Правда Севера
8 февраля 2006 (22)
Вадим РЫКУСОВ, Владимир ВАРАКИН.
Артхаос в Архангельске
3 февраля в АГКЦ скрежетал фестиваль экспериментального искусства "Черная точка"
- Трансплантация органов! Сдаем анализы! Уринотерапия! - кричали три
размалеванные девицы в замазанных черной и алой краской белых халатиках, толкая
перед собой тележку с банками и мензурками, где пенилась желтая жидкость. "Что
там? Моча, что ли?.. А-а, пиво..." - перешептывались зрители, завидев в вестибюле
хэппенинг "Оборотни в халатах".
Пофестивалить собралась молодежь: школьники, студенты, панки, гопники и прочие
прогрессивные граждане.
Публика превратила Архангельский городской культурный центр в большой
муравейник. В поисках "художественных откровений" любители альтернативной
культуры сновали с этажа на этаж. То был настоящий "дом искусств" - арт-хаус. На
первом этаже звучала дискотечная музыка, от которой закладывало уши. У микрофона
откровенно бредил некто Шамиль Геббельс. Часть зрителей игнорировала диджейский
сет и направлялась в бар за пивом и кое-чем покрепче.
На втором этаже располагалась выставка. Экспонировались живопись, графика,
фотография, коллажи, инсталляции - в общем, крупные и малые продукты творческого
вдохновения современных поморов. Тематика работ весьма обширна: культ
потребления в нашем обществе, самоопределение личности, насилие и, разумеется,
злодейка любовь. Выставочная территория стала плацдармом для "светских" бесед. В
соседнем помещении играли панк-рок в его самых экстремальных формах. Инструменты
звучали бетономешалкой. Манера пения вокалистов напоминала собачий лай и
поросячий визг. Барабанным перепонкам не было пощады.
Третий этаж - самая темная точка фестиваля. Там царили полумрак и относительное
спокойствие. Полумрак - это необходимое условие для демонстрации видео-арта.
Спокойствие - ввиду низкой тяги публики к этому виду киноискусства. Однако самое
интимное общение и самые жаркие дебаты происходили на нулевом этаже - в курилке
и туалете.
Плюсы
Что бы ни говорили особо придирчивые фестивальные посетители - достойные
экспонаты на "Черной точке" присутствовали. На общем фоне отличались остроумием
работы художника Артема Сметанина. Представьте себе телевизор, где вместо экрана
- толстые глянцевые книги вроде "Ночного Дозора" и Налогового кодекса РФ. Такова
инсталляция "Фарш" - философема об обществе потребления. Театральный коллектив
"Девка Крюкова" выступил с несвойственным ему серьезным спектаклем "РИМмейк" -
интеллектуальной притчей о человеке, "больном одиночеством". Как всегда, были
лиричны произведения фильммейкера Сергея Жигальцова, эти вереницы образов
завораживали.
Молодым творцам предоставили возможность высказаться, что, к сожалению,
случается крайне редко. Тем паче большинство из них идут вразрез с традицией, и
с точки зрения коммерции им ничего не светит. Как оказалось, кой-какие зерна
современного искусства все-таки прорастают на беломорской земле.
Минусы
На пресс-конференции один из организаторов "Черной точки" художник Вячеслав
Ларионов высокопарно вещал об экспериментах и новом слове в искусстве. Что ж,
некоторые участники фестиваля действительно экспериментировали. В манере,
открытой еще лет 40 назад в странах развитой демократии. Дело не в боязни нового
или открытости ему со стороны публики. Ведь нового, по сути, была чайная
ложечка. Зато много было самовыпячивания, как в случае с тем же господином
Ларионовым и его замысловатым перфомансом.
"Ментальные практики поморского даосизма, или Сны императора Лу-Чоу"
представляли собой странный обряд отпевания и воскресения полуобнаженной
девушки, расписанной иероглифами. Пол вокруг этой барышни уставили свечами,
рядом расположились три девушки топлесс и четыре бабули, которые затянули унылую
песню. Маэстро Ларионов кланялся "усопшей", сидя на полу, и демонстрировал
навыки горлового пения. Для пущей таинственности лица артистов скрыли масками.
Народ недоумевал. Кто безмолвно, кто нецензурно.
Панк-группа "Замороженный карась" воспевала туалетную бумагу в одноименном
"хите" собственного сочинения. Куски воспеваемого товара крупным серпантином
летели со сцены в знак признательности благодарным слушателям.
Приводим далеко не все примеры "художественных" безобразий деятелей
"современного поморского искусства". К тому же разворачивались "безобразия" на
площадках, совершенно для них не предназначенных. Трудно воспринимать
выступление театральной труппы на танцполе, и некоторые поклонники Мельпомены,
не пробившись сквозь стену из впереди стоящих зрителей, уходили не солоно
хлебавши.
Не раз во время происходящей вакханалии невольно возникали мысли о
целесообразности возобновления института худкомиссий. Ведь упомянутый выше
артхаУс, по сути, превратился в артхаОс. Дабы почувствовать это, люди платили по
120 рублей. С носа.
|