоритет на завершение заделов и укрупнение энергоблоков); возросшее количество регионов-конкурентов на строительство атомных отопительных энергоисточников и, наконец, смена руководства отраслью со всеми вытекающими последствиями для аппарата и стратегии.

Перечисленные факторы не возникли вдруг. На них можно было бы своевременно отреагировать и перестроиться. Шаги в этом направлении предпринимались. Но с начала 2005 г. управление проектом оказалось разрушенным. До этого схема функционировала с 2001 г. и была эффективной. При этом бюджетом области не потрачено ни копейки. Схема была простой, но включала в себя всех необходимых специалистов. В Москве - рабочая группа Минатома и представитель администрации области как координатор проекта. В Архангельске - зам. главы администрации и рабочая группа, назначаемая главой администрации области. Сейчас ничего этого нет.

Генеральными проблемными направлениями являются следующие: утверждение базовых документов, вхождение в инвестиционную программу Росатома на 2006 год посредством принятия специального постановления правительства РФ о финансировании из Инвестиционного фонда РФ части стоимости АТЭЦ (энергоблоков); привлечение внешних источников для обеспечения государственно-частного партнерства за счет кредитов (инвестиций) и долевого финансирования промышленных пользователей энергией АТЭЦ; разработка программы социального развития Архангельской области на базе создания АТЭЦ; межведомственное согласование сопрягаемых энергосистем.

Залогом успешной реализации этих планов является логика замысла строительства АТЭЦ. Доказательная база впервые была разработана при подготовке "Декларации о намерениях", подписанной 30 ноября 2001 г. Минатомом России и администрацией Архангельской области. Между прочим, на это было затрачено восемь месяцев. В дальнейшем, на протяжении 2002-2004 гг., разрабатывались базовые документы, в которых детализированы предпосылки и ожидаемые результаты создания АТЭЦ: обоснование инвестиций (ОБИН), обоснование воздействия на окружающую среду (ОВОС) и проект выбора площадки.

В районе Архангельска проживает до 60 процентов населения области и сосредоточена мощная промышленность, включая предприятия военно-промышленного комплекса (ВПК). Однако этот комплекс является, по существу, энергетическим островом, который функционирует за счет дорогого и дальнепривозного органического топлива. Генерирующие предприятия технически изношены. Тарифы за энергию приблизились к платеженеспособному уровню.

Спасти ситуацию может только местный источник дешевой тепловой и электрической энергии. Особенность АТЭЦ в том, что она является региональным производителем энергии, которая потребляется на месте. Это дает уникальную возможность регулировать цены на базе местного законодательства. Таким образом, удовлетворяется главный - социальный заказ на АТЭЦ: надежное и долговременное теплоснабжение при возможно низких ценах за тепло и электроэнергию для населения и промышленности.

АТЭЦ - это внешнее прибыльное инвестирование экономики области со стороны государства в объеме более 30 млрд рублей. От таких подарков не принято отказываться. Тем более что за счет работы АТЭЦ бюджеты всех уровней получают небывалое накопление.

Не буду называть расчетные показатели, а просто приведу статистические данные о первых трех годах работы Волгодонской АЭС, которая, только вырабатывая электроэнергию одним блоком, внесла налогов 1,3 млрд рублей (в т. ч. в областной бюджет - 400 млн рублей и 500 млн рублей - в местные). При одновременном производстве тепла эти цифры возрастают более чем в три раза.

Пополнение в 4000 высокооплачиваемых рабочих мест в Архангельске может серьезно поправить демографическую ситуацию в области. Закрытие котельных и сокращение сжигаемого угля и мазута на энергообъектах серьезно улучшит экологическую ситуацию. Новое жилищно-бытовое и коммунальное строительство позволит повысить комфортность проживания северян.

Наличие мощной машиностроительной базы в Северодвинске рядом со стройплощадкой АТЭЦ дает возможность загрузить Севмаш и "Звездочку" и другие предприятия работой по сборке энергоблоков и производству энергооборудования. Если разумно все организовать, то АТЭЦ даст реальную возможность перейти этим предприятиям к выполнению международных и общероссийских программ по изготовлению и обороту плавучих реакторных установок и энергооборудования для атомных объектов.

Впроцессе движения к большим целям предстоит осмыслить и разработать достаточное количество общих и частных задач. К примеру, взаимодействие с действующими генерирующими и сетевыми мощностями. Главное здесь - найти обоюдоприемлемые решения технического и коммерческого планов.

Действующие ТЭЦ должны работать в комплексе с АТЭЦ в согласованных режимах. Главное - удешевить, в среднем, энергию и сократить до минимума завоз (в первую очередь угля). Для этого должны быть закрыты или переведены в резерв 46-50 угольных локальных котельных и переориентирована Северодвинская ТЭЦ-1.

Будет плохо, если эта мыслительная работа будет выполняться на стороне и теоретически. Специалисты "Архэнерго" и ведомственных ТЭЦ должны сами продумать и предложить выгодную для них схему, в том числе - с решением вопроса примыкания магистральных тепловых сетей. Все должно быть подчинено интересам городов, а значит, людей, которые там живут.

В этом отношении нельзя не отметить оперативность, которую проявила администрация Архангельска, создавшая рабочую группу. Желательно, чтобы ее работа выразилась в конкретном перечне проблем и технологии их разрешения. То же нужно сделать и в Северодвинске, Новодвинске.

Для привлечения ресурсов в проект АТЭЦ и общей координации работ с 2002 года функционирует консорциум "Энергоресурс". Проведена большая работа по изучению рынка возможных кредитных и инвестиционных предложений. На этом пути постоянно возникают как потери, так и новые варианты. Идут предметные переговоры. Последний за два года вариант "Меморандума" с ОАО "Русский алюминий" близок к компромиссу между Росатомом и "Русалом" в части взаиморасчетов на длительную перспективу за электроэнергию для производства 300 тыс. тонн алюминия в год. Для области такое соглашение открывает новые широкие возможности для бюджетных поступлений, использования североонежских бокситов, получения новых рабочих мест на период строительства алюминиевого завода и его эксплуатации. Здесь же и новое социальное строительство. Для АТЭЦ - это возможность получения серьезных инвестиционных вложений. Излишняя электроэнергия получает удобного пользователя, а атомные энергоблоки - спокойный режим эксплуатации, без межсезонных и суточных колебаний.

За время многочисленных встреч и переговоров проявилась одна общая тенденция у зарубежных переговорщиков. Им сложно представить бизнес-план на всю АТЭЦ с длительными сроками строительства, системой возврата капиталовложений и т. д.

Кроме этого, они не могут, по нашему законодательству, участвовать в финансировании энергоблоков, а по правительственным рекомендациям их стран не должны участвовать в атомном строительстве за рубежом. Но когда речь заходит о создании объектов инфраструктуры АТЭЦ на основе локальных бизнес-планов, появляется инвестиционный интерес.

Нужно готовиться к таким решениям, как строительство (по общему проекту и в рамках согласованных планов производства работ) магистральных трубопроводов, объектов транспорта (портопункт, дороги), временной котельной, комплектовочных складов, агробиокомплекса, объектов соцкультбыта и др.

Я приглашаю деловых людей подумать об участии в строительстве и эксплуатации этих объектов на рыночных договорных условиях. Строительство объектов атомной энергетики - дело для широкой гласности и прозрачности. Очевидно, мы мало общаемся с прессой, а она недостаточно активно привлекает тех, кто владеет информацией или имеет отношение к строительству АТЭЦ. Это, в частности, показала дискуссия на "круглом столе" 20 октября 2005 г., который был организован областным Собранием депутатов. Некоторые выступления показали, что далеко не все понимают суть проблем, не представляют, как развивать энергетику региона дальше. Значит, нужно активнее обсуждать эту тему, расширять круг лиц, участвующих в обмене мнениями. Нужна оперативная реакция на предложения, которые возникают в Москве. Тут уместно говорить и об общественном контроле со стороны депутатов, отделений партий, научных коллективов.

И. ОРЛОВ. Академик РАЕН, представитель администрации Архангельской области по АТЭЦ.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя