Пресса Архангельской области
 


Правда Севера
14 апреля 2006 (67)
Елена ЦВЕТКОВА.

Напишитео нас светло...

Такова спортивная жизнь

Коренастый подросток Миша слегка подбрасывает оранжевый баскетбольный мяч, раскручивает его и ставит себе на указательный палец. Трюк впечатляет. Потом он подскакивает к перекладине и подтягивается - раз, два, три... семь, восемь... Сбиваюсь со счета. А его друг Серега разгоняет тренажер до гула и скрипа. Ребята готовятся к поездке в Подмосковье, где пройдет отборочный тур специальных всероссийских соревнований по легкой атлетике. Специальных - это значит среди инвалидов. Тренер юных спортсменов - преподаватель физкультуры Игорь Кучера верит в своих воспитанников. В новодвинском доме-интернате для детей с умственной отсталостью спортивные традиции очень сильны.

Игорь Анатольевич показывает стенку, увешанную медалями: вот олимпийские из Японии, эти - из Голландии. А вот официальный флаг олимпиады в Нагано, подарили. "Свежие" награды не успели пока разместить на большом стенде, где представлена вся летопись спортивной жизни интерната. Лыжи, легкая атлетика, баскетбол, теннис, хоккей... Сначала в числе лучших на всероссийских соревнованиях, затем в составе сборной на специальных международных играх. А попробуй не полюбить спорт при таких-то возможностях: спортзал, тренажерный зал - не хуже чем в иных фитнес-центрах. База хорошая, экипировка, спортинвентарь, а главное - педагоги-энтузиасты. На специальные Беломорские игры сюда из других интернатов и коррекционных школ области съезжаются.

-Мы сами не верили, что такое возможно, - делится директор интерната Елена Шалаурова. - Но когда впервые наш ребенок съездил на серьезные соревнования и добился успеха, гордость была безмерная. Да и сами ребята понимают, что они не просто инвалиды, живущие в интернате, а обычные парни и девчонки со своими успехами, перспективами. За чей счет ездят? Международные соревнования оплачивают фонды-организаторы, а все, что касается России, туго идет. Все же платно - и дороги, и проживание. Спасибо Владимиру Крупчаку, прошлую поездку в Омск он спонсировал...

Спасибо Крупчаку и бундесверу

Таких людей, которые добровольно, от чистого сердца пытаются помочь интернату, очень мало. Забыто у нас меценатство. В прошлом году Елена Викторовна решила сама проехать по фирмам и обеспеченным людям и, по ее словам, очень унизительно себя чувствовала: "Как будто лично для себя что-то прошу". Пыталась объяснять, что это не просто сироты, а умственно отсталые дети, с проблемами в развитии, и встречала еще большее непонимание: тут нормальные недополучают, а этим-то зачем? Потому предложение помощи от депутата Госдумы Владимира Крупчака стало приятной неожиданностью. Теперь каждый месяц он треть своей депутатской зарплаты перечисляет в интернат.

"Титан" и АЦБК и прежде помогали детям-инвалидам - те же поездки спортсменов оплачивали. Но то была разовая помощь. Теперь же администрация может рассчитывать на дополнительные 10-13 тысяч каждый месяц. Немалые деньги для такого учреждения! Можно взять частями, а можно накопить. Недавно, например, купили новые карнизы для штор, сменили морально и физически устаревшие провисшие "струны" сразу во всех группах. Пять лет не горели фонари на территории интерната - а она просто огромная. Стали считать: 24 фонаря, да машина с люлькой, да работа электриков - итого 50 тысяч рублей. Ну откуда взять? За счет Крупчака починили! Теперь зимой детей можно смело на послеобеденную прогулку вывести.

Еще важное дело сделали на депутатскую зарплату - ремонт отопления в четырех группах. На свои фонды в лучшем случае в год по комнате бы осилили. А так все сразу. Говорят, с самого открытия интерната никогда так тепло не было.

Большое хозяйство и специфика учреждения требуют немалых затрат. Интернат как маленький городок, где все свое - гараж, прачечная, сапожник, электрик, пищеблок, медицинская служба, столярная и швейная мастерские. Живут здесь 250 детей в возрасте от четырех до 18 лет, уровень развития и степень умственной отсталости у всех разные. Есть дети, которые раньше считались необучаемыми, - с множественной патологией, большими пороками развития. А есть и такие, как атлеты Миша и Сергей, - при умелой коррекции и воспитании вполне адекватны, прекрасно обучаемы, занимаются в кружках. Мальчишки осваивают навыки столярного дела - каждый в меру своих возможностей, конечно. Кто-то шкуркой деревянный брусок обрабатывает, а кому и рубанок доверят. Мебель чинят, лопатки детские делают.

А девочки учатся шить. До швейных машин опять же не у всех дело доходит - одни сортируют и подбирают ткани, другие вырезают детали ножницами. Однако под руководством инструктора замечательные сувениры получаются - нарядные кухонные прихватки. Вместо подкладки в них - бундесверовские шинели. Гуманитарную помощь получили еще 15 лет назад, к открытию интерната. Посылки с немецкими шинелями, робами, кирзовыми сапогами. Спасибо разоружению! Шинели, конечно, носить не стали, но в них обнаружился очень качественный синтепон, легкий, гигроскопичный, хорошо стирается. Его-то и пустили на прихватки, хватило на долгие годы.

Достижения:и читать, и ползать

При малейшей возможности ребенка обучаться грамоте в интернате его стараются обязательно обучать. Это очень важно для дальнейшей социальной адаптации - сможет ли он прочитать этикетку в магазине, ориентироваться в деньгах. От этого зависит, сможет ли он работать, адекватно вести себя и уверенно чувствовать в обществе. Обслуживающий труд начинается с детства. У самых маленьких - с дежурства в столовой. Детям постарше хочется дела более серьезного. Потому наряду со швейной и столярной мастерскими в интернате недавно открыли домашнюю прачечную. Девочек с 14 лет учат сортировать белье, пользоваться порошками, стиральной машиной и утюгом.

Еще одна новинка - зимний сад, переделанный из помещения не подлежащего восстановлению бассейна. Теперь там разводят комнатные растения, рассаду для клумб. А когда случайно выяснилось, что ребятишки пугаются при встрече с домашними животными, на педсовете было решено завести в зимнем саду еще и живой уголок. Дали объявление в газете: кому не нужны мелкие домашние животные, приносите. Добрые люди натащили мышек, крыс, бурундучков, черепашку, ворону с подбитым крылом, двух пуховых кроликов, двух морских свинок... И уже спустя время узнали, что в психиатрии есть целое направление - зоотерапия.

Были и другие открытия. Четыре года назад от шведских коллег наши специалисты узнали, что и с детьми с глубокой патологией, которые ни говорить, ни ходить не могут, тоже можно работать, стимулировать подкорковые мозговые образования светом, музыкой. Оказалось, что даже глубоко умственно отсталые дети прекрасно понимают, тонко чувствуют, кто и с каким настроением к ним подходит, любят игрушки. Стали выводить их на общие праздники, концерты. У них есть и свои дискотеки, свои прогулки, занятия.

Вместо бывшей кладовки устроили специальную сенсорную комнату по образцу "подсмотренной" на стажировке в Германии. Оттуда же привезли идею использовать коридор как образовательное пространство. Теперь стены не "пропадают зря", на них красуются зверюшки и машинки, сделанные руками педагогов из кусочков меха, тканей, бутылочных пробок, упаковок от таблеток и прочего гладкого, лохматого или колючего материала. Все это можно и нужно (и сразу хочется!) трогать и развиваться через тактильные ощущения.

Вторая кладовая превратилась в комнату двигательной активности. Это тоже одна из форм работы с тяжелыми детьми. Для малышей, которые не ходят, любая потребность в движении - это уже предмет развития, а проползти полтора метра - огромный труд. Здесь работает не медик, не учитель, а именно специалист, который подвигает ребенка на какое-то действие - протянуть руку, сесть. А в результате ребенок учится ходить, самостоятельно есть ложкой, держать карандаш. И специалист по двигательной активности - должность уникальная, придуманная в новодвинском интернате. В прошлом году педагога Наталью Нессен удалось отправить на стажировку в Санкт-Петербург. Курсы стоили 14 тысяч рублей, но "в кустах снова оказался рояль" - помощь депутата Крупчака. На первый взгляд, деньги тратились не напрямую на детей. Но специализация именно по адаптивной физкультуре была очень нужна. И она себя оправдала. Результаты просто уникальные, у Натальи Николаевны уже собран материал для диссертации. Теперь можно и опытом делиться.

Терпение и труд

Наверное, эти два слова здесь самые важные. Нет, пожалуй, еще одно - любовь. И только потом все остальное. Любовь к тем, ради кого педагоги-энтузиасты придумывают все новые и новые формы работы: учат плести из бисера умопомрачительные букеты, расписывать деревянные доски, делать картины из... камня, ставить спектакли в театральной студии. А няни здесь такие, что каждой по ордену надо дать. Недаром родители со всей области, столкнувшиеся с проблемой обучения ребенка-инвалида, просятся именно в новодвинский интернат. Жаль, что правительство об этом не догадывается, иначе не поскупилось бы на нормальные зарплаты для персонала.

В кабинете тестопластики под руководством инструктора Ирины Дремовой ребята лепят сувенирымукосоли. Но сегодня воскресенье, и там стоит карамельный аромат - компания мальчишек угощается самодельными леденцами и чаем из самовара. Творческий человек Ирина Григорьевна за два года не только любовь к тестопластике привила, но и кабинет офрмила - ну просто музей. Иностранцы на экскурсию приходят, говорят, вы должно быть, в деньгах купаетесь.

Другой местный музей - русская изба, фольклорная комната. Ее хозяйка Ольга Старикова. Здешние ребята по настоящим музеям ходят редко, а тут каждый может окунуться в атмосферу старинной избы. Для многих детей-инвалидов временные понятия - прошлое, будущее - очень сложны, но все же им объясняют, что вот так люди в старину жили, здесь растили детей, спали на печке. Они слушают сказки, фольклорные песни, пробуют играть на народных инструментах, осваивают элементы лоскутного шитья - режут, подбирают лоскутки.

Слушаешь, смотришь - невероятно. Ведь дети здесь с очень непростыми судьбами, умственная отсталость - не просто нарушение интеллекта, она ведет за собой целый букет хронических, соматических болезней.

...Наташу привезли год назад в тяжелом состоянии, забрали у матери-алкоголички. У девочки фенилкетонурия, нарушение обмена веществ. Если не соблюдать жесткую диету (почти ничего нельзя!), начнется умственная деградация. Сейчас Наташа на особом питании, и ребенка просто не узнать.

... С Галей пришлось повозиться. Она поступила из областного дома ребенка с последствием неудачно сделанной прививки от полиомиелита. У нее сохранность интеллекта, но вот ножки отказываются слушаться. Здесь веселую, добрую говорушу, любимицу младшей группы, обязательно поставят на ноги.

...Подвижный, шустрый Артемка пока тоже малыш, но тренер уже разглядел в нем будущего спортсмена. Впрочем, занятия спортом в интернате - дело добровольное, для тех, у кого к нему душа лежит. Вот у Николая, например, душа лежит к труду. Он уже вполне взрослый человек, работает на ставку дворника, получает деньги. Так аккуратно убирает двор, что можно позавидовать и поучиться. К тому же он очень вежливый, рассудительный и доброжелательный. Коле 20 лет, по правилам, он уже должен бы уехать во взрослый интернат. Но персонал не спешит расставаться с воспитанниками.

-Для них это большой стресс, они здесь выросли, здесь их семья, - говорит Елена Шалаурова. - Должна быть преемственность в организации подобных учреждений. А еще лучше, чтобы наши воспитанники, став взрослыми, возвращались в семьи, ведь у 40 процентов этих детей есть родители. Есть благополучные, уважаемые мамы и папы, которые переживают за своих детей. А мы даем ребятам необходимые навыки, в том числе трудовые. Они вполне могут работать дворниками, вахтерами или просто помогать бесплатно той же посудомойке или нянечке в детском саду. Для людей с умственной отсталостью очень важна социальная реализация, когда они не сидят в четырех стенах, а востребованы обществом, имеют свой круг общения. Например, в Швеции вообще нет интернатов, а есть социальные квартиры для инвалидов, которым помогают волонтеры. С помощью шведов опыт самостоятельного проживания умственно отсталых людей получили и мы. Более того, трое наших выпускников благодаря программе "Сервисное жилье" уже обзавелись своими семьями. Я уверена: жить самостоятельно могут даже люди с синдромом Дауна.

"Напишите о нас светло", - попросила Елена Викторовна. Она и ее коллеги делают все возможное и невозможное, чтобы умственно отсталые дети смогли стать полноправными членами общества. Вопрос в том, сможет ли наше душевно отсталое общество их принять.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя