Пресса Архангельской области
 


Правда Севера
1 апреля 2006 (58)
Инф.

Владимир Петровский: "Бизнес интереснее, чем политика"

Владимир Клавдиевич Петровский - руководитель крупной торговой сети. Именно этот человек в конце 90-х первым смог накормить изголодавшийся Архангельск колбасой. Как? Об этом и многом другом он рассказал, будучи недавно в гостях у "Обывателя"...

За вежливую улыбку тоже надо платить

- В детстве я хотел стать инженером: собирал детали, паял приемники. Учился в Санкт-Петербурге, в техническом вузе. После него проработал ровно столько, сколько позволило государство. Когда инженеры стали не нужны, пришлось идти на вольные хлеба, зарабатывать на жизнь.

Идея с колбасой засела в голову, когда я в очередной раз вез из Питера полную авоську "Докторской". Наверняка каждый, кто застал то время, занимался такой "транспортировкой". Вот я и подумал: "Почему бы мне не обеспечить всех архангелогородцев сразу?" Отклик людей получили быстро. Когда открылся первый магазин в подвальчике на улице Карла Маркса, там все время стояли очереди.

- Некоторые покупатели отмечают: культура обслуживания в ваших магазинах ухудшилась. Еще претензия: в супермаркете на улице Тимме мал ассортимент. И там слишком часто меняются кассиры. Может, зарплата мала?..

- Подбор персонала мы осуществляем на рынке труда. Сначала это лучшие специалисты. Но рынок есть рынок, из него нельзя бесконечно черпать исключительно классных специалистов. Можно, конечно, не нанимать оставшихся, но тогда мы просто не найдем кадры.

Если человека в свое время не научили говорить "спасибо" или "здравствуйте", в один момент его не переделать. Это недостаток общей культуры, проблема общества в целом. Мы "воспитательной работой" в своем учебном центре занимаемся. Требования к персоналу в сети очень высокие. Ведь именно по рядовым сотрудникам составляют представление о компании.

Что касается ассортимента, то посмотрели ситуацию в двух наших крупнейших магазинах - в "Петровском" на Тимме и в "Диете" Воскресенской. В последнем выбор меньше, а покупатели считают наоборот. Попробуем переставить торговое оборудование, по-другому выложить товар, чтоб его легко можно было найти.

В супермаркете "Петровский" сейчас новый руководитель, естественно, он формирует команду. А вообще мы всегда спрашиваем работников, которые увольняются из компании: "Почему уходите?" Я не скажу, что часто причиной называют зарплату... Да, хотелось бы платить людям больше, но тогда надо поднимать цены. Никуда не денешься - экономика.

В остальном же наша сеть дает работникам все, что положено по трудовому законодательству. Кроме этого, для продавцов организовано бесплатное питание. Предоставляется дополнительная корпоративная скидка в магазинах. Думаем, как сделать ее в аптеке "Вита". Уходящих на пенсию стараемся отблагодарить за труд. Правда, пока на заслуженный отдых мы проводили всего четверых, но к этим людям относимся трепетно. Нельзя бросать тех, кто все силы отдал компании. Иначе не сможем построить достойный бизнес.

- Правда, что существует "черный список" нечистых на руку работников, которые бегают из одной торговой сети в другую?

- Такой список был раньше. Сейчас мы обязательно запрашиваем рекомендации с прежнего места работы. Мы должны себя защищать. Нельзя плодить безнаказанность! Вор наносит убытки компании, она медленнее развивается. А страдают добросовестные работники. Ведь когда обнаруживается недостача, платит весь коллектив.

- В сети "Петровский" есть управляющие магазинами - мужчины? Средний возраст ваших продавцов несколько выше, чем в других торговых точках. С чем это связано?

- Один управляющий-мужчина у нас был. Сейчас он не работает. А возрастной ценз при входе в компанию мы не устанавливаем. Я считаю, что самые хорошие и стабильные коллективы - это коллективы смешанные, когда и молодежь есть, и люди в возрасте. Думаю, поэтому у нас небольшая текучесть кадров.

И еще мой принцип: интересы работника и интересы компании должны совпадать. Зарабатывает компания - зарабатывает продавец. И наоборот. Поэтому у нас выплачиваются гарантированный оклад и премия, которая зависит от результатов труда коллектива и распределяется по коэффициенту трудового участия.

- Планируется ли благоустройство территории у супермаркета "Петровский"? Там машины буквально ездят по ногам пешеходов!

- На автостоянке в течение дня паркуется очень много машин. Автомобилей становится все больше - от этого никуда не деться. Мы установили ограждение. В ближайшее время будет также оборудовано место для стоянки велосипедов, заасфальтирована территория за магазином, произведен ямочный ремонт.

- Владимир Клавдиевич, в стране недавно случился "соляной дефицит" и резко подорожал сахарный песок. Как вы считаете почему?

- Проблема с солью была надумана. Просто люди еще не забыли времена дефицита. А торговля не ожидала, что этот товар начнут так резво скупать. Естественно, если на какой-то продукт начнется ажиотажный спрос, он кончится - на короткое время. Потом рынок все восполнит.

Сахар подорожал потому, что Бразилия решила вырабатывать из тростника этанол, чтобы добавлять его в бензин. Естественно, предложение тростника на рынке уменьшилось, а цена пошла вверх. Это отголоски подорожания нефти...

- Какова торговая наценка в магазинах сети фирмы "Петровский"?

- Средняя наценка составляет от 7 до 15 процентов. Все зависит от товара и его категории. Наценкой управляет не оператор на рынке, а сам рынок. Если я завышу цену, этим воспользуется конкурент. Он будет продавать, а наш товар останется лежать на полке. Поэтому мы внимательно отслеживаем цены друг друга и больших расхождений, как правило, не бывает.

Дешевле продукты только в дискаунтерах, где покупатель не платит за культуру обслуживания. А если тебе в чистом магазине вежливо улыбнулись, все аккуратно упаковали, дали пакет - это включается в себе-стоимость.

- Местные производители как-то жаловались: мол, чтоб выставить в магазинах свой товар, надо заплатить бонус 500 долларов...

- Есть такая практика. Полки в магазине стоят денег. Аренда или содержание собственного здания - тоже. Продал магазин товар или не продал, он постоянно несет затраты. И представьте: поставили мы чью-то продукцию на свои полки, а покупатель не берет. Сегодня почти на 30 процентов продукции нет потребительского спроса! Зачем нам риски? Раз ты производитель, производи товар, который нужен. Возьми риски на себя! Я поставлю твою продукцию на полку, а там посмотрим, "проголосует" ли за нее покупатель.

Надо идти на те рынки, которые пустуют

- Фирма "Петровский" в прошлом году купила птицефабрику "Архангельскую", а совсем недавно приобрела бывший колхоз "Организатор". Как вам удается нести на плечах такую тяжелую ношу? И почему вы решили заняться сельским хозяйством?

- С ношей справляюсь с помощью команды: вижу и чувствую поддержку менеджеров. Кто еще будет заниматься сельским хозяйством, если не мы? Зря говорят, что сельхозпродукцию не берут магазины. Не магазины не берут, а покупатели!

Сейчас нужна продукция, востребованная покупателями. Причем надо не только ее производить, но и заниматься продвижением, вкладывать в это средства. Мы идем от рынка, смотрим, что надо людям. Конечная цель: организовать самый короткий, без посредников, а следовательно - самый дешевый путь до стола потребителя. Здесь мы свой опыт и свои знания соединим. Думаю, все получится.

Птицефабрика стала выпускать диетическое яйцо с семидневным сроком годности - эксклюзив для Архангельска, Северодвинска и Новодвинска. За прошедшие годы покупатель успел его забыть. Приходится разъяснять, формировать доверие, то есть создавать рынок диетического продукта заново.

Хотим полностью обновить оборудование. Уже оборудовали два птичника. В июле собираемся производить мясо бройлера - закупаем современную бройлерную линию, продукция будет продаваться в охлажденном виде. Словом, вкладываемся в переработку.

Зачем Петровский купил "Сезон"?

- Вам не хотелось купить совхоз "Беломорский" или заняться производством колбасы?

- У меня друг в Киришах выращивает огурцы, мы с ним все посчитали и поняли: нет. У нас такие тарифы, что продукция предприятий, подобных "Беломорскому", быстро становится неконкурентоспособной. Все расходы на содержание придется вкладывать в себестоимость.

А чтобы делать хорошую колбасу, нужны, во-первых, крупные инвестиции. Оборудование из нержавеющей стали ужасно дорогое - наших ресурсов пока не хватит. Второй момент: где сырье? Мы не можем набрать говядины даже для розничной торговли!

- Самое свежее приобретение фирмы "Петровский" - "Сезон". Зачем он вам, ведь многие магазины находятся в арендованных помещениях? И имело ли значение, что бывший руководитель "Сезона" сейчас мэр?

- Мы покупали не здания, а компанию, которая работает на рынке. Мы посчитали, посмотрели, определились, что нам этот актив нужен, и участвовали в тендере. Собственник остановил выбор на нас. То, что Донской-мэр, в этой ситуации никакого значения не имеет, мы знакомы давно. Здесь чистая коммерция.

Что касается смены вывесок на магазинах, то вопрос требует изучения, и подходить к этому мы будем очень осторожно. У торговых точек, работающих под маркой "Сезон", есть свой покупатель, нам не хотелось бы его потерять. Постараемся работать в разных форматах. А на площадках, выделенных под застройку "Сезону" в Северодвинске и около швейной фабрики в Архангельске, будем строить большие магазины.

- Власти Архангельска активно борются сегодня с игровыми автоматами, а в ваших магазинах стоит несколько "одноруких бандитов"...

- Проблему надо решать путем принятия закона, регулирующего этот вопрос, а не административно-запретительными методами. Сейчас у меня нет никаких оснований разрывать договорные отношения с владельцами игровых машин.

- Владимир Клавдиевич, можно ли в Архангельске вести бизнес без взяток? У вас их вымогали?

- Конечно, можно! Чиновники, бывает, пытаются вымогать деньги, но мы делаем все, чтобы не платить - противно этим заниматься. Платить за что? За то, что чиновник назначен на теплое место? Так это вовсе не его заслуга. Может, наоборот, чья-то ошибка!

Кстати, мы никогда не пользовались властной поддержкой. У нас нет "своих" депутатов. Я, наверное, идеалист. Считаю: каждый должен заниматься своим делом. А власть должна создавать для всех равные условия.

Меня часто спрашивают, не собираюсь ли я сам в политику. Сегодня мне интереснее заниматься бизнесом.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя