Пресса Архангельской области
 
477990986 477990986 477990986 -->


Правда Севера
11 апреля 2006 (64)
Сергей ДОМОРОЩЕНОВ.

Владимир Личутин: Переживала Россия и не такое время

Гость редакции

Владимир Личутин известен как писатель с 1971 года, когда в журнале "Север" вышла его первая повесть "Белая горница". Затем опубликованы повести и романы "Иона и Александра", "Бабушки и дядюшки", "Скитальцы", "Раскол" и многие другие. Последний роман - "Беглец из рая".

Наш земляк, уроженец Мезени, - лауреат многих премий: Союза писателей России, Льва Толстого, Даля и других.

До переезда в 1975 году в Москву Владимир Личутин был корреспондентом "Правды Севера", стал лауреатом областной журналистской премии имени Гайдара.

В марте В. В. Личутин приезжал в Архангельск, читал в Поморском государственном университете лекции об этике и эстетике русского народа.

Наш гость - большой спорщик. Дискутировать может с кем угодно. Он ищет истину. Давайте, уважаемые читатели, послушаем его иногда сбивчивый, но всегда эмоциональный, страстный говорок.

Написал "Раскол" и забыл

- Владимир Владимирович, как родилась идея поездки? Как вам понравилось в университете?

- Трижды выходила моя книга "Душа неизъяснимая. Размышления о русском народе". Книга толстая, недавно открыл ее, подумал: елки, неужели я написал?.. Энциклопедического характера работа.

Пришла блажь, позвонил в Архангельск ректору Владимиру Николаевичу Булатову: а что если мне приехать, лекции прочитать, спецкурс. Он согласился. Я поехал, мало представляя, что такое будет для меня работа в студенческой аудитории. Одно дело - книга, другое - лекция, импровизация, преподавание, внушение. Особенно первый день был тяжелым - две "пары" подряд. Потом я как-то втянулся. Понравилось. Читал на филфаке, но приходили и студенты других факультетов, люди со стороны. Северодвинцы приезжали. Глаза ребят пламенели, переживали студенты - это очень впечатляло. Был круг лиц, которые постоянно приходили, сидели, времени не замечали, а мне уж и отдохнуть хотелось. Говорю: "Звонок-то когда?" А мне отвечают, что он уже давно был. "Что ж вы молчите?.." Полчаса лишних читал.

- Писатель Личутин читает ныне лекции, и как-то не верится, что он, будучи школьником, "тройки" по литературе получал...

- Не только по литературе, а почти по всем предметам. Ну да и "трешек" хватило.

Так я устроен - всю жизнь ни одного стиха не знаю; из головы, как из дырявого лагуна, все выбилось, чему учили и в школе, и после нее.

- Лев Толстой всякую вузовскую учебу отрицал, говорил, что надо самому всю жизнь учиться.

- Правильно. Я и номера телефонов не помню. Много чего не помню. У меня спрашивают: а как же ты 15 лет "Раскол" писал, такой гигантский роман, надо же все в памяти держать... Там 57 героев, события происходят в течение 23 лет. Но вот буквально все помнил. А написал - через неделю забыл.

- К слову о стихах. Вы их писали?

- Да. Даже публиковал когда-то. Только две строчки своих стихов в памяти: "Сижу на печке в теплых валенках, а на душе-то холодно". И еще, из стихотворения, за которое в университете премию на конкурсе получил (очень удивился): "Обоз, как дроги похоронные, ползет, размеренно скрипя". 40 лет стихов не пишу.

"При Брежневе коммунизма-то хватили..."

- Каково жить классиком?

- Сейчас классиков нет, увы, увы. Как нет ни академиков, ни художников, ни генералов. Никого не ставят ни во что. Только денежные мешки живут да те, кто около денег. А еще бандиты, спекулянты. Ну да трудовые предприниматели. А люди интеллигентные сейчас пресмыкающиеся.

- А что впереди? Вы говорили, что есть два пути в мире: нестяжательства (Россия) и предание излишествам (США). Но похоже, что и мы переходим на американский путь. Так?

- Переходим. Другое дело, какая часть нации переходит, насколько глубоко затронуло душу стяжательство. Не уверен, что перейдем. Душа формируется тыщи лет. А что - какие-то 20 лет последних?!.. Да, будет какой-то маленький крен. Притом мы же сейчас не изобретаем какую-то новую формацию - мы просто вернулись в ту жизнь, которой жили до революции 1917 года, при частной собственности. Тогда тоже были стяжатели и нестяжатели; поклончивые церкви и те, кто уклонялись от нее, бегуны; проходимцы и совестливые люди; святые, отшельники - все было. Перевесит ли число стяжателей? Я думаю, что никогда не перевесит.

Советская власть была неплохая. Сейчас о ней жалеют, в деревне особенно: "При Брежневе коммунизма-то хватили немножко". До перестройки была эпоха равновесия, спокоя - самая чудесная эпоха. Почему ее проклинают? Потому что лучше, чем при Брежневе, Россия не живала во все века.

- В то время вы так не думали.

- Безусловно. Такое на расстоянии видишь. Но спокой, равновесие, благоденствие человека тоже угнетают, хочется какой-то встряски. Притом было партийное давление на психику... Застой не производственный, не экономический, там был как раз расцвет. Был духовный застой.

Только кони едят стоя

Те годы мне вспоминаются как бесконечный пир. Писатели, академики ездили друг к другу, столы ломились от вина, от яств, боже мой!.. Миллиарды, наверно, туда уходили. И думалось, что всю жизнь будет так. Но это был пир во время чумы или в ожидании чумы. Я все время тревожился: а что дальше-то?.. Пришло время - я перестал ездить к писателям, потому что ужасно отвратительно: около тебя суетятся, ухаживают за тобой, возлияния, горы еды - шло разделение на "чистых" и "нечистых". Как сейчас. Только теперь одни захапали богатство, а другие остались ни с чем. "Чистые" все отняли, разрезали и устраивают свои пиры, которые называются презентациями. А там - фуршеты, это чисто нерусское, потому что только кони едят стоя.

Сейчас есть такая порода людей, которые ходят по этим презентациям. Стоят у двери и тоскливо смотрят на стол, томятся: чего там болтают, - и не надоест им?!..

- Вы сказали однажды о том, каким были в советское время: "Во мне бродил ярый дух сопротивления". Он и сейчас в вас. А не надо ли сотрудничать с властью - возможно, так-то лучше.

- Кому лучше?

- Всем.

- Всем не может быть лучше. Кучка денег - она одна. Раньше деньги были государственные, и государство худо-бедно пыталось разделить их. Всяко получалось, но жили все примерно одинаково. Ну, конечно, академик не должен получать столько же, сколько уборщица, поэтому была градация. Она соблюдалась. Всем что-то перепадало. Но сейчас-то табель о рангах нарушена совершенно. Проходимец получает в месяц десять миллионов долларов, а заслуженный человек, например, летчик-испытатель первого класса, - 250 долларов. Чудовищная несправедливость. Она касается сущности государственного устроения, разрушается все, главное - система отношений. И получается, что мелкий плут сверху смотрит, например, на ум нации... Где бы это могло случиться без переворота, чтобы подполковник стал президентом?

- Демократия называется... Кстати, что понимаете под этим словом?

- Ее никогда не было и не может быть. Где она, интересно, есть-то?

- Черчилль говорил, что демократия плоха, но лучше ничего не придумано.

- Он много чего наболтал. Он, может, для англичан хорош, а мы от него, кроме зла, ничего не видели. Он был капиталист, миллионер - конечно, демо-кратия была для него хороша. А для нас это власть денег и свобода для избранных. Для неизбранных - цепи нищеты, самые тяжелые цепи.

Откуда все самое низменное?

Нам пудрят мозги: мол, в Америке демократия. Там миллионы нищих, которые роются в урнах. Откуда пришла вся проказа, грязь - проституция, СПИД? Откуда все самое низменное? Из Америки. Черным ветром с Атлантики принесло. Из Франции, из Дании - тоже. Не с арабского же Востока.

В первый раз американцы запустили в Ирак высокоточную ракету - сразу 300 детей и женщин убили в убежище, знали, что они там. Или - раз! - и Белград давай бомбить. Потому что им так хочется. Демократия - она беспринципна. Это власть кукловодов, которые решают судьбу мира: давай вот здесь и здесь куски отчекрыжим, тут народу 150 миллионов, они слишком много едят, давай сделаем 50 миллионов...

- А надежды у вас на что?

- На хорошее будущее. Переживали, слава богу, и не такое. Нация формировалась десятки тысяч лет.

Не случайно русскому народу такие земли достались. Все Богом уготовано, именно русскому народу. Было заповедано: это ваши всегдашние земли. Русский народ, самый древний в мире, владел ими еще две тысячи лет назад. И мы с ними не простимся, естественно, пока жива нация. Если только атомными бомбардировками нас не истребят.

Нам сейчас пока тяжело. Но идет в умах протрезвление. Даже у молодежи.

Кто покажет кузькину мать?

- Вам бы надо по телевидению выступать, а там только Проханов, которого для "отмазки" приглашают в студию. А где другие люди вашего круга?

- Проханов - другой человек, это лидер. А я никогда в жизни не пробивался, не пихался. Это противоречит моей сущности.

С одной стороны, у нас очень все плохо. Была надежда, что Путин - тайный русский националист, что он не чета Ельцину, которого в Москву вытянул тот, что с пьянством-то боролся... Лигачев, еще хуже Ельцина. Так вот, пришел Путин, такой аккуратненький, носик, глазки, марширует, как будто саблю к себе прижимает. Многие надеялись: пришел Сталин!.. Ага, пришел вам Сталин!.. Но придет человек, который всем плохим людям покажет кузькину мать.

Так надо: наворовал - в тюрьму, посиди, отдохни там. Кота как отучают проказить? Вздрючки дают хорошенько.

- Не на всякого кота это действует.

- Не действует - "вышка". Как в Китае. Там со взяточниками разобрались... И с наркодельцами у нас надо так же. Наши либералы говорят: надо быть гуманными, надо быть гуманными! А что, русских надо травить?.. Пристрелили бы главных торговцев - и правильно бы. Все можно сделать. Двух лет хватило после Великой Отечественной войны, чтобы разобраться с бандитизмом.

Нечестивого кобеля не отмоешь добела - хоть щелоком, хоть шампунем мой. Либеральные средства не годятся. Либералы твердят: нельзя, нельзя... А почему твердят? Потому что они скучковались, спрятались за высокие стены, за броневые двери, у них охрана с автоматами, овчарки обученные...

- На горячие темы вы пишете в газете "Завтра", которая, говорят, издается на деньги Бориса Березовского. Как одно с другим сочетается?

- Во-первых, пишу я о русском народе давно уже. Во-вторых, зачем газете "Завтра" издаваться на деньги Березовского? У нее своих средств хватит. Тираж - 100 тысяч. Восемь журналистов помещаются в трехкомнатной квартире, там же и бухгалтерия. За 15 лет ни копейки ни от государства, ни от Березовского не получено. Бывает, приходят патриоты, отдают деньги и уходят. А всякая лживая информация о газете специально дается, чтобы разрушить ее образ. Как на лидера Рогозина из "Родины" всех собак спустили, так и на газету спускали. Рогозин - борец за народное сознание, народную жизнь. Почему стали "Родину" разрушать? Почему ЛДПР не разрушают? Потому что этой партией пользуются.

Много в Москве фамилий мезенских

- Давайте отойдем от политики. Какие вы книги любите перечитывать?

- Даже себя не перечитываю. Только вот недавно когда к лекциям готовился, "Душу неизъяснимую" читал. Раньше вообще-то перечитывал хорошие книги, но теперь беру в руки ту литературу, которую дарят.

- Есть новые имена в литературе?

- Есть, конечно, - как нет-то! Развитие литературы идет, оно бесконечное.

Другой раз крепко заденет душу-то кто-нибудь. Но хорошей литературы немного. Юра Козлов, Алексей Варламов, Александр Трапезников - вот некоторые имена. Трапезникова легко читать. Я ему говорю: ты с Мезени должен быть, не иначе, наша фамилия. Много, кстати, фамилий мезенских встречается. Распутину говорил: "Валя, ты наш". Он позанимался, ответил: "Я нашел свои концы - действительно я с Поморья".

- "Литературная газета" писала, что ваше любимое издательство - ИТРК. Чем оно нравится?

- Печатают - вот и нравится. Нет, печатали. Разорили издательство, к сожалению. Единственное было, которое печатало русскую художественную литературу реалистического направления.

- Кто разорил?

- Власть, кто же еще! Банк рухнул, деньги пропали. Директор издательства Титов тык-мык по судам, туда-сюда - государство говорит: а мы не отвечаем. То есть полное бесправие человека. За притужаловку бы этого банкира - "а мы не можем, он разорился". Но как разоряются? Деньги в швейцарский банк - и все.

"Резонанс-радио" было очень известное, народное, патриотическое, Титов его 10 лет тянул. Радио этого, которое процентов 60 площади России покрывало, тоже не стало. Титов компартию поддерживал, а когда погорел и к ней обратился, ему сказали: "У нас денег нет". И бросили его, "кинули".

- Где ж теперь будете публиковаться?

- Как будто я знаю, где!.. Но кого-то Бог пошлет, как уже было.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя