Правда Севера
9 февраля 2006 (33)
Альберт НОВОСЕЛОВ.
Северные территории - никаких перспектив?
Меры областной власти по поддержке населения трех северных районов - Мезенского,
Лешуконского и Пинежского - явно хромают на обе ноги. Разруха и деградация,
невыносимые условия жизни и безысходность, отчаяние и ускоренное вымирание - вот
что принесли реформы северянам. Об этом они кричат на всех перекрестках. Но кто
их слышит?..
Мы предлагаем читателям мнения лешуконцев о проблемах их района.
Иван МАКСИМОВ.
Председатель районного совета ветеранов:
- Лешуконье называют страной чудес и беззакония. Страной - потому что по
территории больше, например, Ивановской области. Бескрайние богатые леса,
плодородные сельхозугодья обрамляет своими красными щельями красавица Мезень.
А беззаконие - фактор жизни глухой провинции. С плотностью населения 0,3
человека на 1 кв. км мается она от отдаленности и произвола, в новой России
никому не нужная. Район вымирает. Е. Гайдар в начале рыночных преобразований
сказал: дескать, делать ничего и не надо, в свободном рынке все неэффективное -
умрет. Это была установка на вымирание глубинных территорий России. Тогда
проводилась широкая антисеверная кампания. Лешуконцам говорили, что жить на 64-м
градусе северной широты холодно и дорого, а потому - глупо. Под этот
пропагандистский "барабан" уничтожили леспромхозы, совхозы (забили 12 тысяч
голов скота), часть речных судов Мезенского пароходства продали за границу,
остальные разрезали на металлолом.
40 самолетов АН-2 Лешуконского авиаотряда тоже режут. Погибла транспортная
автоколонна и многое другое. В рыночных преобразованиях умер сам рынок. Мы
вернулись в натуральное хозяйство, на подворье.
Бывший губернатор Анатолий Ефремов много лет назад снял финансирование со
строительства и даже ремонта дорог внутри района. Новый губернатор Николай
Киселёв в первые дни пребывания в должности снял финансирование со строительства
дороги на Архангельск. Грунтовые дороги без содержания превратились,
естественно, в месиво. Материальное производство стало невозможным, потому что
оно невозможно без дорог вообще.
Главное, что у нас отняли - северный завоз. В советское время товары, топливо,
материально-технические средства под годовую потребность из Архангельска по
весеннему паводку транспортом "море-река" всегда доходили до каждой лешуконской
деревни бесплатно. Это и было условием жизни на реке Мезень. Нет теперь этого
условия. Транспортная составляющая удорожает товары в два раза и даже больше.
В 50 населенных пунктах района практически нет никакой работы. А на учет по
безработице поставлено около 300 человек. Смешно! В одном селе Койнас их
фактически больше. Безработица в районе регулируется на уровне 5 процентов. 95
процентов безработных, живущих без пособий, брошены на произвол судьбы без
средств к существованию.
На учете в отделе соцзащиты стоит 1082 малообеспеченные семьи. Если бы учет
базировался на местном прожиточном стандарте, то их было бы в два раза больше.
Еще недавно адресная помощь была спасением от бед. Ее отменили. А что ждет людей
впереди?
Мы, безусловно, будем формировать активное протестное движение. Поскольку в
деятельности и бездеятельности должностных лиц и органов власти имеются признаки
состава преступлений, нам представляется, что в ситуацию необходимо вмешаться
областному прокурору. Мы требуем от властей восстановить населению Лешуконского
района права на передвижение, северный завоз и другие льготы Крайнего Севера,
установить на нашей отдаленной территории социальные стандарты и на их базе
обеспечить более достойную жизнь, а также возрождение материального производства
и занятости населения трудом.
* * *
Вера ПОПОВА.
Жительница Лешуконского:
- Что ждет нас в ближайшем будущем, если говорить о транспортном сообщении с
Архангельском? Самолет. Три рейса в неделю. Цена билета поднялась без малого до
3 тысяч рублей. Ну и кому будет посилен такой тариф? Не надо забывать, что из 10
тысяч населения 3471 человек составляют пенсионеры. Это люди, нуждающиеся в
лечении, получить которое на месте не всегда возможно из-за отсутствия многих
специалистов. А каково будет семьям, где есть студенты, да если еще сразу двое?
А сколько будет стоить провоз самолетом одного килограмма груза, если в 2005
году АН-26 в "Трансгарантии" стоил 126 тысяч рублей, а в "Аэрофлот-Норде" - 138
тысяч рублей за 5 тонн груза? Как будут жить пенсионеры и малообеспеченные
семьи, которых у нас большинство?
Реки Мезень и Вашка закрыты для судоходства, они выработали свой ресурс. Река
Кулой тоже на грани закрытия, да и подъездных путей к ее берегам нет.
Неужели нам в болоте существовать и смотреть, как погибает малая родина?..
* * *
Пессимизм, отчаяние лешуконцев основываются, в частности, на той информации,
которую они получили от начальника "Архангельскавтодора" Алексея Верещагина.
Дважды обращались они во время прямой связи президента Владимира Путина с
народом к главе государства. И вот что узнали в письме из Архангельска насчет
строительства автодороги, которая связала бы районный центр с областным.
"До 2003 года, - сообщил А.Ф. Верещагин, - строительство дороги на Мезень велось
за счет субсидий, выделяемых из федерального бюджета. С 2004 года в субсидиях
"Росдорагентством" отказано.
Бюджет области не имеет средств продолжать работы по дороге на Мезень и
Лешуконское. На их завершение на трассе по мезенскому варианту потребуется 557
млн рублей. Строительство дороги из Лешуконского через Карпогоры на Архангельск
потребует 1 млрд 502 млн рублей. То есть мезенский вариант в три раза дешевле
пинежского. Если учесть, что в 2005 году на строительство дорог и мостов из
обл-бюджета выделено на всю область 206,8 млн рублей, то нетрудно сделать вывод
о сроках строительства дороги на Лешуконское".
Так и оставаться Лешуконии страной чудес и беззакония?..
|