Пресса Архангельской области
 


Правда Севера
9 марта 2006 (41)
Татьяна СУХАНОВСКАЯ.

Нацпроекты в шеговарском масштабе

В этом шенкурском селе продают коров, чтобы выучить детей, и надеются только на своих предпринимателей

Шеговары "сторожат" Шенкурск: не доезжая до райцентра с полсотни км, "ныряем" с вологодской трассы налево - и через 5 минут в селе...

В амбулатории нечаянно попали на маленький праздник. Накануне врач общей практики Ирина Матвеева и две медсестры получили "стимулирующую надбавку" Зурабова. После приема устроили коллегам чаепитие с тортом и шоколадом. Собрались те, кто получил, и те, кому не дали.

- На самом деле, приплюсованные 10 и 5 тысяч - вовсе не надбавка. Это нормальная зарплата, которую медики должны сегодня получать! - говорит заведующая амбулаторией Елена Матвеева. Ей, как и всем заведующим "первички" (амбулаторий, поликлиник, а также их отделений), "зурабовка" не полагается. Но за "стимулированных" Елена Юрьевна рада: хоть какое-то время часть медиков сможет почувствовать, что государству на них не наплевать.

У акушерки Татьяны Момотовой тоже есть повод "выставить" коллегам шоколадку. Хотя пока реальных процентов с нововведенных родовых сертификатов она не получила, но рублей по 600 с каждой беременной акушерке начислить должны бы. Правда, за год в Шеговарском поселении рождается не больше 8 - 9 человек. Прибавка составит максимум пять тысяч в год. Для семьи с тремя пацанами - несерьезно (хотя в целом для села большие деньги).

Попросили доктора Ирину Матвееву взять нас на "обход". Его радиус - километров 50. Ныряем на старенькой "скорой" по деревенским ухабам...

Шенкурские избы - словно с одного макета срисованы. Неровная беленая печка, шкафы сталинских времен, железные кровати, на стене - огромная сетка с луком, напротив - телевизор JVC (в сельмаг только такие завезли). Гармошка взгромоздилась на полатях, рядом сушатся сети... Традиционный уклад пенсионера, поднимавшего колхозы и ставшего свидетелем их падения.

Доктора ценят: встречают, как родную. Слушаются... В одном из домов мы застали дедулю в заплатанных валенках с мобильным телефоном в руках:

- Жене нездоровится...

- Тошнит меня, как лекарство приму, - жалуется доктору она. - Что делать-то?

- Мне бы осмотреть вас...

- Ну, давай в этой комнате. А то в соседней у меня алкоголик.

- Эх, невесты у нас в селе - дефицит. Вашему сыну невесту надо, пить-то некогда будет.

Развести костер из "ножек Буша"?

Отсель громить мы начали Антанту: в 1919м у Шеговар северные партизаны перекрыли дорогу, отрезав американцам отступление в Архангельск. В шенкурском районном музее об этом событии напоминает эпохальное полотно "Бегство белых из Шеговар". А в американском Мичигане соорудили монумент в память своих, павших на архангельской земле: злобно оскалившийся белый медведь, под лапой - солдатская каска.

Сегодня часть интервентского потомства живет в американской глубинке и тоже доит коров. Фермеры в большинстве своем убыточны, но спокойно "пожевывают" государственные дотации. Успевая при этом устраивать митинги, на которых в знак протеста сжигают импортные консервы.

Додумается ли кто-нибудь в шенкурских деревнях развести костер из "ножек Буша"? Нет. Потому что в деревнях этими ножками как раз и питаются! Кстати, во время нашего визита в Шеговары там скупали соль, сахар (мешками!), спички и, на всякий случай, растительное масло (в том числе импортное). "Ведь слух прошел, что соль подорожает. А значит, и масло! - аргументирует покупательница в фуфайке. - Вы-то хоть в Архангельске закупиться успели?"

В отличие от России американцы не рассматривают свою глубинку, как фабрику по производству харчей для города.

Для США какой-нибудь оклахомский фермер, благоухающий навозом, - это "банк", сохраняющий традиции, патриархальную культуру, генотип нации. Это продовольственная безопасность: в случае блокады небольшие фермы прокормят хотя бы часть Америки. Плюс ко всему "ковбойская" сторона в Штатах - "запасной аэродром" для городских безработных.

Россия относится к своей деревне потребительски: доись, корми город. За нищенские копейки сдавай молоко. Кстати, сельскохозяйственный нацпроект от монополистов, сидящих на шее у села, крестьян не защищает: вначале закупочные цены искусственно занижают посредники, потом - переработчики. А в итоге... В прошедшем году разномастной еды, завезенной в Россию зарубежными "кормильцами", стало больше на 25 процентов! В результате, по признанию министра с/х Алексея Гордеева, в стране превышен порог продовольственной безопасности...

Продала корову, чтобы выучить сына-отличника

О какой безопасности можно говорить на Северо-Западе, когда в деревнях скоро останутся одни старики... В Шеговарах их сегодня - половина. Племя молодое капитулирует перед деревенской безработицей, отступая в города.

Ольга Котрехова продала корову, чтобы выучить сына- отличника в архангельском бизнес-колледже и подготовить парня для поступления в АГТУ. Она сегодня возглавляет территориальный орган местного самоуправления в деревне Пушка шеговарского сельсовета (само собой, на общественных началах). Доход семьи Котреховых - ольгина тысяча рублей санитарочки в местном фельдшерско-акушерском пункте да шоферская мужнина зарплата. А дома еще дочка-школьница подрастает...

- "Крестьянин разленился, скотину держать не хочет!" Это нам заявил депутат Госдумы Мальчихин, приезжавший как-то в деревню, - говорит Ольга. - Я ему отвечаю: если мне невыгодно корову держать ради трех человек, зачем же я ее буду держать? Комбикорма - дорогущие, топливо - тоже, продать молоко некому, разве что летом сбыт появляется. А зимой-то мне с ним куда? Выливать? Недавно можно было сдать в колхоз. По три рубля! Хотя только себестоимость его в два-три раза выше...

А ведь Шеговары - не медвежий угол. И народ здесь крепкий, выносливый, с особой энергетикой. Кстати, больше в стране нигде такого нет: краюха России от Шенкурска до Шеговар дала православию шесть святых!

Неизуродованный в Шеговарах генотип! Ребята в местной школе уже второй год подряд сдают ЕГЭ практически без троек. Жители своими силами подняли, выстроили заново часовню Александра Невского.

Ольга Котрехова и заведующая клубом Елена Овчинникова бьются над проектами своего ТОСа, регулярно засылают их на областной конкурс. Проекты побеждают, подкрепляются финансированием из областного бюджета. Игровая площадка для деревенских детей, летний лагерь-площадка... Причем зарплату воспитателей они, добившись открытия в Пушке лагеря, не получали. Это в его бюджет не входило! Радовались и тому, что деревенскую ребятню целый месяц можно было кормить бесплатно.

Сегодня Ольга и Елена новый проект подготовили: собираются отремонтировать всей деревней старенький фельдшерско-акушерский пункт.

Нацпроект... преподобного Варлаама

Кстати, национальный АПК-проект стартовал в Шеговарах... более 550 лет назад: в XV веке Варлаам Важский (в миру - один из богатейших купцов Великого Новгорода Василий Своеземцев) научил местных охотников-промысловиков хлебопашеству. А сегодня агроупряжку Варлаама тянет шеговарский предприниматель Виталий Поромов. Теперь жители Ледского Погоста и Усть-Леди могут работать на возрожденном Поромовым местном сельхозпредприятии: обанкротившуюся ферму Виталий Федорович выкупил, провел на ней капитальный ремонт, завозит породистых буренок. У людей появилась работа, регулярная, хоть и небольшая пока, зарплата.

Не пожалел Поромов сил и средств, чтобы вызволить из песков и отремонтировать старый, снесенный рекой понтонный мост. Теперь связь с фермой, спрятавшейся за рекой Ледь, почти регулярная. Сам Поромов удивляется: "Неужели за 70 лет колхозной жизни не могли догадаться навести переправу?" А совсем недавно Виталий Федорович взялся за восстановление полуразорившегося сельхозпредприятия "Шеговары". Но...

- Президент Путин объявил о нацпроекте в сельском хозяйстве. Я бы хотел взять льготный кредит на ремонт и капстроительство. Так ведь на него надо оформить столько документов, что получить, мне кажется, почти нереально. А если учесть, что первый взнос по кредиту должен составить 30 процентов...

И еще: захочешь взять кредит в "Россельхозбанке" на оборудование - действуй через аккредитатора. Только он определяет, у кого закупки проводить. Но выгодно ли это в конечном итоге сельхозпроизводителю?

Между тем село - планово-убыточно... Леса, закрепленные когда-то за сельхозпредприятиями, отобрали, они теперь переданы в ЛПК. Ну и как же нынче селу выживать? За счет каких средства подниматься? Брать лес в аренду у ЛПК на общих основаниях с сильными лесозаготовителями? Но разве способен наш агропромышленный комплекс бороться с могущественным лесопромышленным? "Лесники" придут с харвестерами да "выстегают" всю сырьевую базу за 2-3 года.

Не уверен, что улучшит положение в Шеговарах и нынешний закон о местном самоуправлении. Принять-то его приняли, а материально не подкрепили. К примеру, те же лесные налоги в бюджеты поселений поступать не будут. Я думаю, закон направлен на изживание деревни: чтобы она сама себя съела...

- Не надо терять оптимизма! - считает глава шеговарского местного самоуправления Наталья Поромова. - Хотя, конечно, на первых порах поселения надо поддерживать, а не бросать на произвол судьбы. Ведь земельный налог, налог на доходы физических лиц дадут в наш бюджет лишь около 300 тысяч рублей в год. Как на эти средства содержать дороги, поддерживать жилфонд?

Депутатский корпус, я считаю, у нас сильный: учителя, руководители местных учреждений. Думаю, люди наконец-то начали понимать, что теперь благосостояние села очень сильно зависит от них... Прогресс: информационный листок, который мы выпускаем, не срывают. Висит даже в дальних деревнях!

- Закон-то нам дали, но при этом "кинули", не обеспечили средствами. Из чего будет складываться бюджет поселения, если лес-то вокруг - наш, но нам от него ничего не остается? - спрашивает меня депутат шеговарской "думы" Елена Матвеева. - Придется по привычке ходить с протянутой рукой к нашим местным предпринимателям...

"Выход отрасли на траекторию устойчивого развития" - это цель национального проекта в области АПК. Но, похоже, от архангельских деревень данная траектория проходит явно в стороне. А ведь именно от нее зависит сегодня их благополучие: "облысевшей", оставшейся фактически без леса деревне остается надеяться только на удои-привесы.

А Виталий Поромов после поездки за опытом в буторинский Березник (Устьянский район) в своей деревне уличный свет провел. Причем оплачивает освещение из "кармана" своего предприятия. Не сидеть же в темноте, пока 131-й закон "озолотит" наше село...



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя