Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья


Версия для распечатки  
Обсудить статью в форуме (0)  
  

Правда Севера
20 апреля 2006 (71)
Алексей НОВИКОВ.

Брошенный металлолом - мина замедленного действия

Недостаточное внимание государственных органов и природоохранных организаций к проблеме утилизации металлического лома уже в ближайшем будущем может сыграть с обществом злую шутку: увеличивающееся с каждым годом в городах, лесах и поселках количество брошенной техники становится настоящей "миной замедленного действия"...

Каждый из нас практически ежедневно сталкивается с останками брошенной автомобильной, специальной или строительной техники. Кроме существенного эстетического вреда, оставленные на газонах и во дворах машины становятся рассадниками крыс, а зачастую являются основной причиной травм детей, играющих на площадках, некогда называвшихся "детскими". Однако для Архангельской области проблема брошенных автомобилей хоть и имеет значение, но отнюдь не она является главной в формировании неблагоприятной экологической обстановки в целом в регионе.

После нас хоть потоп?

Негативные процессы, которые сопутствовали процессам развала плановой социалистической экономики, отразились практически на всех видах хозяйственной деятельности жителей северных территорий. Далеко за примерами ходить не нужно - на островах, расположенных в дельте Северной Двины, где еще не так давно процветали совхозы, скопилось огромное количество пришедшей в негодность сельскохозяйственной техники. Причем в тех хозяйствах, которые жили лучше и даже обладали собственным речным флотом, на сегодняшний день проблем скопилось больше - средств на утилизацию полузатонувших буксиров и катеров у них просто нет.

Еще одна специфическая и характерная для Архангельской области проблема - вымирающие лесные поселки. Из-за хронического безденежья рабочие давным-давно демонтировали и продали за копейку все детали, содержащие цветные металлы. Но ни средств, ни возможностей для утилизации крупногабаритных частей тракторов и погрузчиков, кранов и прочей спецтехники (а это, как правило, черный металлолом) ни у рабочих, ни у бывших (а зачастую и нынешних) собственников нет.

Ситуация с брошенной техникой осложняется еще и тем, что владельцы не утруждают себя утилизацией содержащихся в механизмах технических смазочных жидкостей - таким образом в наземные и подземные водные источники попадают токсичные вещества, способные вызвать в организмах животных и человека необратимые изменения. Исследования экологов убедительно доказывают, что соединения железа ядовиты для многих организмов, а при скорости разложения на земле 1 миллиметр в глубину за десять - двадцать лет все эти безжизненные механизмы становятся настоящей миной замедленного действия, способной оказывать постепенное влияние на генетическую структуру растений и животных.

Скептики могут возразить, что количество технических жидкостей в подобных агрегатах минимально, следовательно, и вред природе должен быть тоже небольшим. Однако эксперименты ученых это опровергают. Согласно расчетным данным период естественного распада современных моторных масел может достигать ста (!) лет. А всего один литр масла, образуя тонкую пленку, способен загрязнить порядка одного квадратного километра водной поверхности. Аналогичная ситуация наблюдается, например, и с масляными фильтрами: они постоянно находятся в масле, и в каждом фильтре содержится от 20 до 70 граммов масла, которое заперто внутри четырьмя клапанами. Сколько лет понадобится масляному фильтру, чтобы сгнить, можно только догадываться...

Но, пожалуй, наиболее неблагоприятная картина сложилась в самых северных территориях Архангельской области - Мезенском и Лешуконском районах, а также в Нарьян-Маре, на Варандее и Новой Земле. Нежная и хрупкая природа этого региона требует более бережного отношения, чем природа континентальной части России, - это обусловлено крайне длительными процессами регенерации почвы и тонким растительным покровом, который очень легко подвергается разрушению. Практически весь период хозяйственного освоения Крайнего Севера в эти отдаленные края техника только завозилась, и никто и не думал о том, что ее нужно правильно и грамотно утилизировать.

Лучше всего сложившееся критическое положение иллюстрирует доклад Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, представленный на прошедшем в Эстонии международном семинаре "Земля и права коренных народов": "Решающую роль в разрушении и загрязнении природной среды играет промышленное освоение северных территорий. Особенно серьёзный вред наносят золото- и нефтегазодобывающие предприятия, энергетика, химическая промышленность, а также развитие автомобильного и водного транспорта. К сожалению, освоение ресурсов в России ведется, мягко выражаясь, неаккуратно, по принципу: "после нас хоть трава не расти". Когда так действует отдельный человек - это имеет плохие последствия, если же так действуют предприятия или целые отрасли промышленности или вооруженные силы, то последствия принимают характер масштабной природной драмы. В итоге и тундра, и тайга, и водные объекты превращаются в полигоны и свалки, покрываются пленкой нефтепродуктов, реки заиливаются, в них попадают цианиды, соли тяжелых металлов и прочие промышленные и бытовые отходы. Земли разрушаются, покрываются металлоломом, их никто не рекультивирует, в воздухе летают различные аэрозоли и газы".

Безусловно, объяснить можно все - и труднодоступность, связанную с отсутствием круглогодичного автомобильного сообщения, и высокую себестоимость работ по утилизации металла, и отсутствие специализированных структур, занимающихся этим видом деятельности. Однако оправдать бездействие властей, молча наблюдающих за надвигающейся экологической катастрофой, нельзя.

Металлу - вторую жизнь!

Как показали исследования международной организации Greenpeace, в одной только, казалось бы, благополучной Московской области скопилось более 4,5 миллиона тонн черного металлолома. Этого количества достаточно, чтобы обеспечить потребность металлургического комплекса России в течение полугода. Всего же, по оценкам экологов, в России накопилось 140 миллионов тонн металлолома, при этом каждый год это количество увеличивается на 27-30 миллионов тонн в связи с массовым выводом из эксплуатации техники 70-х годов, а переработать отечественные металлургические комбинаты могут лишь чуть более 10 миллионов.

По мнению сотрудников компании "ЭКС-МЕТАЛЛ", одного из крупнейших в нашей области заготовителей и переработчиков металла, "разведанные запасы" черного металлолома в Поморье сегодня превышают 8 миллионов тонн. Это очень значительное количество, если учесть, что совокупные мощности трех крупнейших региональных заготовителей лома не превышают 250 тысяч тонн в год. Несложно подсчитать, что на полную ликвидацию этих запасов (без учета ежегодного прироста) при существующих темпах понадобится более 30 лет. Поэтому вся надежда и вся тяжесть ответственности в этих вопросах должна быть возложена именно на крупнейших региональных операторов на рынке металлолома. Благодаря наличию производственных и складских мощностей, подготовленного персонала и необходимой спецтехнике они могут наращивать объемы переработки. Однако в этом вопросе не обойтись без координации и взаимодействия с местными властями, для которых утилизация брошенной техники может стать важной составной частью пополнения муниципальных бюджетов.

А для полного и окончательного решения проблемы утилизации металлолома не обойтись без формирования четкой государственной политики. Сегодня она носит в основном запретительный характер: ограничивая вывоз металлолома за рубеж как стратегического сырья, чиновники "забывают", что, уходя за рубеж, металлолом возвращается реальными валютными поступлениями, в то время как несобранное железо действительно исчезает безвозвратно, доставляя нам, помимо экономических, еще и экологические проблемы...

Алексей НОВИКОВ. Фото из архива ООО "Экс-металл".



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:


Авангард
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесные новости
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК в Архангельске
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Нарьяна вындер
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Правда Северо-Запада
Пульс города
Рыбак Севера
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Рубежъ