

 |
Правда Севера
18 мая 2006 (89)
Василий ДРАННИКОВ.
"Мы - не во-оры!"
В ДАЛЕКОМ прошлом крестьянские семьи, чтобы выжить и вырастить детей, чтобы
женить сынов, построить им дома или срядить приданое дочерям, должны были многое
уметь. Занятий хлебопашеством да выращиванияскота было мало, особенно в северных
уездах, где на поле вырастали только ячмень да овощи. Вот и осваивали мужики
разные ремесла - кто-то плотничал, кто-то обувь шил, кто-то валенки валял,
кто-то бондарем был - бочки да ушаты мастерил, кто-то... Да разве все перечтешь,
чем могли приносить доход в дом крестьянские руки. Но помимо обычных,
распространенных промыслов, были и редкие. На Мезени, например, лишь одной
семьей в одной деревне Кимжа было освоено медное литье. Об этой семье я и хочу
рассказать.
Существование медеплавильного промысла в краю, далеком от центров цветной
металлургии, да еще в крестьянской среде, - явление уникальное. Как же этот
промысел зародился здесь? По семейной легенде, записанной этнографом
Александром Давыдовым, зачинателем медного литья в Кимже был Василий Алексеевич
Дерягин. В середине XIX века в голодные годы, гонимый нуждой, ушел он на Урал, в
отход. Там на литейных заводах и познал это мастерство. Промысел унаследовал сын
Петр. От Петра его восприняли сыновья Федор, Алексей, Артемий, Николай, Сергей,
Иван. Последним из семьи литейщиков ушел из жизни сын Артемия Петровича - Петр
Артемьевич. Умер он в 1990 году.
Процесс литья был простой. Готовую медь дробили (как вспоминала внучка Федора
Петровича - Евстолья Андреевна Поднебесникова, часто разламывали ее простыми
кусачками), затем плавили в железном горшке-тигеле в печи и разливали ложкой по
формам. Делалось это в специально построенной мастерской. Для отливки колоколов
изготовлялись формы из глины по деревянной модели. Глина тщательнейшим образом
протиралась и просеивалась. Образцы деревянных моделей полностью или частями
хранятся сейчас в музее деревянного зодчества "Малые Корелы" и в одном из музеев
Санкт-Петербурга (в каком, выяснить не удалось). Цельная модель имеется в
Мезенском историко-краеведческом музее.
Ассортимент изделий кимженских литейщиков был довольно широк. Изготовлялись
украшения для оленьей сбруи и пряжки-схваты для ремней по заказам ненцев,
коровьи колокольцы-ботала и т. д. Популярны были на Мезени кимженские украшения
для конской сбруи и поддужные колокольцы. Два таких колокольца имеются в фондах
Мезенского музея. На одном из них по окружности "подола" (нижнего среза) читаем:
"Дерягинъ мастер деревни Кимженской". На другом изображены птицы и надпись
"селенiе кимжа". В музее хранятся также образцы схватов и ненецких украшений.
Мелкие детали на них проработаны зубилом и напильником.
В ФОНДАХ Лешуконского муниципального музея находится коновальская бляха -
цеховой символ мезенских коновалов, отлитая в Кимже. На ней изображены лошадь,
два человека - спереди и сзади лошади, третий верхом на ней. Бляха крепилась к
сумке коновала.
Коновальством занимались в основном жители деревень средней Мезени и Вашки -
притока Мезени (нынешний Лешуконский район). Мезенских коновалов знали не только
в Архангельской губернии, но и в Олонецкой, Вологодской, Вятской, Тобольской.
(Здесь я ссылаюсь на сведения, опубликованные в научных записках к Мезенскому
сектору музея "Малые Корелы"). Лично мне довелось слышать о коновалах такую
поговорку, бытовавшую на Вологодчине: "Ходит тут вас, как мезенских коновалов".
Ходили они обычно артелью, занимались лечением и кастрированием животных. На
право заниматься этим делом выдавалось специальное удостоверение после сдачи
испытаний в Архангельске. Как правило, коновалы обладали также мастерством по
изготовлению валенок - "катанцы катали", что давало им дополнительный заработок.
Дерягины изготовляли также нательные крестики, маленькие иконки и
иконки-складни, распятия (не более 15 сантиметров по высоте). Одна иконка
хранится в семье потомков Андрея Федоровича. Она вложена в деревянную долбленую
рамку. На обороте клеймо: "ФПД. 1881 г.".
Отливались и небольшие церковные колокола. Музею деревянного зодчества в Малых
Корелах был передан жителями деревни Нижи колокол, отлитый еще Петром
Васильевичем. Надпись по "подолу" колокола сообщала: "1884 года + мастеръ + Петр
+ Васил + Дерягин". Как сообщает А. Давыдов, высота колокола 40 сантиметров,
диаметр по нижней части - 39,5. Имел колокол шесть Г- образных проушин,
соединенных с центральным ухом.
Ф. П. Дерягиным были отлиты колокола для церкви во имя Рождества Иоанна Предтечи
в мезенском селе Дорогорском. Внучка Федора Петровича Евстолья Андреевна (мы ее
уже называли) вспоминает, что в детстве видела на колокольне в Дорогорском по
крайней мере два колокола с клеймом деда. Тут к месту будет вспомнить мезенскую
подейку (байку).
В Кимже на церковной колокольне был большой колокол, а через реку в Дорогорском
- небольшие, но несколько. И вот начинает звонить Кимжа, колокол выговаривает
тяжело, гулко: "Дорогора во-о-оры! Дорогора во-о-оры!. В ответ с дорогорской
стороны слышатся звонкие голоса дерягинских колоколов: "Мы не во-оры! Мы не
во-оры! Мы не во-ры!"
По легенде, записанной Д. А. Буториным, Дерягиным при участии Андрея Михайловича
Мелехова был отлит колокол для Соянской церкви. Его изготовили по заказу ненца
Северка. У него много лет рождались только девочки. И вот Северко дал обет: если
родится сын, он пожертвует церкви колокол. И сын родился. Тогда ненец продал
оленей и попросил отлить колокол.
Лично мне еще удалось побеседовать с последним из семьи литейщиков - Петром
Артемьевичем. Показал он несколько поддужных колокольчиков, деревянные модели
для форм церковных колоколов - все это было приготовлено для отправки в
Ленинград, в музей. И поведал, что последние отливки делались в годы Великой
Отечественной войны - ремонтировали шестерни для конных косилок.
По воспоминаниям сына Петра Артемьевича - Александра Петровича, отец все поделки
из меди, имевшиеся в доме, роздал многочисленным экспедициям и туристам
бесплатно.
ВТОРОЙ сын зачинателя литейного промысла - Михаил Васильевич по литейной части
не пошел, он занялся ювелирным мастерством. Где познал его, нам неизвестно.
Скорее всего, и этому делу своего сына научил сам отец - Василий Алексеевич,
освоив его, будучи на Урале. По ювелирной части пошли и сыновья Михаила. Они
изготовляли украшения из драгоценных металлов, ремонтировали цепочки, серьги.
Знали Дерягины и кузнечное ремесло. Они изготовляли ухваты, мотыги, вилы и
многие другие предметы быта. Умели работать по дереву - делали красивые стулья,
рамы для портретов и, вероятно, для икон, ушаты и квашни, плели корзины и т. д.
Многие кованые сундуки на Мезени (деревянные, обшитые полосками железа) вышли
также из-под рук Дерягиных. Причем сделанное этой семьей отличалось всегда
аккуратностью и неброской красотой.
Семья Дерягиных была широко известна на Мезени. В Кимже звали ее представителей
мастеровыми. Жаль, что лишь малая толика их богатого наследства сохранилась до
наших дней в музеях. Увы, очень многое утрачено навсегда. Ушли в переплав
церковные колокола. Утеряны или сданы в металлолом поддужные колокольцы. Истлела
и выброшена на свалку сбруя, украшенная медными бляшками. Река времени поглотила
почти все. Но нет сомнения в том, что кое-что из дерягинских изделий еще
хранится в мезенских и лешуконских семьях, не помеченное клеймом мастера. Быть
может, предметы эти еще пополнят фонды музеев.
Время безжалостно. Увы, уже в 30-е годы XX века отпала необходимость в литейном
и ювелирном мастерстве Дерягиных - промышленность стала обеспечивать крестьянина
всем необходимым, что могли предложить кимженские умельцы, а культивировавшийся
в стране воинствующий атеизм сделал ненужные отливаемые ими предметы
религиозного культа. Но нет сомнения, что о кимженских мастерах Дерягиных долго
будут помнить земляки и писать исследователи.
|  |