Правда Севера
18 марта 2006 (48)
Татьяна СУХАНОВСКАЯ.
Будут ли салаги "Северстали" целовать кувалду в солидоле?
Завтра - День подводника. 100 лет назад субмарины стали частью российского
флота! В Северодвинске завтрашний праздник начнется парадом, а продолжится на
"Севмаше" церемонией закладки подводного ракетоносца стратегического назначения
"Владимир Мономах" - третьего корабля проекта "Борей" ("Александр Донской" и
Юрий Долгорукий" - строятся).
А ведь самая первая русская подлодка появилась... еще в 1718 году благодаря
стараниям крестьянина Ефима Никонова при поддержке Петра Первого. Модель
"огненного потаенного судна" погружалfсь на заданную глубину, маневрировала под
водой и всплывала. Никонов планировал установить на лодке "десять медных
труб-огнеметов", но после смерти Петра проект стал никому не нужен.
Вообще, в истории подводного флота большинство рекордов "самый, самый" (впрочем,
как и смертельных "зарубок" в памяти) принадлежит России. К примеру - САМАЯ
ПЕРВАЯ в мире атомная субмарина, знаковый корабль для Северодвинска - "Ленинский
комсомолец" (пожар на нем унес несколько десятков жизней). Кстати, к завтрашнему
празднику "Комсомольца" собирались установить в Питере на вечную стоянку рядом с
крейсером "Аврора". Но этот проект пока не завершен.
В нынешнем году Росатом планирует решить вопрос по утилизации САМОЙ БЫСТРОЙ в
мире подлодки "Золотая рыбка" (ее скоростной рекорд до сих пор в силе), давно
ставшей историей. В начале 90-х нам, журналистам, впервые разрешили спуститься
по бесконечному скоб-трапу в ее "золотое" нутро (лодка уже стояла на верфи в
Северодвинске и ждала утилизации). Тогда, на "рыбке", подводники с восторгом
рассказывали о только что сошедшей со стапелей новенькой "Акуле": о ее
немыслимых размерах, спортзале, бассейне и сауне, зимнем саде с канарейками.
...Вмятина на черной обшивке справа по "акульему" борту, "поцелованная" рубка,
красная звездочка с цифрой 55... Такое ощущение, что стоящая в северодвинском
порту "Акула" только что вернулась с боевого задания, поразив 55 целей! Как
поется: "пусть помнят фашистские орды удары советских торпед".
- Неужели столько подлодок потопили? - шутит кто-то из коллег-журналистов.
- Да нет, - уточняет заместитель командира АПЛ "Север-сталь" Александр
Брусиловский, - 55 - это количество пусков нашей АПЛ боевых ракет. А вмятины на
обшивке остались после всплытия во льдах на Северном полюсе.
На этой неделе журналистам Архангельска и Северодвинска разрешили посетить САМЫЙ
КРУПНЫЙ в мире подводный корабль, занесенный в Книгу рекордов Гиннесса. АПЛ
"Северсталь" по натовской классификации относится к классу "Тайфун", но больше
известна по имени "Акула".
Назначения - стратегического, задача в боевых условиях - выпустить свои
баллистические ракеты по врагу, а потом (если повезет) - вернуться домой.
Всего в СССР - России, начиная с 80-х, успели построить шесть таких субмарин,
седьмую распилили прямо в цехе. Две "Акулы" уже утилизованы, приказ на третью
подписан совсем недавно. В рабочем состоянии остались лишь "Дмитрий Донской" и
"Архангельск" (успевший "поработать" прогулочной яхтой для президента).
"Северсталь" из всех "Акул" самая молодая, но уже четыре года ждет планового
ремонта на одной из военных верфей Северодвинска. На ремонт денег пока не дают,
но и в список на утилизацию в этом году она не вошла.
Дело в том, что производство ракет, которыми раньше "заправлялись" "Акулы",
давно прекращено. Старый боекомплект уничтожен методом отстрела. А новую
межконтинентальную баллистическую "Булаву" на тех же "Акулах" пока только
испытывают.
Не один год "Тайфуны" фактически безоружны. Кто-то даже предлагал
переоборудовать субмарины в экскурсионно-туристические подводные лайнеры. Якобы
их даже в частные руки собирались продать! История, больше похожая на байку:
дабы продемонстрировать неограниченные "акульи" возможности, в ракетные шахты
одной из них загрузили как-то... овощи для нефтяников из Дудинки. В порт субмарина
зайти не смогла, выгрузив корнеплоды прямо на льду. "Золотой" оказалась та
морковка!
Между тем вчерашняя гордость флота, "Тайфуны", еще в строю. "Северсталь", по
мнению экипажа, тоже способна послужить России (хотя страна сегодня берет курс
на универсальные многоцелевые АПЛ). Правда, полная модернизация "Акулы"
обойдется государству едва ли не дороже, чем постройка новой субмарины.
Будут ли салаги целовать на "Северстали" кувалду в солидоле и пить забортную
воду при посвящении в подводники? Пока субмарина - живой музей отечественного
флота для высоких гостей: экипаж самой большой подлодки по-прежнему несет вахту,
следит за состоянием механизмов, "топит" сауну.
Кстати, имена знаменитых российских подлодок потихоньку превращаются в брэнды.
Так, самую стремительную подлодку остроумные северодвинцы уже "пустили"... на
фарш. Мясные котлеты "Золотая рыбка" можно отведать теперь в столовой
главпочтамта. Но мне их не досталось: раскупают быстро.
|