Пресса Архангельской области
 


Правда Севера
2 марта 2006 (37)
Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА.

Гептил успел больше, чем мы

Из 14 жителей мезенского села Долгощелье, умерших в 2005 году, шестерых убили онкологические заболевания

Между Долгощельем и Койдой, как известно, тянется полигон космодрома Плесецк - одна из территорий падения отработавших ступеней ракет, в том числе заправленных токсичным топливом гептилом. Кроме как на словах, связать эти два факта никто не решится. С 60-х годов копится железо, нашпиговывая ядами все вокруг, с конца 90-х мы топчемся на нем, так ничего почти и не добившись. Военные играют в прятки, администрация области и медики - в догонялки, народ - в кричалки. И над всеми маячит "послужной список" гептила, в котором есть все, вплоть до рака, врожденных уродств у малышей и мутаций в генах человека. Мы безвозвратно теряем время.

Прикладное ракетное творчество музея космодрома!

По Долгощелью с утра пораньше меня на мотоцикле возил глава сельской администрации Петр Нечаев. Из небесных железяк здесь делают все: от кладбищенских оградок до телевизионных антенн. Просто прикладной филиал музея космодрома!

Говорят, что металл нападал хороший. Перекупщики из Архангельска, однако, "зажимаются", дают всего 25 рублей за килограмм. Кое-что утекает и в обход местных. Приезжие промышляют в тундре, там же пилят и экспортируют, не заглядывая в село, - бизнес поставлен на широкую ногу. Поэтому многие долгощельцы и предпочитают осваивать находки самостоятельно.

"Патент" на ракетные лодки (только их в селе около ста) принадлежит Павлу Истомину. Он же первым сделал оградку на погосте и красивый витой заборчик вокруг дома.

- Давненько это было, еще без современных инструментов обошелся. Сейчас Истомина уже нет в живых, - комментирует Петр Арсентьевич. - У нас ракетного добра полно! Вот эта лопата из ступеней, и эта тачка, и полозья для бурана... Вещи, по мнению изготовителей, вечные. А как Нечаевы (однофамильцы моего экскурсовода. - Д.Е.) умудрились антенну из ракетных кусков сделать! Аккуратненькая такая, с лопастями. Наши собирают железо на болотах, в направлении Койды. С советских времен пилят, грузят. Некоторые безработные только этим и живут. Вон, гляди, повезло тебе - целый свеженький караван из тундры прибыл!

Возле одного из домов действительно стоял "Буран" с кучей аккуратно перевязанных прицепов, доверху забитых бесформенными кусками металла. Хозяина рядом не было, а "постовая" собака фотосессию не запретила.

Сейчас, рассказали долгощельцы, железа на полигоне мало. Большую часть приватизировали местные. Участвуют в сборе ступенчатого урожая и военные. Как-то раз, мол, даже применили особо изобретательный способ: месяца полтора взрывали лом с воздуха тротиловыми шашками. Для этого в Мезени космодром держал офицера, 15 солдат и вертолет. Компактные ступени тол крошил на мелкие осколки, которые собирать, разумеется, гораздо труднее.

После этого "десанта" в селе стало еще интереснее. В тундре завелись потерянные или оставленные по недоразумению ящики со взрывчаткой. Эту, в рамках борьбы с терроризимом, принимали от населения уже по 800 рублей за килограмм. "Жалко", мало оставили.

Полигон стал чище еще и потому, что по сравнению с юношеством отечественной космонавтики, меньше и самих запусков с Плесецка. Тем не менее ракетного барахла еще хватает.

- В свое время все окрестные леса забросали, - продолжает Петр Арсентьевич. - И не очень-то целились. Помню, как-то раз возвращаемся мы с ребятами из школы, а к другу в огород кусок обшивки летит, метра два на два. Позднее, наверное, как-то скорректировались. Целая ступень, кстати, похожа на бочку длиной 6-7 метров и 2- 3 метра в диаметре. Мужики утверждают, что прекрасно научились отличать гептиловые от безвредных. Если, дескать, штука по виду как бочка, надо на всякий случай подождать с полгодика, а потом, когда "яды выйдут", пилить. А если конусообразный кусок - это обычная "керосинка", бери хоть сразу.

Лекции и воспоминания

Разъяснительные работы помогают вяло. Ну, соберет очередная делегация из Северного медицинского университета долгощельцев в клубе, покажет диаграммы. Объяснит, что при контакте с частями ракет риск получить тяжелое, даже неизлечимое заболевание возрастает в разы. Но кому-то жить больше не на что (в активе только обедневший рыбколхоз "Север" и "социалка"), а кого-то в силу обостренных проявлений менталитета никакие риски не останавливают в принципе. Есть и еще один важный мотив. Лежит под носом даровое железо, а мы пропустим? Не-ет, расточительство это! Не дадим добру пропасть.

В США, кстати, после падения "Колумбии" за сбор ее обломков давали 10 лет тюрьмы: ракетные "останки" - собственность государства.

Эффективней, чем лекции медиков, действуют рассказы старожилов, и в их числе Сергея Дровнина - бывшего главы исполкома сельсовета. История с трагическим продолжением произошла в 1967 году.

- Дело было летом, объявили вроде как обычный лесной пожар, - рассказывает Сергей Степанович. - Я работал тогда в лесхозе. На место происшествия была командирована группа обычных работников. На самом деле там горела ступень и разлившееся вокруг топливо. Мужики огонь потушили и стали обломки рассматривать, ощупывать, крутить винтики. Никто тогда не предупредил их об опасности, не провел инструктажа, не выдал защитных средств. Павел Попов, заходивший внутрь ступени, умер через год. Ему не было и сорока лет. Широкий спустя некоторое время умер в больнице, в 52 года. Федоровский стал инвалидом 1-й группы...

Вместе с отчетом об этом происшествии и кипой газетных вырезок на гептиловую тему Дровнин сохранил и документ от 1992 года. Тогда "Циклон" со спутником связи в районе Долгощелья "уронил" очередную ступень. Через все село, вровень с крышами домов, прошел плотный желтый шлейф. Снег на березах стаял. Сергей Степанович, будучи главой сельисполкома, от имени растревоженного народа позвонил в гостиницу при мезенском аэропорту, где как раз остановилась делегация из Плесецка. Ему ответили, что облако безвредно. Дровнин, сомневаясь, стал дальше писать руководству космодрома, но больше ничего не добился.

- Хорошо, что вы, журналисты, военных в "экологическую" точку бьете, но только мундиры РВСН прочнее всех СМИ, включая центральное телевидение, - резюмировал Сергей Степанович. - А мы здесь тихо умираем. Людей надо лечить. По-моему мнению, компенсировать ушерб от запусков деньгами необязательно. Кто-то ведь их и пропить может, и проиграть. Лечение - другое дело. Бесплатные поездки в область, медикаменты... А мы не правы в том, что металлом балуемся. Сами же против себя аргументы оставляем.

Два ящика бинтов от космодрома

- Официальных данных о влиянии полигона на здоровье долгощельцев, насколько я понимаю, нет, - говорит Петр Арсентьевич. - Хотя медики из СГМУ у нас бывают регулярно. Наблюдают за группами риска - детьми, лесниками, кочующими ненцами... Вместе с архангельскими специалистами приезжали питерские (из Института промышленной химии, участвовавшего в создании топлива на основе гептила) и московские. Оставили нам подробные диаграммы - влияние гептила на органы дыхания, пищеварения и так далее. Вот смотрите "картинки": нейротоксикоз, канцерогенез, поражение плода, мутации в генах - все это провоцируют гептил и его производные. Познавательно, конечно, но компенсации в деньгах или, скажем, медоборудование от военных и из областного экологического фонда мы получаем крайне редко и по чуть-чуть.

Шесть лет назад 30 долгощельцев с подозрениями на тяжелые диагнозы съездили на деньги экофонда в областную больницу - 35 тысяч рублей. 15 местных ребятишек за счет космодрома побывали в летнем лагере. Один раз 52 тысячи рублей получил местный фельдшерско-акушерский пункт. Вот, пожалуй, и все... Ах, да! Однажды на вертолете с оказией из Плесецка (военные проверяли место падения ступени) в село сбросили два ящика.

- Там были косынки, знаете, для временной фиксации травмированных рук-ног, бинты 1966 года выпуска (отличные, живучие!) и просроченная мазь Вишневского, - перечисляет фельдшер Светлана Шуваева. - Зато на те 52 тысячи мы купили лампу, бормашинку и стоматологические инструменты. Нам не говорят, как село выглядит на фоне средних областных показателей заболеваемости. Но какой-то год у нас родилось два ребенка, и оба с врожденными уродствами. Особенно опасаемся за ненцев, питающихся олениной (животным попадаются отравленные гептиловыми токсинами растения) и ягоды в тундре. Ягоды у нас, кстати, аномально крупные. Мы убеждаем население их не собирать. У большинства долгощельцев очень низкий иммунитет. Часто встречаются онкология, кисты, воспаления зоба даже у младенцев. Это я и без мониторинга знаю.

Вопреки заверениям руководства космодрома и областной администрации и Светлана Шуваева, и Петр Нечаев возмущались, что система оповещения о запусках давно не работает.

- Раньше дней за 5-7 обязательно был звонок или телеграмма из Плесецка, - говорит Петр Арсентьевич. - Район у нас, конечно, малонаселенный, но на полигоне в любой момент могут находиться оленеводы, ягодники. Дай Бог, чтобы никого не убило. Добиться компенсаций будет трудно: нас слишком мало, чтобы поднять шум на всю Россию. Кстати! В Архангельске, слышал, готовится референдум против гептила. К нам тоже за подписями приезжали. Могли собрать минимум тысячу, а увезли 25-30! Потому что сделано все было в пожарном порядке через... районную администрацию.

Тушение прошедшего пожара

Первый крупный рейд медиков в район полигона был в 1995 году. Тогда специалисты из Архангельска (СГМУ), Москвы и Санкт-Петербурга осмотрели 200 детей, 350 взрослых. Ректор СГМУ Павел Сидоров в интервью нашей газете говорил, что ситуация со здоровьем детей драматическая. Даже у новорожденных встречаются нарушения системы кровообращения, болезни печени и почек. У каждого пятого из обследованных мужчин были обнаружены признаки канцерогенеза, а это прямой риск возникновения рака. Но доказать экологически зависимую патологию, подчеркивал профессор, очень трудно. Нужен судебный прецедент. А компенсация должна составлять не менее 10 процентов от сметы запуска. Прошло десять лет, и медики остались при своем: материалы есть, денег гораздо меньше.

"Над программой медико-экологического мониторинга районов, подверженных влиянию ракетно-космической деятельности, мы работаем с 1995 года, - комментирует Светлана Совершаева, заведующая кафедрой восстановительной медицины и физического воспитания СГМУ. - Но средств выделяется немного".

Пришлось "забыть" пока об исследованиях почвы, воды и растений, потому что своих лабораторий недостаточно, а в центральных научных центрах анализы проб стоят слишком дорого. Сосредоточились на наблюдении за здоровьем людей.

Если объяснять простым языком, медики берут пары населенных пунктов, похожих по климату, плотности населения, уровню жизни: один из района влияния РКД, другой контрольный. И досконально сравнивают показатели здоровья людей. Эта работа продолжается уже десятилетие, но благодаря помощи комитета по экологии областной администрации последние два года процесс активизировался, и начальные результаты мониторинга на подходе. Только в Мезенском районе 33 села напрямую или опосредованно попали в программу.

"Вычислить" вину гептила в организме трудно, потому что он быстро трансформируется, не становясь от этого менее токсичным. А внешне все отравления выглядят одинаково.

Гептил - многоликий яд. Прежде всего он поражает нервную систему, печень, органы дыхания, кроветворения, пищеварения. Так вот, по предварительным данным исследований, в населенных пунктах влияния РКД показатели заболеваний перечисленных органов и систем в среднем в два раза выше по сравнению с контрольными селами! Аналогичные показатели по злокачественным новообразованиям (онкология), нарушениям иммунного механизма. Больше в "селах РКД" и инвалидов, в том числе инвалидов-детей.

Конечно, тот случай, когда из двух малышей оба родились уродами (получается 100-процентный показатель), исключение, так обобщать нельзя. Тем более что в малонаселенных районах часты близкородственные браки. Но гептил вносит в организм и генетические изменения. В последующих поколениях может проявиться проблема серьезных мутаций в генах, но их связь с РКД будет доказывать все труднее.

Людей раньше бездумно направляли на тушение пожаров в районах падения ступеней, и по сей день местные жители собирают металлолом, ягоды, грибы. Система оповещения людей о запусках в районах влияния РКД не отработана. А ведь с ее помощью многих тяжелых последствий можно избежать.

Риск медики оценили, теперь надо оценить ущерб. На это потребуется еще около полутора лет. Но уже сейчас можно сказать, что перерасчитанный на год ущерб от РКД приблизительно равен всему годичному медицинскому бюджету Мезенского района. Иными словами, чтобы самостоятельно компенсировать нанесенный запусками урон, район должен все свои средства на здравоохранение тратить исключительно на реабилитацию живущих при полигоне.

В советские времена мы только гордились космодромом. И лишь начиная с 1995-го всерьез заговорили о его сопутствующем вреде. Медики давали СМИ даже рискованные данные, чтобы привлечь максимум внимания к этой проблеме. Но до недавних пор все было безрезультатно. Потеряно столько времени и материалов!.. Умирали люди. Сейчас это похоже на тушение уже состоявшегося пожара.

Истерии не надо. Есть реальные методы решения проблемы. Областная администрация идет навстречу СГМУ. Но денежные заявки по-прежнему сокращает. Экспедиции и исследования очень дорогие. На 2006 год медики планируют ряд профилактических мероприятий, вероятнее всего, как раз в Долгощелье. Подали в экофонд заявки на приобретение препаратов: витамины, детоксиканты, иммуномодуляторы.

В договоре между администрацией области и космодромом, в котором, кстати, система оповещания оговорена, о реабилитации детей и взрослых речи нет. Мониторинг, лекарства, проезд больных - все это военные оплачивать не будут. Но по-большому счету, нам должен не космодром, который выполняет свой долг, а государство. Оно делает заказы, оно должно и компенсировать ущерб.

Любимая игрушка?

По официальным данным командования Космическими войсками, ступени летающих на гептиле ракет на территорию области не падают уже около 10 лет. А жители районов влияния РКД, по мнению военных, просто не хотят расставаться с любимой игрушкой: "популярной" проблемой.

По договору между администрацией Архангельской области и космодромом Плесецк, компенсации не распространяются на запуски в интересах Минобороны, безопасности страны и т.д. Формулировка сама по себе скользкая. Вдобавок все те, кто был моими собеседниками при подготовке материала, так или иначе подтверждали бытующее мнение: военные очень удачно "пихают" в одну ракету-носитель, к примеру, свои спутники связи и немецкие оплаченные датчики. И свободны от обязательств.

А иногда, по слухам, даже переименовывают ракеты в документах, меняя "гептиловое" название на другое.

Но даже если гептил не валится на наши головы с середины 90-х, дело уже сделано. На месте падения ступеней концентрация токсичного топлива первое время превышает предельно допустимую в среднем в 100 раз. В почве гептил живет около 20 лет, столько же - в растениях. Того яда, что уже сейчас есть в мезенской земле, хватит на 80 лет.

Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА. Фото автора.

Комментарий председателя комитета по экологии администрации области Татьяны Долгощеловой:

- В соответствии с договором между администрацией области и Минобороны РФ от 30 августа 2004 года Космические войска должны обеспечивать мониторинг районов падения и проведения в них экологического контроля с участием представителей администрации и с составлением совместного акта. В рамках этих обязательств космодром Плесецк организует оповещение и обеспечение безопасности населения, проживающего в районах падения.

При подготовке предложений в федеральную целевую программу "Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы" администрация области "оценила" мероприятия по обеспечению экологической безопасности территории региона от деятельности космодрома Плесецк в 25,6 миллиона рублей.

В ноябре 2004 года проект этой программы и объем ее финансирования в объеме 27,32 миллиарда рублей был одобрен правительством РФ. По заверению министра обороны Сергея Иванова, эти средства будут поступать из федерального бюджета.

В 2004 году в рамках исполнения договора было очищено от фрагментов отделяющихся частей ракет 430 гектаров леса. Федеральный бюджет направил на эти цели почти 13 миллионов рублей, в 2005-м - 12 миллионов.

По данным командования Космическими войсками, на территорию нашей области приземляются только ступени ракет, запущенных в интересах Минобороны. В связи в этим финансовых поступлений в областной бюджет со времени заключения договора не было. Администрация региона дважды обращалась в Госдуму с предложением изменить постановление правительства в части компенсационных выплат за использование районов падения - сделать их независимыми от назначения пуска ракеты-носителя. Пока решение не принято.

Возможности для полноценного мониторинга воздействия ракетно-космической деятельности на население и окружающую среду в области есть. На базе технического университета аккредитован аналитический центр. На базе СГМУ реализуется программа мониторинга. В 2005 году бюджет области выделил на эти исследования 389 тысяч рублей.

Поскольку космодром Плесецк является объектом федерального уровня, комитет по экологии администрации области не вправе предъявлять к нему штрафные санкции. По результатам обследований 25 декабря 2004 года материалы для взыскания ущерба управлением Ростехнадзора по Архангельской области были переданы в арбитражный суд. Однако иск отклонен.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя