Пресса Архангельской области
 


Правда Севера
9 марта 2006 (41)
Алексей НОВИКОВ.

Наши дороги согреты теплом их сердец...

Несмотря на то, что в нашем обществе всегда существовало некое условное деление специальностей на "женские" и "мужские", на практике все было наоборот: во многих отраслях промышленности женщины зачастую были среди лучших работников. Не стала исключением и дорожная отрасль - практически все существующие сегодня автомобильные дороги Архангельской области были построены при активном участии скромных, работоспособных и очень ответственных сотрудниц - женщин.

По-разному сложилась судьба каждой из наших героинь. Но, несомненно, в жизни каждой из них дорожное строительство стало главным делом - делом, которому они честно и добросовестно посвятили все свои силы.

Более пятидесяти лет тому назад приехала в Онегу после окончания Владимирской дорожной школы Надежда Алексеевна Просвирякова. Романтика молодости и боевой задор победили на распределении более благодатные места - центральные и южные районы страны.

Нужно заметить, что в то время в Онежском районе дорог практически не было, а проезд по единственной трассе, связывающей районный центр с деревней Порог, был доступен только в сухие летние дни. Отработав по распределению два положенных года, Надежда Алексеевна собиралась уже уехать домой, в Подмосковье. Но добросовестный труд молодого специалиста оказался настолько востребован в районе, что председатель райисполкома предложил ей труднейшую и ответственнейшую должность - возглавить дорожный отдел. Так в 1958 году в Онеге появился "главный дорожник" по фамилии Просвирякова. Шли годы, неоднократно менялась вывеска, а руководитель оставался.

Сегодня ей, ветерану дорожной отрасли и кавалеру ордена "Знак Почета", очень обидно за то, что внимание со стороны властей к дорожной отрасли заметно уменьшилось: практически нет нового строительства, средств хватает лишь на поддержание в порядке существующих.

- Дороги, я считаю, это главное из главных, - говорит Надежда Алексеевна. - И важно, чтобы все это прекрасно понимали.

Другая наша собеседница, Надежда Васильевна Дубницкая, приехала в Архангельск в 1965 году и сразу попала на самый ответственный и самый важный объект народного хозяйства региона - строительство Московской дороги. К тому времени было построено всего тридцать первых километров, и она была назначена на должность мастера по содержанию дороги. Затем, выйдя замуж, Надежда Васильевна перешла на работу в управление "Архангельскавтодор", где и проработала до выхода на пенсию. За каждым сотрудником производственного отдела были закреплены конкретные районы области, Надежде Васильевне достался Котласский. Но жизнь сложилась так, что ей пришлось проехать с проверками практически всю огромную Архангельскую область, и в каждом районе ей приходилось решать все новые и новые сложные и интересные производственные задачи.

В эти дни Надежда Васильевна с особой теплотой и благодарностью вспоминает всех своих коллег по "Автодору", и особенно Нину Тихоновну Лукину, которая на правах старшего товарища с первых шагов опекала и помогала молодому специалисту освоить все тонкости профессии.

- У нас был очень стабильный и дружный коллектив, и если из него уходили, то только на пенсию, - говорит Надежда Васильевна. - И я очень счастлива, что на наше место приходят молодые, но очень ответственные и серьезные женщины, такие, например, как Валентина Николаевна Крупнова. Благодаря ей то дело, которым я занималась долгие годы, оказалось "в хороших руках".

Энергетике и жизненному оптимизму еще одной нашей собеседницы - заместителю генерального директора УПТК "Автодора" Светлане Дмитриевне Фофановой может позавидовать, пожалуй, любой руководитель-мужчина. В советское время управление технической комплектации обладало колоссальными ресурсами и возможностями, обеспечивая ежегодное строительство огромного количества дорог по всей области. Наработанный опыт, налаженные связи с поставщиками и сплоченный коллектив помогли УПТК выдержать испытания "смутными временами". Сегодня это предприятие - одно из лучших в системе "Архавтодора" - не только решает стандартные и исторически сложившиеся задачи, но и постоянно находится в поиске новых перспективных проектов. Таких, например, как вывод на рынок Архангельской области полимерных труб, применение которых практически во всех отраслях хозяйственной деятельности даст значительный экономический эффект.

Светлана Дмитриевна убеждена, что успешное развитие предприятия, которому она отдала много лет, зависит от морального климата, который формируется в коллективе не за один день.

- Северяне по сути своей народ добрый и отзывчивый, - считает Светлана Дмитриевна. - И очень важно, что молодежь, приходящая в УПТК, старается придерживаться сложившихся у нас традиций и обычаев. Новый человек обязательно должен чувствовать, что он пришел в КОЛЛЕКТИВ, а не в какую то "шарашкину контору". И это является залогом успеха и его трудовой деятельности, и всего коллектива.

Заведующую кафедрой автомобильных дорог Архангельского государственного технического университета Валентину Алексеевну Лукину знают абсолютно все дорожники нашей области - каждый из более чем полутора тысяч выпускников этой кафедры слушал ее лекции и посещал практические занятия, под ее руководством писали дипломные работы, она принимала экзамены. В жизни Валентины Алексеевны самым тесным образом сплелись два главных дела - преподавательская работа и строительство федеральной автодороги. Даже в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века, когда основное строительство дороги было уже закончено, профессор Лукина со своими студентами продолжали научно-исследовательскую работу по изучению прочности и ограничению движения.

Конечно, за эти годы очень сильно изменились и нормы дорожного строительства, и состояние дорожной сети. Но, как преподавателю с огромным стажем, Валентине Алексеевне заметна и еще одна сторона жизни - раньше девушки-выпускники шли по окончании вуза на работу непосредственно в дорожно-строительные и эксплуатационные организации с большей охотой. Сегодня, получая результаты ежегодных анкетирований выпускников, преподаватели видят, что трасса среди их предпочтений практически отсутствует...

Тем не менее среди выпускников АЛТИ - АГТУ разных лет есть немало заслуженных женщин-дорожников, которыми Валентина Алексеевна по-настоящему гордится. Это и Нина Николаевна Пономарева, начальник производственного отдела компании "Севдорстройсервис", и Валентина Павловна Медведева, начальник производственного отдела предприятия "Дорстроймеханизация", и многие-многие другие. Очень радует Валентину Алексеевну и то, что среди выпускников 2006 года растет достойная смена - Настя Рагозина и Лена Сорокина стали в минувшем году победителями Первой всероссийской олимпиады студентов-дорожников. Главное, что лучшие традиции кафедры автомобильных дорог продолжаются.

- Я искренне поздравляю всех женщин-дорожников с Женским днем! Хочется пожелать им достойной оплаты труда, мужества и уверенности в своих силах и семейного благополучия.

Мы присоединяемся к словам, сказанным уважаемой Валентиной Алексеевной, и хотим пожелать всем северянкам, занятым в этой поистине важнейшей отрасли - дорожном хозяйстве всего наи-лучшего. Спасибо вам, дорогие женщины, за ваш каждодневный созидательный труд. Мы убеждены, что благодаря вам в области появятся новые дороги, а состояние имеющихся поднимется на новую высоту. С праздником, дорогие женщины!



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя