|
Правда Севера
18 мая 2006 (89)
Татьяна РОГОВА.
"Посмотрели бы вы на Рому"...
Под руководством самобытного мастера "трудные" дети становятся художниками
Как рождается художник? Уемлянин Николай Ерегин утверждает, что среди обычных,
так называемых благополучных детей Господь неохотно дар разбрасывает. Задатки,
даже если они есть, невероятно трудно выявить: они заглушены пресыщенностью
впечатлений, придавлены родительским потаканием всех желаний. Нашим
замилованным-забалованным детям и мечтать-то не о чем зачастую, все у них есть.
Совсем другое дело ребятишки, судьба к которым немилосердна с самого рождения.
Николай Николаевич не огульно говорит. Он давно работает с детьми: как с
обычными уемлянами, так и с теми, кто на месяц-два (максимум на полгода)
попадает в Уемский приют со всей области.
- Дети из приюта обделены бывают только родительской любовью и вниманием, но
отнюдь не творческими способностями, - рассказывает он. - За прошлый год через
меня прошли шесть (!) человек с серьезным художественным потенциалом. В обычной
школе разве такое бывает?..
У Ерегина дети не только рисуют. Многие с удовольствием лепят из глины (ее в
окрестностях Уймы навалом). Крынки и кувшинчики делают так: накладывают
сцепленные в кольцо жгутики друг на друга, а потом с внешней стороны
заглаживают, чтобы получилось ровно. Ваяют также фигурки животных. Николай
Николаевич задался целью воскресить из праха истории "уемскую игрушку" - старые
фотографии подтверждают, что такая была. Это маленькая, размером со спичечный
коробок собачка, которая служила украшением для новогодних елок уемлян. А
мастерили собачек работники существовавшего здесь керамического комбината.
Форма игрушки несложная, освоить может любой ребенок. Композиции посложнее
удаются не всем, но и тут Николай Николаевич попадает иногда прямо в яблочко.
Несомненные способности обнаружились у четырнадцатилетнего Антона Соколова из
Катунино. Уже через месяц своего житья-бытья в приюте парнишка наполнил
маленькую мастерскую и мезенскими лошадками, и оленями северными, величавыми. "А
ты раньше когда-нибудь пробовал лепить?" - спрашиваю его. "Не-а", - мотает рыжей
головой.
- С задатками паренек, - ласково говорит об Антоне Николай Ерегин. - Недавно мы
с ним участвовали в областном детско-юношеском конкурсе "Дорогой народных
традиций" в школе Владимира Бурчевского. Его мастерство там высоко оценили, даже
в Москву нас пригласили на фестиваль народного искусства. Правда, поехать мы не
смогли, но работы отправили.
Жаль, что приют - это как перевалочный пункт, надолго здесь не задерживаются.
Вот и Антон вернулся к своей обычной жизни, а сможет ли он продолжать заниматься
творчеством - неизвестно. Но если бы не было в его жизни этой приютской
мастерской, кто знает, возможно, он никогда и не узнал бы о таящихся в нем
способностях. Представьте ребенка, которого уже наградили ярлыками:
"беспризорный", "неисправимый", "пропащий". Он и сам-то относится к себе как к
ошибке природы. И вдруг у него получается сделать собственными руками что-то
интересное, красивое, полезное, чего он от себя самого ну никак не ожидал.
Взять, например, Рому Лешукова из Онеги, еще одного из последних ерегинских
учеников. Педагоги называют таких, как Рома, необучаемыми, а на уроках труда к
опасным движущимся механизмам не подпускают - кто его знает, что выкинет? Ерегин
же подпустил и не жалеет.
- Посмотрели бы вы на Рому, когда я первый раз разрешил ему подойти к токарному
станку. Я такого искреннего, неподдельного счастья еще не видел!
Благодаря приобретенному умению делать из дерева симпатичные толкушки для пюре и
другую утварь Роман снискал себе заслуженный авторитет среди приютских
мальчишек. Тем, кто помладше, работать на станке пока не дают (не доросли еще),
но сам процесс завораживает их настолько сильно, что могут часами наблюдать, как
уверенная рука Николая Николаевича или "мастера Лешукова" точит фигуру бешено
крутящейся болванки и вырезает узор. Десятилетний Сережа Грандов из Боброва
просит: "Можно мне отшкурить!" и, схватив кусок наждачной бумаги, нацепив
специальные очки, деловито подходит к станку. А вокруг опять "группа поддержки"
собралась.
- У приюта есть очень хорошее оборудование для мастерской, полученное по
президентской программе. Лежит в ящиках, потому что поставить некуда, - разводит
руками Николай Николаевич. - Я бы хотел по-серьезному с ребятней заняться
гончаркой, да места опять же нет. Поставил вот один самодельный круг, но
разводить тут грязь пока не решаюсь. И без того воспитатели порой ругаются, что
дети стружку по всему приюту разносят.
Ерегин - не идеальный педагог, а обычный человек со своими недостатками, не
претендующий кого-то в чем-то поучать. Он сам из вологодской деревни, из
многодетной семьи, ему тоже иногда недоставало и любви, и ласки, да и просто
еды. Может быть, поэтому к Николаю Николаевичу и тянутся эти тоже неидеальные,
хулиганистые, трудновоспитуемые дети. "Главное - вселить надежду, подарить
мечту, тогда и жизненные трудности будут восприниматься не так тяжело", -
считает Ерегин.
- А как вы с ними справляетесь? Ведь, небось, не слушаются...
- Кто не слушается, тем говорю: в лес с нами не пойдете. Тут же шелковыми
становятся!
Оказывается, Ерегин в приюте еще и вместо физкультурника. В прошлом году,
например, в 37 походов сходили: зимой - на лыжах, летом - пешком. Для приютских
детей (как мальчиков, так и девочек) пропустить выход на природу - хуже нет
наказания.
- Все потому, - рассуждает Николай Николаевич, - что в учреждениях ведь
постоянно контролируют, там нужно подчиняться правилам. А в лесу они сами за
себя в ответе: как поставят палатку - так и спать будут; как разожгут костер,
сварят еду - так и отобедают.
Татьяна РОГОВА.
Фото автора.
На снимках: Николай Ерегин и будущий скульптор Антон Соколов.
От редакции: Николай Ерегин - самобытный художник, создает рельефные пейзажи на
бересте, из глины. Его картины разъехались по 27 странам мира. Владеет
практически всеми видами народных промыслов, исключая разве что кузнечное дело.
| |