Пресса Архангельской области
 


Правда Севера
12 апреля 2006 (65)
Алексей НОВИКОВ.

Ограничить нельзя сохранить

Весна прошлого года надолго запомнится водителям, пытавшимся проехать по участку дороги Малые Карелы - Белогорский. В начале апреля, всего за несколько дней до введения сезонного ограничения грузоподъемности, частные перевозчики настолько увеличили интенсивность вывоза леса из близлежащих делянок, что по образовавшейся на месте дороги глубокой колее без буксировки тяжелым трактором не могли "проехать" даже огромные "МАЗы" и "КамАЗы". Что уж говорить про автобусы, санитарный и легковой автотранспорт, которые попросту оказались "не у дел"...

Казалось бы, кому как не им, водителям-профессионалам, можно было представить всю тяжесть последствий столь варварского обращения с единственной в тех местах дорогой. Тем не менее их погоня за наживой любой ценой сыграла со всеми нами настоящую злую шутку - отдаленные поселки оказались полностью отрезанными от областного центра.

Но, как известно, нашему человеку чужой опыт - не указ. И сегодня, в первые дни апреля, подобная ситуация, к сожалению, повторяется или может повториться на многих других участках архангельских дорог...

Мал золотник, да дорог ...

Безусловно, для такой огромной территории, каковой является Архангельская область, восемь тысяч километров дорог - это капля в море. Однако каждый из этих километров стоит намного дороже и значит намного больше, чем единица дороги, расположенная в более благоприятных условиях.

Сегодня все мы, по сути, являемся заложниками ситуации, формировавшейся в 60- 80-е годы прошлого века. Построенные в советское время по остаточному принципу в режиме жесткой экономии, все наши дороги, включая единственную федеральную трассу Архангельск - Москва, находятся в крайне сложном техническом состоянии. Кроме того, что по своим проектным нагрузкам, предусмотренным в 60-е годы, дороги не были рассчитаны на значительно возросшую интенсивность и грузоподъемность движения, каждую весну они выдерживают дополнительные испытания, которые вполне можно считать чрезвычайными.

- Дело в том, что весной, при наступлении положительных температур, темное дорожное покрытие поглощает больше тепловой энергии, а нижние слои дороги прогреваются намного хуже, - считает заведующая кафедрой автомобильных дорог АГТУ Валентина Лукина. - До тех пор, пока откосы и земляное полотно не оттаяли, существующая дорожная конструкция (покрытие и основание) держатся как бы "на плаву", влаге просто нет возможности никуда деться. И только по мере того, как граница оттаивания опускается, в состоянии дороги наблюдается стабилизация. Одной из причин, которая создает нашим дорогам проблемы, является высокий уровень грунтовых вод.

- В 70-е годы сотрудники АЛТИ, собрав данные наблюдений и исследований за состоянием "вологодской" дороги, даже обращались в Госстрой с предложениями по улучшению конструкции трассы, но это было признано чрезвычайно дорогим удовольствием, - продолжает Валентина Алексеевна.- Конечно, после нашего запроса высота насыпи немного увеличилась, но этих мер, как мы сегодня видим, оказалось недостаточно. Сейчас, когда дорога эксплуатируется и альтернативного проезда просто нет, лечить земляное полотно практически невозможно - все вопросы надо было решать на стадии строительства. Поэтому единственным выходом для нас сейчас являются сезонные ограничения грузоподъемности.

Практика, проверенная временем

Ежегодно начиная с 1969 года в нашей стране в весенний и осенний периоды в целях обеспечения сохранности региональных автомобильных дорог и дорожных сооружений на региональных автомобильных дорогах вводится временное ограничение движения транспортных средств с нагрузкой на ось более 3,5 тонны.

Естественно, что обеспечение сохранности автомобильных дорог общего пользования предусматривает строгий контроль за соблюдением грузоперевозчиками установленных норм и требований. В Архангельской области этим занимается областное государственное учреждение "Служба весового контроля".

- Наибольший ущерб автомобильным дорогам наносится транспортными средствами, перевозящими тяжеловесные грузы, - считает директор службы Владимир Корельский. - При этом осевые нагрузки транспортных средств являются основным разрушающим фактором конструкции автомобильных дорог.

На сегодняшний день в Архангельской области есть один стационарный и несколько передвижных пунктов весового контроля, которые действуют в разных районах области. В планах - строительство регионального стационарного поста в Котласском районе. Какова же эффективность работы службы весового контроля?

По мнению Владимира Леонидовича, существующая сеть пунктов весового контроля позволяет более эффективно использовать средства областного бюджета.

- Это происходит за счет прямой экономии - компенсации ущерба, наносимого транспортными средствами, перевозящими тяжеловесные грузы, а также косвенной - обеспечения сохранности дорог и мостов, увеличения межремонтных сроков службы, - считает В. Корельский.

Владельцы крупногабаритных транспортных средств и руководители транспортных предприятий уже привыкли, что перед началом сезона ограничений центр управления движением "Архангельскавтодора" рассылает им специальные уведомления, поэтому практически все нарушения, которые фиксируются службой весового контроля, происходят по вине частных перевозчиков.

Безусловно, вводимые ежегодно сезонные ограничения во многом повторяются, однако в этом году водителей и грузоотправителей ждут некоторые изменения.

Бесплатный - он тоже пропуск

Как и в минувшие годы, действие временного ограничения не будет распространяться на транспортные средства милиции, медицинской помощи, пожарных и аварийно-спасательных служб, а также на спецтранспорт, осуществляющий перевозку мусора, подачу воды и перевозку газа для жилого фонда. Не попадут "под запрет" также и регулярный пассажирский транспорт, почта и техника для ликвидации и предупреждения аварий.

Новинкой сезона в этом году станут бесплатные пропуска для транспортных средств, перевозящих гуманитарную помощь, семенной фонд, комбикорма, удобрения и запасные части к сельскохозяйственной технике для фермерских хозяйств и организаций агропромышленного комплекса области независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, продовольственные товары, медицинские препараты, грузы для обеспечения работы жилищно-коммунальных служб области, железнодорожные контейнеры с грузом личных вещей физических лиц, а также на проезд транспортных средств, принадлежащих организациям, выполняющим работы по строительству, ремонту и содержанию региональных автомобильных дорог.

Все остальные участники движения должны будут получить пропуска при условии частичной компенсации ущерба, наносимого автомобильным дорогам.

По словам начальника центра управления движением "Архангельскавтодора" Галины Козловой, введение бесплатных пропусков отнюдь не является запретительной мерой, а лишь позволит упорядочить движение транспорта, перевозящего социально важные грузы в весенний период. При этом если груз перевозится в пределах одного района, то пропуска можно будет получить в районных комиссиях, если же перевозчику нужен транзит по области, то обращаться нужно или в службу весового контроля, или в областную комиссию.

Конечно, до "полной сознательности" нашему обществу еще далеко, поэтому и в этом году найдутся желающие проскочить под знак, авось не заметят. Однако чем быстрее мы сможем понять, что другого выхода, кроме как ограничивать движение, у нас просто нет, тем лучше мы сможем сохранить наши дороги.

Алексей НОВИКОВ.

Фото Владимира Зыкина.

P.S. На все вопросы, связанные с получением пропусков и ограничением движения, вам ответят в центре управления движением "Архангельскавтодора" (8182) 20-66-68 и в службе весового контроля (8182) 26-18-18.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя