Правда Севера
18 апреля 2006 (69)
Анна ЕДЕМСКАЯ.
Почта вводит "кибер-услуги" и закупает технику
В Москве прошел День открытых дверей ФГУП "Почта России". Генеральный директор
предприятия Игорь Сырцов пригласил журналистов со всех регионов страны. Тема
встречи - реструктуризация предприятия, перспективы его развития.
Главное для почтовиков событие 2005 года - завершение создания ФГУП "Почта
России" как единого национального оператора. В прошлом году предприятие почти в
пять раз увеличило размер инвестиций в свою реорганизацию - всего было затрачено
2,3 миллиарда рублей. Идет реконструкция почтамтов, их укрупнение, оснащение
современным оборудованием. С января 2005 года отремонтировано 972 отделения
связи. Увеличен объем предоставляемых услуг.
Кибер-услуги
В 2005 году почтой России в рамках проекта "КиберПочт@" были оборудованы десять
тысяч пунктов коллективного доступа в Интернет (ПКД). По проекту в каждом
почтовом отделении устанавливаются компьютеры, на которых можно осуществлять
поиск в Интернете, запись и распечатку нужной информации. В этом году число ПКД
планируется довести до 20 тысяч.
Развиваются и услуги по пересылке почтовой корреспонденции. Сегодня на почте
можно воспользоваться услугой экспресс-почты "EMS - Почта России" или отправить
ускоренное "Отправление 1-го класса". Становится более востребованной услуга
электронных денежных переводов "КиберДеньги". За год количество переводов
выросло в два раза. В 84 регионах оборудованы пункты электронного денежного
обмена - это почтово-кассовые терминалы, работающие в режиме мгновенного
перевода. Кстати, в прошлом году этой услугой активно пользовались при погашении
кредитов.
Внедряется технология нанесения штрих-кодов на почтовые бланки. Отделения связи
постепенно будут оснащаться сканерами, моментально считывающими информацию:
скорость обработки увеличивается в 25 раз. При всех этих новшествах тарифы на
международные переводы, к примеру, значительно снижены.
Доходы почты России растут
В услуги почты входит доставка пенсий и федеральных ежемесячных выплат. Доходы
при оказании этой услуги выросли в 2005 году на 37 процентов. А с нынешнего года
по всей России будет внедряться технология электронного документооборота в
процессе выплаты и доставки пенсий. Проект уже апробирован в Нижегородской
области.
Доход ФГУП "Почта России" за 2005 год - более 42 миллиардов рублей. В основном
за счет оказания финансовых услуг, 70 процентов от которых составляют денежные
переводы. Доходы от почтовых услуг возросли на 28 процентов и составили 13,3
миллиарда рублей. А вот чистая прибыль предприятия в связи с большими вложениями
в модернизацию значительно снизилась: 68 миллионов рублей против 920 миллионов в
2004-м.
Сетевые услуги также приносят немалый доход почте: реализация страховых полисов,
продажа проездных и лотерейных билетов, услуги по доступу в Интернет дали свыше
420 миллионов рублей. Два с лишним миллиарда рублей принесла розничная торговля.
Почте - авто, почтальону - велосипед
Как рассказал Игорь Сырцов, сегодня свыше 95 процентов почты обрабатывается
вручную, много лет не обновлялся транспортный парк. Однако почта России
стремится повысить качество услуг, и улучшения уже есть. Многое в этом плане
зависит от сокращения сроков доставки печатных изданий, сохранности почтовых
отправлений. Эти вопросы особенно интересовали представителей СМИ.
По словам Сырцова, почтовики занимаются организацией новых автомобильных и
железнодорожных маршрутов. Почтовые вагоны будут переведены из "багажных"
поездов в состав пассажирских и скорых, что сократит сроки доставки. Создано
автотранспортное подразделение для 18 субъектов Центрального федерального
округа, по маршрутам уже курсируют 22 трака. В прошлом году для этих целей почта
России начала приобретать отечественные и иностранные автомобили, на которых
курьеры будут развозить корреспонденцию и периодику. Кроме того, почтальонов
снабдят велосипедами. В отдаленных планах - создание собственного
авиаподразделения.
Одна из целей почты России - создание автоматизированных центров сортировки
(АЦС) почты. Уже в 2006 году завершится строительство первого такого центра в
Москве, начнется подготовка к созданию АЦС в Северо-Западном регионе. Почтовики
обещают, что после реализации этой программы оптимальные сроки доставки
корреспонденции сократятся до четырех дней.
На рынке подписки изменения
Больше всего вопросов вызвало введение новых тарифов, в частности на подписку
печатных изданий, а также на доставку их к месту назначения и другие
экспедиционные процессы.
С 1 января почта России по всей стране ввела единую систему тарификации
доставочных цен. В итоге получилось, что в 40 регионах тарифы возросли в среднем
на 20 процентов, а в 37, в том числе и в Архангельской области, снизились на 18
процентов. По словам Игоря Сырцова, до реформы в каждом субъекте Федерации
действовали собственные тарифы на доставку и эффективно управлять в таких
условиях было практически невозможно.
В основу новой системы тарификации заложен, во-первых, показатель веса груза -
критерий, позволяющий оценить усилия работников при доставке почты. Во-вторых,
на тариф "падает" 80 процентов фонда зарплаты почтовиков. В 2005 году она
выросла на 27 процентов, в этом году, по планам, увеличится еще на треть.
СМИ могут выживать за счет рекламы, государства, считает Сырцов, а почта не
субсидируется. Поэтому ФГУП должно самостоятельно зарабатывать деньги. По словам
гендиректора, вопреки прогнозам о 40-процентном снижении подписных тиражей из-за
повышения тарифов оно составило всего 2,3 процента, а по Архангельской области
этот показатель, наоборот, увеличился на 4,3 процента.
После встречи с журналистами состоялось заседание комиссии Общественной палаты
по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в средствах массовой
информации. Оно было посвящено перспективам сотрудничества почты России и
медиасообщества на рынке подписки на периодические издания. В заседании приняли
участие депутаты Государственной Думы, представители федеральных органов власти,
издательских домов и крупнейших газет, общественных организаций издателей.
Они пришли к выводу, что в сложившихся условиях для развития рынка подписки
необходимо объединение усилий всех его участников. В результате была
сформирована рабочая группа, в рамках которой будет проходить обсуждение и
разработка предложений в адрес правительства, Государственной Думы и
согласованных действий заинтересованных сторон по развитию рынка подписки на
периодические издания.
|