Правда Севера
16 марта 2006 (46)
Надежда ШИЛОВА.
Архангельского летчика обвинили в контрабанде
Штурмана самолета АН-24 Виктора Воевутко Архангельская транспортная прокуратура
обвинила в контрабанде. По версии следствия, он недостоверно задекларировал свой
груз - запчасти для импортной техники, которые вез по заказу крупнейших
предприятий лесопромышленного комплекса Архангельской области. В феврале
Октябрьский районный суд Архангельска признал Воевутко виновным, назначив ему
наказание в виде двух лет лишения свободы условно. 14 марта областной суд
направил дело штурмана на новое рассмотрение.
Тонкая работа
Детективные истории про коварных контрабандистов жители нашей области знают в
основном по книгам и кинофильмам. В отличие от краж и грабежей, которые
исчисляются сотнями, контрабанда - редкое для Архангельской области
преступление.
- По данным информационного центра областного УВД, в прошлом году было
зарегистрировано всего лишь три преступления, предусмотренных статьей 188 УК РФ
"Контрабанда", - сообщила старший помощник прокурора Архангельской области
Надежда Иванова. - Всего за последние десять лет зарегистрировано 40 таких
преступлений, причем наибольшее их количество - по восемь случаев - приходится
на 1999 и 2001 годы.
Надежда Иванова уточнила, что эта статистика, конечно, не является полной: в
информационную базу УВД не попадают преступления, зарегистрированные
специализированными правоохранительными органами, такими, например, как военная
прокуратура или прокуратура ЗАТО "Мирный".
- Общая картина свидетельствует о том, что контрабанда не является характерным
для нашего региона преступлением. Более того, необходимо отметить, что далеко не
каждое уголовное дело доводится до суда, - подытожила Надежда Иванова.
Кстати, даже попав в стены Фемиды, некоторые дела по контрабанде просто
"рассыпаются". Сами сотрудники правоохранительных органов признают: доказать
контрабанду очень сложно. Так, распутывание истории с контрабандой запчастей у
оперативников и следователей заняло почти два года. Причем работали по делу
сотрудники четырех структур: таможни, ФСБ, милиции и прокуратуры.
Мыльный пузырь
Декабрь 2004 года. Архангельские оперативники получили информацию о том, что на
борту самолета RA 46667 АН-24, следующего рейсом Лулео-Рованиеми-Мурманск-
Архангельск, находится незадекларированный груз, без проблем прошедший
Мурманскую таможню. В Архангельске решили провести повторный досмотр багажа
пассажиров и экипажа. Внимание оперативников привлекли шесть картонных коробок.
Когда их вскрыли, то увидели, что внутри - различные детали и запчасти.
Сразу же объявился и хозяин коробок - штурман самолета АН-24 Виктор Воевутко.
Тогда он заявил оперативникам, что это его запчасти, которые он загрузил в
Финляндии. Их вес превышал 50 килограммов, и, чтобы не платить таможенные
платежи, в Мурманске Воевутко часть груза задекларировал на себя, а часть по его
просьбе оформил на себя другой член экипажа.
- Оперативную разработку мы вели совместно с коллегами из РУ ФСБ РФ по
Архангельской области, - рассказывает сотрудник оперативно-розыскного отдела
Архангельской таможни. - Однако на тот момент у нас было еще недостаточно данных
для того, чтобы в отношении Виктора Воевутко возбудить уголовное дело по части 1
статьи 188 УК РФ "Контрабанда". Поэтому начали с административного производства.
По словам оперативника, на сбор информации ушло более трех месяцев. Так,
детальной проверки требовала версия того, что груз был "недостоверно
задекларирован" - это один из признаков контрабанды. Заполняя декларацию в
Мурманске, Виктор Воевутко указал, что этот товар он перевозит для личного
пользования, а не для предпринимательской деятельности.
- Есть очень существенная разница в оформлении документов на ввозимый груз, -
пояснили в Архангельской таможне. - Если он ввозится для личных целей, то
оформление происходит по упрощенной форме.
Штурман заявил архангельским таможенникам, что эти детали и запчасти он вез в
качестве погашения долга перед своим знакомым. Любопытно, что этот знакомый
слова Воевутко сначала подтвердил (тогда еще не было возбуждено уголовное дело),
а потом от них отказался. Мол, из дружеских побуждений хотел выручить человека,
но раз уж такое дело...
Уголовное дело в отношении Виктора Воевутко возбудили в апреле прошлого года.
Его расследованием занялась Архангельская транспортная прокуратура. По делу
продолжали работать оперативники таможни и ФСБ. Им помогали и сотрудники
линейного отдела внутренних дел на транспорте.
Уйма времени ушла на то, чтобы установить бизнес-контакты Воевутко в
Архангельске и собрать необходимые доказательства. Выяснилось, что деловыми
партнерами штурмана, заказавшими детали и запчасти для своей техники, выступали
крупнейшие лесопромышленные предприятия. В их числе - Соломбальский ЦБК,
лесозаводы 3, 25 и другие.
Сотрудники большинства этих предприятий знали Виктора Воевутко как
архангельского представителя питерской фирмы "Севтехноснаб". Свои отношения со
штурманом они выстраивали "на основе доверия", не занимаясь проверкой его
документов. А вот въедливые опера проверили наличие фирмы "Севтехноснаб".
Оказалось, что по указанному в документах питерскому адресу: дом 8 по улице
Тамбовской - никакой фирмы нет. Там располагается проектно-конструкторское бюро
Фрунзенского района Санкт-Петербурга. Удалось разыскать и О. Н. Харченко,
которая значилась как директор ООО "Севтехноснаб". Выяснилось, что эта женщина
работает... мойщицей посуды в кафе и в жизни своей не слышала ни о
"Севтехноснабе", ни о Викторе Воевутко.
Выживал как мог
В феврале по уголовному делу Виктора Воевутко вынесен обвинительный приговор.
Сам Воевутко признал свою вину лишь частично. В частности, он не согласен, что
стоимость запчастей, которые он привез, превышает 250 тысяч рублей, то есть
составляет крупный размер.
В беседе с корреспондентом "ПС" Виктор Воевутко отказался высказать свою точку
зрения по поводу решения суда. Единственное, что он заявил: "В 1991 году, когда
я остался без работы, без денег и без квартиры, когда страна перевернулась с ног
на голову, когда все рухнуло, я как мог, так и выживал". По-человечески это,
конечно, очень даже понятно. Только об одном забыл штурман: в годы перестройки
нищими стали не только летчики, но и врачи, учителя и многие другие люди.
По процессуальным моментам приговор оспаривает прокуратура.
|