Правда Севера
28 марта 2006 (54)
Татьяна АНТОНОВА.
Бюджетное одеяло города -латать дыры или работать по-новому?
Интервью с директором департамента финансов мэрии Архангельска Людмилой Карповой
- Людмила Петровна, на протяжении последних лет бюджеты муниципалитетов
формируются в условиях налоговой реформы, направленной на сокращение налогового
бремени. С 2005 года к ней добавились еще две - местного самоуправления и
межбюджетных отношений. Как все это сказывается на бюджете Архангельска?
- В результате всех этих преобразований наблюдается концентрация финансовых
ресурсов на уровне Федерации и субъектов. В связи с этим в 2005 году еще более
обострилась проблема несоответствия доходных источников расходным
обязательствам. В 2000 году в бюджете города аккумулировалось 60 процентов
налогов и сборов, собираемых на его территории, в 2004 году - 37 процентов. В
2005 году эта доля составила менее четверти. Из 6,8 млрд рублей налогов,
собранных в городе, в федеральный и областной бюджет в прошлом году направлено
5,3 млрд рублей. Обратно в городской бюджет вернулось лишь 930 млн рублей в виде
финансовой помощи.
- Расклад - не в пользу муниципалитетов. Тем не менее бюджет принимается с
дефицитом, а исполняется с профицитом. Во всяком случае, так было в 2005 году.
Как удалось добиться превышения доходов над расходами?
- Действительно, прошлогодний профицит составил 12,2 млн рублей. Превышение
фактического поступления доходов по отношению к бюджетным назначениям на 2005
год - 43,6 млн рублей. Обеспечено выполнение плановых заданий по основным видам
налоговых "прибылей": налогу на доходы физических лиц, акцизы, единому налогу на
вмененный доход.
По сравнению с 2004 годом более чем на 121 млн рублей увеличились и так
называемые неналоговые доходы, наибольшую часть которых составляют поступления
от использования муниципального имущества, а также платежи за наем жилых
помещений и за негативное воздействие на окружающую среду, которые стали
поступать в городской бюджет с января 2005 года.
Удалось эффективно поработать и с должниками - задолженность по уплате налогов и
неналоговых платежей сократилась по сравнению с прошлым годом на 48 млн рублей.
Один из основных резервов повышения доходности муниципального бюджета - развитие
бизнеса. Доля поступлений в городской бюджет от предпринимательской деятельности
пока всего 4 процента, но тоже имеет тенденцию к росту.
- В прошлые годы много нареканий вызывало неэффективное использование
муниципальной собственности, которая могла бы стать надежным источником
пополнения бюджета. Как теперь обстоят дела?
- В 2005 году выстроены новые договорные отношения с арендаторами муниципального
имущества, в результате чего получено 173 млн рублей, почти на четверть больше,
чем в 2004-м.
С целью более эффективного использования муниципальной собственности мэрия
города планомерно реализует политику в области приватизации, которая направлена
на продажу имущества и акций (долей), не приносящих бюджету города ощутимых
поступлений. Эта политика поддерживается и в отношении нерентабельных
муниципальных предприятий.
От продажи имущества и земельных участков в 2005 году городская казна получила
43,8 млн рублей, почти в 5 раз больше, чем в 2004-м. В план приватизации вскоре
будут добавлены новые объекты, что также станет дополнительным источником
доходов городского бюджета.
- Бюджет 2006 года снова принят с дефицитом, но его, как и предыдущий, называют
бюджетом развития. Почему?
- Мэр Александр Донской поставил перед нами задачу - не размазывать финансы по
всем учреждениям и организациям, а направлять их в первую очередь туда, где в
них действительно есть острая необходимость. Мы теперь не только бюджетные дыры
латаем, но и пытаемся активно двигаться вперед. В 2005 году завершено
строительство трех крупных муниципальных объектов здравоохранения и социальной
защиты. Это кардиологический корпус первой клинической больницы, центральная
подстанция скорой медицинской помощи, опорно-реабилитационный центр для детей с
ограниченными возможностями.
Приоритетные направления на этот год мэр назвал в своем публичном отчете, они
определены и зафиксированы в разработанных мэрией городских целевых программах
развития культуры, образования, муниципального здравоохранения, физкультуры и
спорта, "Молодежь Архангельска", "Модернизация наружного освещения" и др. На их
выполнение в городском бюджете предусмотрено более 136 миллионов рублей.
Средства бюджета будут направлены на модернизацию котельных и благоустройство
островных территорий. Мы должны сдать в эксплуатацию 31-ю школу, достроить еще
один корпус кардиологии.
Больше, чем в предыдущие годы, теперь направляется денег на капитальные ремонты
и оснащение оборудованием учреждений социальной сферы: школ, больниц, дошкольных
учреждений, библиотек, домов культуры. Значительные средства тратятся на то,
чтобы привести в порядок городские улицы, очистить их от мусора.
В 2006 году в мэрии впервые созданы резервные фонды территориальных округов в
размере 27 млн рублей. Это средства на цели чрезвычайного характера, не
предусмотренные в бюджете. В прошлом году многократно выделялись деньги семьям,
пострадавшим от пожаров.
Помощь попавшим в беду - ведь тоже развитие.
- Жилищно-коммунальную сферу часто сравнивают с бездонной бочкой, через которую
утекают бюджетные деньги. Вот и в этом году на цели ЖКХ в бюджете предусмотрена
огромная сумма - 874 млн рублей. На что будут израсходованы эти деньги?
- За последние 15-20 лет на содержание и ремонт объектов ЖКХ средств из бюджета
направлялось крайне недостаточно, что привело к их почти полному износу. Городу
сегодня нужны очень серьезные вложения для их восстановления. К примеру, для
того, чтобы полностью избавиться от ветхого жилья требуется 10 млрд рублей - это
три-четыре сегодняшних бюджета! Для того, чтобы город стал просто чистым, надо в
4 раза больше средств, чем мы сегодня имеем.
Да, если сравнивать с расходами прошлого года, нам удалось значительно увеличить
объем средств по отрасли. Жилищно-коммунальное хозяйство - это ведь не только
ремонт подъездов и внутридомовых коммуникаций, как принято думать. Сумма 874 млн
рублей включает в себя 450-миллионную субвенцию из бюджета субъекта Федерации на
выполнение функций областного центра. Как известно, основные средства решено
вложить в развитие дорожной инфраструктуры. Таким образом, на капитальный ремонт
дорог и мостов по статье ЖКХ в этом году будет направлено почти в 8 раз больше
средств, на освещение города - более чем в полтора раза, на капитальное
строительство - в 1,4 раза.
- Впервые Архангельску как областному центру прямым рублем выделено 450 млн.
Конечно, это очень весомый итог работы новой муниципальной власти в минувшем
году. И весьма значительная сумма. Удастся ли ее освоить при нынешнем состоянии
производительных сил? Вы сами как считаете?
- Сразу после принятия соответствующего решения облсобрания мэр распорядился
начать подготовительную работу в соответствии с утвержденным перечнем объектов.
Уже проведен конкурс на проектные работы по объектам капитального ремонта и
реконструкции дорог. В ближайшее время будут подведены итоги другого конкурса -
по выбору подрядчика. Первые деньги в сумме 45 млн рублей получены и вскоре
будут направлены по заключенным договорам. Так что у нас все идет по плану.
- На территории города развернулась нешуточная борьба с игровыми автоматами.
Если она закончится победой, много ли потеряет городская казна?
- Поступление налога на игорный бизнес запланировано в сумме 44 млн рублей. Это
составляет чуть более 1% в общей сумме доходов. Конечно, для дефицитного
городского бюджета имеет значение любая сумма. Но в этом конкретном случае
экономическую целесообразность перевешивает социально-нравственная составляющая.
В мэрию обращается немало людей, семьи которых страдают от игромании. Именно
мнение горожан стало определяющим в решении этого вопроса - мэр Александр
Донской распорядился очистить от "одноруких бандитов" муниципальные помещения и
на законодательном уровне добивается их "выселения из города".
Но бизнес от этого не умрет, а значит, и налоги останутся. Кстати, в результате
предпринятых на уровне муниципалитета мер удалось легализовать доходы некоторых
владельцев азартных заведений. И это тоже плюс городской казне.
- Верстка городского бюджета на 2007 год уже началась?
- Бюджетный процесс непрерывен. Мы уже начали подготовку к разработке прогноза
социально-экономического развития города и проекта бюджета на 2007 - 2009 годы.
В связи с изменениями, внесенными в бюджетный кодекс, принятыми областным
законом "О межбюджетных отношениях", появились закрепленные на постоянной и
долговременной основе доходные источники. Это дает возможность, в отличие от
прошлых лет, планировать на перспективу и доходы городского бюджета, и,
соответственно, расходы.
Для реализации амбициозных и важных задач, которые стоят перед областным
центром, нужны значительные средства. Так что мы очень рассчитываем на поддержку
депутатов всех уровней.
|