

 |
Правда Севера
20 апреля 2006 (71)
Алексей НОВИКОВ.
Брошенный металлолом - мина замедленного действия
Недостаточное внимание государственных органов и природоохранных организаций к
проблеме утилизации металлического лома уже в ближайшем будущем может сыграть с
обществом злую шутку: увеличивающееся с каждым годом в городах, лесах и поселках
количество брошенной техники становится настоящей "миной замедленного действия"...
Каждый из нас практически ежедневно сталкивается с останками брошенной
автомобильной, специальной или строительной техники. Кроме существенного
эстетического вреда, оставленные на газонах и во дворах машины становятся
рассадниками крыс, а зачастую являются основной причиной травм детей, играющих
на площадках, некогда называвшихся "детскими". Однако для Архангельской области
проблема брошенных автомобилей хоть и имеет значение, но отнюдь не она является
главной в формировании неблагоприятной экологической обстановки в целом в
регионе.
После нас хоть потоп?
Негативные процессы, которые сопутствовали процессам развала плановой
социалистической экономики, отразились практически на всех видах хозяйственной
деятельности жителей северных территорий. Далеко за примерами ходить не нужно -
на островах, расположенных в дельте Северной Двины, где еще не так давно
процветали совхозы, скопилось огромное количество пришедшей в негодность
сельскохозяйственной техники. Причем в тех хозяйствах, которые жили лучше и даже
обладали собственным речным флотом, на сегодняшний день проблем скопилось больше
- средств на утилизацию полузатонувших буксиров и катеров у них просто нет.
Еще одна специфическая и характерная для Архангельской области проблема -
вымирающие лесные поселки. Из-за хронического безденежья рабочие давным-давно
демонтировали и продали за копейку все детали, содержащие цветные металлы. Но ни
средств, ни возможностей для утилизации крупногабаритных частей тракторов и
погрузчиков, кранов и прочей спецтехники (а это, как правило, черный металлолом)
ни у рабочих, ни у бывших (а зачастую и нынешних) собственников нет.
Ситуация с брошенной техникой осложняется еще и тем, что владельцы не утруждают
себя утилизацией содержащихся в механизмах технических смазочных жидкостей -
таким образом в наземные и подземные водные источники попадают токсичные
вещества, способные вызвать в организмах животных и человека необратимые
изменения. Исследования экологов убедительно доказывают, что соединения железа
ядовиты для многих организмов, а при скорости разложения на земле 1 миллиметр в
глубину за десять - двадцать лет все эти безжизненные механизмы становятся
настоящей миной замедленного действия, способной оказывать постепенное влияние
на генетическую структуру растений и животных.
Скептики могут возразить, что количество технических жидкостей в подобных
агрегатах минимально, следовательно, и вред природе должен быть тоже небольшим.
Однако эксперименты ученых это опровергают. Согласно расчетным данным период
естественного распада современных моторных масел может достигать ста (!) лет. А
всего один литр масла, образуя тонкую пленку, способен загрязнить порядка одного
квадратного километра водной поверхности. Аналогичная ситуация наблюдается,
например, и с масляными фильтрами: они постоянно находятся в масле, и в каждом
фильтре содержится от 20 до 70 граммов масла, которое заперто внутри четырьмя
клапанами. Сколько лет понадобится масляному фильтру, чтобы сгнить, можно только
догадываться...
Но, пожалуй, наиболее неблагоприятная картина сложилась в самых северных
территориях Архангельской области - Мезенском и Лешуконском районах, а также в
Нарьян-Маре, на Варандее и Новой Земле. Нежная и хрупкая природа этого региона
требует более бережного отношения, чем природа континентальной части России, -
это обусловлено крайне длительными процессами регенерации почвы и тонким
растительным покровом, который очень легко подвергается разрушению. Практически
весь период хозяйственного освоения Крайнего Севера в эти отдаленные края
техника только завозилась, и никто и не думал о том, что ее нужно правильно и
грамотно утилизировать.
Лучше всего сложившееся критическое положение иллюстрирует доклад Ассоциации
коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ,
представленный на прошедшем в Эстонии международном семинаре "Земля и права
коренных народов": "Решающую роль в разрушении и загрязнении природной среды
играет промышленное освоение северных территорий. Особенно серьёзный вред
наносят золото- и нефтегазодобывающие предприятия, энергетика, химическая
промышленность, а также развитие автомобильного и водного транспорта. К
сожалению, освоение ресурсов в России ведется, мягко выражаясь, неаккуратно, по
принципу: "после нас хоть трава не расти". Когда так действует отдельный человек
- это имеет плохие последствия, если же так действуют предприятия или целые
отрасли промышленности или вооруженные силы, то последствия принимают характер
масштабной природной драмы. В итоге и тундра, и тайга, и водные объекты
превращаются в полигоны и свалки, покрываются пленкой нефтепродуктов, реки
заиливаются, в них попадают цианиды, соли тяжелых металлов и прочие промышленные
и бытовые отходы. Земли разрушаются, покрываются металлоломом, их никто не
рекультивирует, в воздухе летают различные аэрозоли и газы".
Безусловно, объяснить можно все - и труднодоступность, связанную с отсутствием
круглогодичного автомобильного сообщения, и высокую себестоимость работ по
утилизации металла, и отсутствие специализированных структур, занимающихся этим
видом деятельности. Однако оправдать бездействие властей, молча наблюдающих за
надвигающейся экологической катастрофой, нельзя.
Металлу - вторую жизнь!
Как показали исследования международной организации Greenpeace, в одной только,
казалось бы, благополучной Московской области скопилось более 4,5 миллиона тонн
черного металлолома. Этого количества достаточно, чтобы обеспечить потребность
металлургического комплекса России в течение полугода. Всего же, по оценкам
экологов, в России накопилось 140 миллионов тонн металлолома, при этом каждый
год это количество увеличивается на 27-30 миллионов тонн в связи с массовым
выводом из эксплуатации техники 70-х годов, а переработать отечественные
металлургические комбинаты могут лишь чуть более 10 миллионов.
По мнению сотрудников компании "ЭКС-МЕТАЛЛ", одного из крупнейших в нашей
области заготовителей и переработчиков металла, "разведанные запасы" черного
металлолома в Поморье сегодня превышают 8 миллионов тонн. Это очень значительное
количество, если учесть, что совокупные мощности трех крупнейших региональных
заготовителей лома не превышают 250 тысяч тонн в год. Несложно подсчитать, что
на полную ликвидацию этих запасов (без учета ежегодного прироста) при
существующих темпах понадобится более 30 лет. Поэтому вся надежда и вся тяжесть
ответственности в этих вопросах должна быть возложена именно на крупнейших
региональных операторов на рынке металлолома. Благодаря наличию производственных
и складских мощностей, подготовленного персонала и необходимой спецтехнике они
могут наращивать объемы переработки. Однако в этом вопросе не обойтись без
координации и взаимодействия с местными властями, для которых утилизация
брошенной техники может стать важной составной частью пополнения муниципальных
бюджетов.
А для полного и окончательного решения проблемы утилизации металлолома не
обойтись без формирования четкой государственной политики. Сегодня она носит в
основном запретительный характер: ограничивая вывоз металлолома за рубеж как
стратегического сырья, чиновники "забывают", что, уходя за рубеж, металлолом
возвращается реальными валютными поступлениями, в то время как несобранное
железо действительно исчезает безвозвратно, доставляя нам, помимо экономических,
еще и экологические проблемы...
Алексей НОВИКОВ.
Фото из архива ООО "Экс-металл".
|  |