Пресса Архангельской области
 


Версия для распечатки  
  

Правда Севера
9 февраля 2006 (33)
Альберт НОВОСЕЛОВ.

Северные территории - никаких перспектив?

Меры областной власти по поддержке населения трех северных районов - Мезенского, Лешуконского и Пинежского - явно хромают на обе ноги. Разруха и деградация, невыносимые условия жизни и безысходность, отчаяние и ускоренное вымирание - вот что принесли реформы северянам. Об этом они кричат на всех перекрестках. Но кто их слышит?..

Мы предлагаем читателям мнения лешуконцев о проблемах их района.

Иван МАКСИМОВ.

Председатель районного совета ветеранов:

- Лешуконье называют страной чудес и беззакония. Страной - потому что по территории больше, например, Ивановской области. Бескрайние богатые леса, плодородные сельхозугодья обрамляет своими красными щельями красавица Мезень.

А беззаконие - фактор жизни глухой провинции. С плотностью населения 0,3 человека на 1 кв. км мается она от отдаленности и произвола, в новой России никому не нужная. Район вымирает. Е. Гайдар в начале рыночных преобразований сказал: дескать, делать ничего и не надо, в свободном рынке все неэффективное - умрет. Это была установка на вымирание глубинных территорий России. Тогда проводилась широкая антисеверная кампания. Лешуконцам говорили, что жить на 64-м градусе северной широты холодно и дорого, а потому - глупо. Под этот пропагандистский "барабан" уничтожили леспромхозы, совхозы (забили 12 тысяч голов скота), часть речных судов Мезенского пароходства продали за границу, остальные разрезали на металлолом.

40 самолетов АН-2 Лешуконского авиаотряда тоже режут. Погибла транспортная автоколонна и многое другое. В рыночных преобразованиях умер сам рынок. Мы вернулись в натуральное хозяйство, на подворье.

Бывший губернатор Анатолий Ефремов много лет назад снял финансирование со строительства и даже ремонта дорог внутри района. Новый губернатор Николай Киселёв в первые дни пребывания в должности снял финансирование со строительства дороги на Архангельск. Грунтовые дороги без содержания превратились, естественно, в месиво. Материальное производство стало невозможным, потому что оно невозможно без дорог вообще.

Главное, что у нас отняли - северный завоз. В советское время товары, топливо, материально-технические средства под годовую потребность из Архангельска по весеннему паводку транспортом "море-река" всегда доходили до каждой лешуконской деревни бесплатно. Это и было условием жизни на реке Мезень. Нет теперь этого условия. Транспортная составляющая удорожает товары в два раза и даже больше.

В 50 населенных пунктах района практически нет никакой работы. А на учет по безработице поставлено около 300 человек. Смешно! В одном селе Койнас их фактически больше. Безработица в районе регулируется на уровне 5 процентов. 95 процентов безработных, живущих без пособий, брошены на произвол судьбы без средств к существованию.

На учете в отделе соцзащиты стоит 1082 малообеспеченные семьи. Если бы учет базировался на местном прожиточном стандарте, то их было бы в два раза больше. Еще недавно адресная помощь была спасением от бед. Ее отменили. А что ждет людей впереди?

Мы, безусловно, будем формировать активное протестное движение. Поскольку в деятельности и бездеятельности должностных лиц и органов власти имеются признаки состава преступлений, нам представляется, что в ситуацию необходимо вмешаться областному прокурору. Мы требуем от властей восстановить населению Лешуконского района права на передвижение, северный завоз и другие льготы Крайнего Севера, установить на нашей отдаленной территории социальные стандарты и на их базе обеспечить более достойную жизнь, а также возрождение материального производства и занятости населения трудом.

* * *

Вера ПОПОВА.

Жительница Лешуконского:

- Что ждет нас в ближайшем будущем, если говорить о транспортном сообщении с Архангельском? Самолет. Три рейса в неделю. Цена билета поднялась без малого до 3 тысяч рублей. Ну и кому будет посилен такой тариф? Не надо забывать, что из 10 тысяч населения 3471 человек составляют пенсионеры. Это люди, нуждающиеся в лечении, получить которое на месте не всегда возможно из-за отсутствия многих специалистов. А каково будет семьям, где есть студенты, да если еще сразу двое? А сколько будет стоить провоз самолетом одного килограмма груза, если в 2005 году АН-26 в "Трансгарантии" стоил 126 тысяч рублей, а в "Аэрофлот-Норде" - 138 тысяч рублей за 5 тонн груза? Как будут жить пенсионеры и малообеспеченные семьи, которых у нас большинство?

Реки Мезень и Вашка закрыты для судоходства, они выработали свой ресурс. Река Кулой тоже на грани закрытия, да и подъездных путей к ее берегам нет.

Неужели нам в болоте существовать и смотреть, как погибает малая родина?..

* * *

Пессимизм, отчаяние лешуконцев основываются, в частности, на той информации, которую они получили от начальника "Архангельскавтодора" Алексея Верещагина. Дважды обращались они во время прямой связи президента Владимира Путина с народом к главе государства. И вот что узнали в письме из Архангельска насчет строительства автодороги, которая связала бы районный центр с областным.

"До 2003 года, - сообщил А.Ф. Верещагин, - строительство дороги на Мезень велось за счет субсидий, выделяемых из федерального бюджета. С 2004 года в субсидиях "Росдорагентством" отказано.

Бюджет области не имеет средств продолжать работы по дороге на Мезень и Лешуконское. На их завершение на трассе по мезенскому варианту потребуется 557 млн рублей. Строительство дороги из Лешуконского через Карпогоры на Архангельск потребует 1 млрд 502 млн рублей. То есть мезенский вариант в три раза дешевле пинежского. Если учесть, что в 2005 году на строительство дорог и мостов из обл-бюджета выделено на всю область 206,8 млн рублей, то нетрудно сделать вывод о сроках строительства дороги на Лешуконское".

Так и оставаться Лешуконии страной чудес и беззакония?..



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя