|
Правда Севера
24 мая 2006 (93)
Владимир СОКОЛОВ
Уставшие ледоколы смогут чуть отдохнуть
В Белом море завершилась зимняя навигация
Белое море освободилось ото льда. На последней фотографии из космоса, полученной
гидрометеоцентром, явно видно, как последние ледовые поля, слабые и разряженные,
выносит из Мезенского залива в океан. Остальная часть моря чистая, суда могут
ходить обычными навигационными курсами. 12 мая на основании распоряжения
капитана Архангельского порта Сергея Ястребцева штаб ледокольных операций (ШЛО)
свою работу в кампанию 2005-2006 годов закончил. О том, как прошла зимняя
навигация в бассейне Белого моря и на акватории нашего порта, рассказывает
начальник ШЛО Николай ГУРИНОВ:
- Напомню, что штаб ледокольных операций, целью деятельности которого является
четкое взаимодействие флота и порта в условиях зимы, ежегодно создается в начале
декабря. В его состав входят представители службы капитана порта, судо- и
грузовладельцы, обслуживающие агентские компании.
Штаб составляет план захода и выхода судов, их перестановок в портовых водах на
сутки. После утверждения такой план имеет для всех участников силу закона.
Впервые в нынешнем году мы для судовладельцев ввели систему предварительных
заявок на ледокольное обеспечение. Прежняя практика сообщений от того или иного
судна, которые надо в "пожарном" режиме вытаскивать изо льда, себя не оправдала.
Ледовая обстановка в целом была легче, чем обычно. К проводке судов в море
ледоколы приступили в первые дни февраля, при нормальных сроках начала 9-12
января. Но в дельте Северной Двины ледообразование прошло в декабре, и портовые
ледоколы "Капитан Евдокимов", "Капитан Чадаев" до новогодних праздников начали
водить транспортные и рыбопромысловые суда от острова Мудьюг к причалам и
обратно, оказывать помощь при швартовке. По Белому морю флот ходил
самостоятельно, но такие переходы находились под контролем штаба ледокольных
операций постоянно. Как только у моряков возникла необходимость в помощи
ледокола, "Диксон", арендованный на зимнюю кампанию Архангельским филиалом
"Росморпорта", был направлен сразу.
А в крещенские морозы чуть ли не за сутки температура воздуха от плюсовой упала
до минус 30 градусов. Началось интенсивное ледообразование, толщина полей в
бассейне моря достигла полуметра. Но надо сказать, что в это время штормовых
ветров не было. То есть торосистых участков, ледовых перемычек, представляющих
трудности для прохода во льдах, образовалось немного. Суда, имеющие крепкий
корпус и мощный двигатель, продолжали ходить в море без ледокола. Ограничения по
заходу в лед и обязательное ледокольное сопровождение администрация морского
порта Архангельск ввела для судов с низким ледовым классом. "Диксон" осуществлял
проводки караванов регулярно.
Но в начале февраля стало ясно, что одного ледокола на участке протяженностью в
двести миль явно недостаточно. Для таких случаев между Архангельским портом и
Мурманским пароходством уже несколько лет действует соглашение - направлять на
Белое море ледокол "Капитан Драницын". Он приступил к работе 9 февраля. Штаб
ледокольных операций сразу предложил организовать работу "Диксона" и "Капитана
Драницына" так, чтобы между нами было четкое взаимодействие, определены участки
ответственности. В прошлые годы на совещаниях штаба нам высказывали справедливое
нарекание - ледокольный сбор оплачивают все, но не все суда находятся в равных
условиях. Одни идут от кромки льда в порт без задержки, другие по нескольку
суток стоят в ожидании проводки.
В нынешнюю кампанию "Капитан Драницын" в основном работал в районе от мыса
Зимнегорский до острова Сосновец. Район севернее Сосновца до северной кромки
льда обеспечивал ледокол "Диксон". Результат сказался незамедлительно: суда не
стояли в ожидании ледокольной проводки. В феврале - марте во льдах простояли
около суток гидрограф "Иван Киреев", краболов "Волк Арктики" и траулер
"Крупино". Причины, считает штаб, уважительные: профилактическая стоянка в
порту, получение топлива и снабжения ледоколом "Диксон". Для сведения, в прошлую
зиму были простои до трех суток, "рекорд" стоянок доходил до 160 часов. Стремясь
исключить время ожидания, ШЛО передавал информацию судам по обстановке на море,
ледовые карты, рекомендации следования, полученные от Северного УГМС.
Минувшая зима вновь напомнила, что ледовое плавание - один из самых сложных
видов судовождения. В кампанию 2006 года, к сожалению, произошло несколько
аварийных случаев. Например, при работе в порту бункеровщик "Зеленец"
швартовался в темное время суток к причалу. В результате такой швартовки
пострадал траулер "Конотоп", с повреждениями в кормовой части он встал на
ремонт. Рефрижератор "Петроградский" совершил навал на лесовоз "Сояна", следуя в
караване судов. Ремонтироваться пришлось обоим судам. 23 апреля ледоколы
провели суда из Архангельска до кромки льда в последний раз. Всего за зимний
период в нашем порту побывало более 250 судов, из них 80 - большегрузные
танкеры.
Штаб закончил свою работу. Анализируя минувшую навигацию, приходишь к выводу: в
будущую и последующие зимы ледокольные средства должны быть переданы в
непосредственное управление ШЛО. Хочется также, чтобы власти Архангельска
обратили внимание на проведенный эксперимент с наплавными пешеходными
переправами. Выгода очевидна: суда не теряют время, намывая лед, а люди на
переправе не ждут, когда на ледовый канал установят сходни.
Наконец, приятно получать радиограммы, которые пришли в штаб по окончании
ледокольной кампании. Например, от генерального директора ОАО "Северное морское
пароходство" Виктор Избицкого, капитана ледокола "Капитан Драницын" Владимира
Заерко, которые поблагодарили нас за выполненную работу.
| |