|
Правда Севера
7 марта 2006 (40)
Лада Александрова.
Не женская профессия?
В руках Ирины 40 поездов, а она успевает думать о прическе
- Лепешко, вы идете графиком? - 1541-й готовы? - Тогда нечетный отправляю.
- Нет, перед московским никого не пущу,.. жду маневрового...
На таком запутанном, с точки зрения непосвященного, языке весь день
разговаривает поездной диспетчер Ирина Викторовна Непорада.
Более 15 лет она работает в Архангельском отделении Северной железной дороги. С
тех пор как в 22 года приехала сюда по распределению после окончания
Белорусского института инженеров железнодорожного транспорта.
- Когда первый раз садишься за пульт и понимаешь, что за тобой десятки поездов с
людьми, лесом, нефтью и ты должна всех их провести в заданном направлении и по
заданному времени, немного жутковато, - признается Ирина. - Но это поначалу.
Последние 5 лет в обязанностях Ирины - организация движения поездов на узле от
Архангельска до Обозерской, Северодвинска и Карпогор, открытие - закрытие
сигналов, подвоз порожняка, проход поездов, движение маневровых тепловозов и
много- много чего еще. Словом, все, что движется по рельсам на этой территории в
руках диспетчера. Одна неверная команда - и поезда пойдут лоб в лоб, или
образуется "пробка", сорвется расписание, где-то кто-то не дождется в срок угля,
соли, леса ...
- Не женское это дело - диспетчером работать, вздыхает "шеф" Ирины старший
диспетчер отделения Франц Анисько. - Не в смысле, что женщины справляются с
работой хуже мужчин - напротив, они аккуратны, обязательны. Но уж работа слишком
напряженная, по 12 часов с места не встанешь, не расслабишься. А ведь у женщины
еще силы для семьи остаться должны...
Действительно, были времена, когда диспетчерская была "женской территорией", но
сегодня за пультом все больше мужчины - дам осталось процентов 40. А вот Ирина
не согласна, что ее профессия - не женская.
- Конечно, напряжение сильное. Порой спать ложишься, а перед глазами графики,
графики, и все мысленно поезда сводишь, разводишь... Но ведь в любом деле есть
свои трудности.
Глядя на мониторы с черными, красными, зелеными, синими нитками поездов,
мерцающие и меняющиеся каждую секунду, огромный лист ватмана, дублирующий весь
этот калейдоскоп, трудно представить, что во всем этом может не только
разобраться, но и уверенно управлять хрупкая очаровательная женщина с далеко не
богатырскими плечами.
- Вон, видите, красненький, - показывает мне Ирина на одну из бесчисленных линий
на мониторе - московский пошел, а вон "Питер" стоит. А тут у нас кто? Маневровый
своей очереди дожидается...
В сутки по участку Ирины проходит порядка 40 поездов. К тому же постоянно
возникает что-то непредвиденное, незапланированное: кому-то срочно понадобился
локомотив, кого-то надо "оттащить" до станции, где-то вагоны переставить, кто-то
из графика погрузки выбился и теперь ищет "щелочку" во времени, чтобы
проскочить.
Работа сменная, дежурства выпадают и на красный день календаря. 8 Марта - не
исключение. У Ирины таких женских дней у пульта около десятка.
- Поздравляют ли машинисты с Женским днем? Конечно! - улыбается Ирина. - Не по
регламенту, правда, такие переговоры, но приятно, что в тебе видят женщину, а не
только диспетчера. - Вообще, наши мужчины очень наблюдательны, - продолжает
Ирина. - Я осенью волосы подстригла, они у меня до плеч были, так коллеги
ругали, мол, красоту испортила.
Нынешнее 8 Марта Ирина встретит в кругу семьи, друзей и обязательно порадует их
пирогом собственного приготовления. А испечь его вкусным, с румяной корочкой, по
признанию Ирины, дело не менее ответственное и трудное, чем поезд провести.
| |