Пресса Архангельской области
 


Правда Севера
12 апреля 2006 (65)
Владимир СОКОЛОВ.

А грянет беда...

Перевозчики нефти и нефтепродуктов игнорируют возможную опасность разлива груза

Еще три года назад Александр Максимов, в ту пору директор департамента транспорта и связи администрации области, говоря о возрастающих объемах перевозки нефтепродуктов через северные порты, предостерегал: от танкеров исходит вполне реальная экологическая опасность! Одной аварии будет достаточно, чтобы отравить на многие десятилетия и Северную Двину, и Двинской залив. Александру Викторовичу, как никому другому, еще тогда было видно: достаточно одному из судов однажды промахнуться на фарватере, коснуться бровки канала, не вписаться в поворот - и 20 тысяч тонн нефти окажется в реке. Оградить нашу ранимую природу от вязкой въедливой грязи будет некому и нечем. Предотвращена ли сегодня угроза экологической опасности?

"Деловая среда" не раз обращалась к этой проблеме. Так, в интервью с начальником отряда аварийно-спасательных и подводно-технических работ (АСП(Т)Р) Северного морского пароходства Павлом Подъяковым шел разговор о следующем.

В составе пароходства отряд существует с 1957 года. И всегда в его функции входило выполнение задач, связанных с экстремальными условиями на море. Советское государство, помня, что морской транспорт - зона повышенного риска, заботилось о поддержании спасательных судов в постоянной готовности, тратило большие средства на обучение экипажей действиям в экстремальных условиях.

Почти 15 лет назад государственное предприятие - Северное морское пароходство - акционировалось. Надо отдать должное руководству преемника: получив в довесок к транспортному флоту отряд АСПТР как имущество, не подлежащее приватизации, пароходство не оставило его ржаветь в дальнем углу Соломбалы.

Морские спасатели продолжали нести вахту по обеспечению морской и экологической безопасности на Белом море. А расходы по их содержанию полностью легли на акционерное общество. Более того, когда в августе 2000 года было издано распоряжение правительства России о мерах по предупреждению загрязнения окружающей среды и ликвидации их последствий, именно при отряде АСПТР в порту Архангельск было создано единственное на Белом море подразделение для ликвидации разливов нефти.

И снова, теперь уже за счет ОАО "Северное морское пароходство", все десять его специалистов были обучены работе со сложным оборудованием. Для этого им пришлось выезжать в английский Ливерпуль, в центр подготовки морской спасательной службы. Было приобретено и само оборудование - система "Скиммер", способная снимать нефтепродукты различной вязкости с водной поверхности, и боновое резиновое ограждение. Стоимость покупки - 27 тысяч евро. Подразделение снова начало действовать.

И в своем интервью, и позднее начальник АСПТР утверждал: "Случись беда, конечно, мы пойдем и сделаем все, чтобы последствия разлива были минимальны. Но почему борьба с загрязнением - головная боль только пароходства?"

Все знают об аварии судна компании "Волготанкер" в Онежском заливе. Катер отряда АСПТР "Метель" принимал там участие в аварийных работах. На нефтебазе "Глухое" произошел разрыв трубопровода. Специалисты подразделения очищали реку от остатков мазута. Затонул на Соломбальском рейде катер "БК-1". И здесь работники сумели локализовать источник загрязнения. Навал танкера "Темзештерн" на причал района порта Экономия, к счастью, не стал причиной экологической катастрофы, но дежурство по ликвидации аварийного разлива нефтепродуктов здесь осуществлялось весь период его ремонта.

Мнение о высоком профессионализме подразделения по ликвидации разливов нефтепродуктов сложилось в порту давно: достаточно их вызвать по телефону или радиостанции, и помощь придет незамедлительно.

Еще в мае 2003 года глава областной администрации утвердил перечень предприятий, для которых обязательно иметь планы предупреждения и ликвидации возможного аварийного загрязнения морской акватории нефтепродуктами (ПЛАРН). В этот список вошло 27 организаций. Данным распоряжением предусматривалось либо создание собственного формирования по ликвидации разливов, либо составление договора с отрядом АСПТР.

Затем на основании приказа МЧС России в конце 2004 года областное управление ГО и ЧС еще раз подтверждает перечень организаций, обязанных обеспечить промышленную, пожарную и экологическую безопасность. Еще раз указывает на необходимость иметь формирование по борьбе с разливом нефти.

Однако с тех пор в области только три предприятия выполнили распоряжение: ОАО "Северное морское пароходство", ОАО "Бункерная компания", администрация морского порта Архангельск. В стадии затянувшегося на неопределенное время согласования находятся профилактически-ликвидационные планы в ОАО "Красная кузница", "Северное речное пароходство", "Арктикрейд", компании "Роснефть". С приходом к руководству Архангельским тралфлотом Юрия Никулина здесь вопрос о создании подразделения по ликвидации разливов сдвинулся с мертвой точки. Руководители же остальных предприятий на грозную бумагу либо просто не реагируют, либо продолжают дискуссию на тему целесообразности включения их предприятия в данный перечень.

"Деятельность предприятий, не имеющих ПЛАРН, то есть не обеспечивающих безопасность, незаконна!" - было заявлено на недавнем совещании Морского совета при главе обладминистрации. Но, как часто бывает, посидели, поговорили, разошлись... И, похоже, снова забыли, зачем собирались. Как нам сообщил начальник отряда АСПТР Павел Подъяков, с того времени не изменилось ничего.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя