|
Правда Севера
15 апреля 2006 (68)
Раиса СПИРИХИНА.
Валерий Мальчихин: Наша цель - построить демократическое государство,
и оно таким будет
В конце марта депутат Государственной Думы Валерий Мальчихин совершил очередную
поездку по своему округу. Традиционная встреча с избирателями состоялась и в
Коряжме.
В конференц-зале администрации собрались большей частью пожилые люди, что
неудивительно: все, у кого были личные вопросы к депутату, побывали на приеме у
Мальчихина. Активные же пенсионеры, как всегда, подготовили почву для дискуссии
по широкому кругу тем: от политики правительства до повышения цены на автобусные
билеты.
Вообще подобные встречи в Коряжме сильно отличаются от того, как Мальчихин
общается с избирателями в других районах своего округа. Не то чтобы там царит
полное взаимопонимание и благодушие - резкие выступления по поводу
"антинародной" политики правительства от старшего поколения приходится
выслушивать постоянно. Но где-нибудь в шенкурской или вельской глубинке люди
стараются использовать приезд депутата "из центра", чтобы узнать побольше о том,
что в мире творится, выспросить точку зрения Мальчихина на те или иные события и
факты, сверить свое понимание ситуации с тем, что знает и как все оценивает
депутат.
Коряжемские активисты в дополнительной информации не нуждаются: они всегда в
курсе событий, их взгляд на проблемы определен раз и навсегда, и главное для них
на подобных встречах - высказать Мальчихину все, что они думают по поводу
"разграбления страны". И сколько бы ни призывал депутат к конструктивному
диалогу (подготовленные обличительные речи, как правило, повторяются на всех
встречах), обстановка всегда накалена.
По давней привычке (бывший мэр - свой все-таки человек, значит, по-родственному
можно и не церемониться) Валерию Андреевичу достается и за олигархов ("почему до
сих пор не раскулачили?"), и за правительство ("почему нефть продают, а народу -
кукиш?"), и за инфляцию ("пенсии поднимут на рубль, а цены подпрыгнут на три"),
и за москвичей ("деньги гребут лопатой себе в карман")... В довесок - резкий
митинговый тон, в выражениях товарищи не стесняются, обвинительный уклон,
кажется, способен кого угодно сбить с ног.
Всегда удивляюсь, как можно выдерживать подобное давление, только уж в крайнем
случае срываясь на миролюбивое: "Ну что вы каждый раз меня одними и теми же
вопросами изводите, я ведь не президент, чтобы за все отвечать. Давайте вести
разговор в рамках моей компетенции, не надо под дых-то бить..." Не получается:
все хотят выговориться, выкричаться - для того и пришли.
И хотя Мальчихина всегда встречают и провожают аплодисментами, он знает, что это
только аванс и работать придется на износ: спорить, разъяснять, убеждать,
втолковывать. Потому что единственное, что могло бы перекроить сценарий, - это
его, Мальчихина, обещание: вот завтра все будет по-другому, и деньги всем
раздадут поровну, и богатых прижмут, и бедные заживут припеваючи. Но и он, и зал
прекрасно понимают, что Валерий Андреевич такого не скажет, потому что врать не
привык. Он снова пойдет под обстрел и снова будет вести разговор на серьезную
тему: как поднимать экономику, как России выбираться из кризиса...
-Нам всем надо понять: работа предстоит трудная и долгая. За прошлый год, по
данным правительства, рост в промышленности составил 4%, в сельском хозяйстве -
2%, внутренний валовой продукт вырос на 6,4%. Это не те темпы, которые могут
обеспечить быстрый подъем экономики и резкое улучшение социальной ситуации, рост
уровня жизни населения. Последствия "обвальной" приватизации не преодолены, наша
экономика до сих пор не достигла доперестроечного уровня, хотя резкий спад
прекратился.
Основные доходы, объясняет Мальчихин, - от продажи нефти и газа по высоким
ценам, но ситуация может в любой момент измениться. И это приведет к очень
серьезным последствиям, потому что экономика в ее нынешнем состоянии не
подстрахует бюджет...
-Валерий Андреевич, прошу вас, сообщите адрес Общественной палаты и кто ее
возглавляет.
-Общественную палату возглавляет академик Евгений Павлович Велихов. Адрес так
сразу не скажу. Сделаем так: вернусь в Москву, все уточню и отправлю. Думаю,
лучше всего - напечатать адрес общественной палаты в газетах. И тогда вы сможете
направлять туда письменные запросы, замечания по законодательству.
-Будут ли от нее общественные представители на местах?
-Нет, думаю, еще каких-то общественных представителей не будет. Но сама палата
форму работы с гражданами определит. Сейчас идет период становления, но, должен
сказать, палата уже начинает действовать достаточно активно. Если так пойдет
дальше, наверное, от деятельности этого органа будет польза.
-А почему в Москве поездки для пенсионеров бесплатные?
-Коряжма не Москва, и вы это прекрасно знаете. Давайте реально смотреть на вещи.
В столице сфокусировано до 75% всех финансов страны, там сосредоточено ядро
банковской системы. Бюджет Москвы не сравнить ни с каким другим, там есть
возможность помогать пенсионерам, вводить дополнительные льготы. Есть ряд других
городов - крупных промышленных центров, где самодостаточные бюджеты и где также
имеют возможность в дополнение к льготам, определенным федеральными и областными
законами, добавить свои.
Чудес не бывает: в Коряжме надо развивать экономику, чтобы не только Котласский
ЦБК трудился, но и появлялись другие предприятия среднего и малого бизнеса,
чтобы строительная сфера расширялась, возникали новые рабочие места,
увеличивалась налоговая отдача и, следовательно, богател бюджет.
-Скажите, когда будут работать законы?
-Когда все их соблюдать будут.
-Кто за этим следит?
-Прокуратура.
-Никто не следит, и прокуратура в том числе...
-Давайте не будем скатываться к демагогии. Государство живет на основе законов.
Наша цель - построить демократическое государство, и оно таким будет. Предстоит
создать правовую базу для работы экономики в новых условиях, выработать комплекс
законов для социальной защиты граждан, определить пути развития политической
системы в нашей стране. То есть сделать все для укрепления государства, для
развития личности и гражданского общества на основе демократических принципов.
Возможно, в чем-то не успеваем, делаем ошибки, но стремление к этому есть. И это
- факт неоспоримый.
-Нас разделили на разные группы: на пенсионеров местных и федеральных. Может,
депутаты разделят нас еще на американских пенсионеров, и тогда вообще ничего
платить не надо?!
-Может, когда-нибудь будут и такие пенсионеры. Станут богаче жить люди, появятся
и такие. Вашей иронии в данном случае не понимаю. Никто не хотел кого-то
поссорить и обидеть. Условно говоря, федеральные и региональные пенсионеры были
и раньше. По новому закону просто четко определены источники для финансирования
льгот и установлена соответствующая ответственность. А рубль федеральный не
слаще регионального. Льготы по-прежнему разные - одни для участников войны,
другие - для тружеников тыла, и так далее. Другое дело, что в регионах ветеранам
труда, труженикам тыла, репрессированным не могут выделить из бюджетов
достаточно денег для того, чтобы они жили безбедно. Наша задача - отследить,
чтобы соответствующие субвенции закладывались в федеральный бюджет и
передавались на областной уровень, если там недостает средств. И то же самое
должны делать на областном уровне: передавать средства в районы и города, если
там ситуация трудная.
-Почему не включается в трудовой стаж время учебы? Ожидаются ли изменения по
этому поводу?
-Пока принято решение закрыть средствами федерального бюджета страховые периоды
по уходу за ребенком и время службы в армии. Не исключено, что когда-то будет
принято соответствующее решение и по поводу учебы. Но пока его нет.
-Когда перестанут обирать население за коммунальные услуги? Платим по 100
процентов, а толку все мало...
-В мае прошлого года мы пригласили министра регионального развития Яковлева на
заседание фракции "Единая Россия". Вопрос о реформе ЖКХ ставился очень остро. В
самом деле, платежи населения за жилье и коммунальные услуги во многих местах
довели до 100%. Но это не решает проблему самого ЖКХ. Основные фонды изношены,
обновления нет, коммуникации в земле гнилые, котельные, переданные муниципальной
власти, допотопные...
Правительство до сих пор в Госдуму не внесло законы, которые бы четко
определили, кто за что отвечает и за что платит.
Депутаты просили правительство снизить федеральный стандарт с 22 до 18
процентов, но есть отговорка, что в соответствии со 122-м законом власти
субъекта федерации могут сами понизить этот стандарт за счет средств областного
бюджета. Только мало где на это отваживаются, потому что бюджеты, как правило,
недостаточно богаты... Все взаимосвязано, и ни местная власть, ни региональная без
участия правительства эти проблемы не решит. Потому что для их решения требуются
средства федерального бюджета, а его формирует власть исполнительная. И там свой
взгляд на вещи, так как правительству еще нужно удерживать в рамках инфляцию. А
любой не подкрепленный экономикой вброс денег грозит ростом инфляции...
Тем не менее задача депутатов - побудить правительство разработать
соответствующие законы и внести их в Госдуму с тем, чтобы в реформе
коммунального хозяйства навести порядок.
-Влияет ли Госдума на правительство?
-Влияет. Министры приглашаются на так называемые "правительственные часы", где
им задаются десятки острых вопросов. Мы заслушиваем отчеты по важнейшим
направлениям, доводим до сведения правительства свою точку зрения, обсуждаем
различные темы, спорим.
-А вот по телевизору заместитель председателя правительства Медведев сказал, что
некоторые члены правительства на работу не ходят, не участвуют в делах. Если
так, то к ним надо меры принимать!..
-Вы не так поняли. При правительстве созданы различные комиссии, советы. И,
наверное, какие-то из заседаний кто-то не успевает посещать. Но это не значит,
что министра нет на рабочем месте - его в силу каких-то обстоятельств не было на
заседании комиссии.
Еще раз повторю: у депутатов есть вопросы к работе правительства, по некоторым
позициям мы не сходимся, и это становится предметом обсуждения. Но это не
значит, что к мнению правительства не надо прислушиваться. Вот, скажем, всем
хотелось бы более быстрыми темпами поднимать зарплату. А в экономическом блоке
правительства говорят: это приведет к повышению себестоимости отечественной
продукции, она будет неконкурентна по цене и перестанет продаваться. Так рынок
построен, и, наверное, логика в этих доводах есть, не правда ли? Поэтому, чтобы
решить проблему, следует искать золотую середину, вырабатывать постепенный
график роста зарплаты. И мы настояли на своем и заставили это сделать.
-Почему средства стабилизационного фонда направят в ценные бумаги за границу, а
не вложат в развитие отечественной экономики?
-Стабилизационный фонд создан для того, чтобы не раскручивать инфляцию. Конечно,
есть соблазн: распределить "нефтяные" деньги по всем статьям, поднять разом
зарплаты и пенсии. Но вся эта денежная масса тут же окажется на потребительском
рынке и вздует инфляцию до небес. Мы это уже проходили, на одни и те же грабли
страна не должна наступать. В конечном счете пострадают люди, потому что рубль
обесценится, мы опять получим на руки купюры со многими нулями. И что дальше?..
Поэтому сейчас "лишние" деньги, полученные не за счет работы экономики, а
вследствие высоких цен на нефть, копятся. На что их можно тратить? Было бы очень
эффективно - на погашение внешних заимствований, но нам позволили перечислить
только 18 млрд долларов, потому что досрочное погашение не выгодно
стране-заемщику. Куда еще? Фракция "Единая Россия" предложила инвестировать в
инфраструктуру: строить автомобильные и железные дороги, поднимать автопром,
модернизировать аэропорты... Но все это надо делать так, чтобы государство не
стало довлеть над бизнесом, не заполняло бы собой экономику. И, должен сказать,
это перспективное направление.
-Почему депутаты Госдумы не могут защитить законом местные бюджеты, чтобы их не
"выравнивали" при межбюджетных отношениях? Нет заинтересованности развивать
экономику на местах...
-При рассмотрении бюджетов регионов на очередной финансовый год зачастую
выясняется, что бюджеты не сбалансированы по доходной и расходной части. Главы
регионов, конечно, недовольны тем, как Минфин спланировал передачу субвенций на
территории. Не исключение и Архангельская область. Мы вместе с губернатором
Николаем Киселевым, областным сенатором Юрием Сивковым присутствовали на
трехсторонней комиссии в министерстве и выступали за то, чтобы были учтены
особенности области, ее экономики.
Дело в том, что средняя финансовая обеспеченность на одного жителя (вместе с
Ненецким округом) у нас получается выше, чем в среднем по России. Но проблем от
этого не становится меньше, и мы приводили аргументы в защиту более
внимательного подхода к формированию бюджета. Частично проблему удалось решить:
губернатором достигнута договоренность с министром финансов, что из
дополнительных доходов федерального бюджета область получит 550 млн рублей, и
это позволит лучше сбалансировать областной бюджет.
Помощь - дело хорошее, но рассчитывать приходится на свои силы. Главное сегодня
- развивать свою экономику и отсюда черпать ресурсы. Задача депутатов -
добиться, чтобы сбалансированность областных бюджетов находилась на приемлемом
уровне. Понятно, что каждый депутат представляет свой регион и защищает его
интересы. Но главное, зачем вы, избиратели, меня направили в Думу - заниматься
законотворческой работой. Что я и делаю...
| |