Правда Севера
5 мая 2006 (81)
Дмитрий СЕМАКОВ.
Подводные камни жилищного кодекса, или Берегись частника
До 1 января 2007 года согласно требованиям Жилищного кодекса собственники
квартир должны определиться со способом управления многоквартирным домом.
Существует три способа: непосредственное управление жилым домом, создание
товарищества собственников жилья (ТСЖ) или выбор управляющей компании.
В настоящее время к управляющим кампаниям не предъявляется никаких особых
требований, этот вид бизнеса не требует лицензирования. Таким образом, любой
частный предприниматель, без опыта работы в сфере жилищно-коммунального
хозяйства, не имеющий материально-технической базы, может организовать
управляющую кампанию или ТСЖ и начать собирать деньги с жильцов. В результате
этот рынок становится достаточно привлекательным для предприятий-однодневок,
основная цель которых - брать с жителей деньги за якобы оказываемые услуги по
управлению жильем.
Контроль над вновь создаваемыми управляющими компаниями невозможен - после
добровольного принятия решения собственники жилья переходят в договорные
отношения с управляющими компаниями. У муниципалитета уже не будет никаких
методов воздействия на частника, и все претензии жильцов могут быть представлены
только этим управляющим компаниям и ТСЖ.
Частная управляющая компания не будет жертвовать прибылью ради жильцов. В
соответствии с новым Жилищным кодексом неплательщиков за жилищно-коммунальные
услуги будут выселять без предоставления другого жилья. Льготы отдельным
категориям граждан не будут возмещаться.
Новой управляющей компании или ТСЖ придется заключать прямые договоры со всеми
поставщиками услуг - на тепло и электроснабжение, холодную и горячую воду,
обслуживание лифтов и многое другое. Все потери, которые на сегодняшний день
берет на себя "Жилкомсервис", лягут на плечи самих жильцов. Достаточно важным
аспектом является и сбор средств на капитальный ремонт - это дорогостоящие
работы. Ремонт кровли или лифтов оценивается в сотни тысяч рублей. Единомоментно
собрать такую сумму будет сложно даже при нормальном уровне дохода жильцов, не
говоря о малоимущих. Сейчас задолженность населения на один многоквартирный дом
в среднем составляет около 300 тысяч рублей.
Как АУКнется,
так и откликнется
В Архангельске уже появились примеры выхода некоторых частных управляющих
компаний на новый рынок. В качестве примера приведем ООО "Архангельская
управленческая компания" (АУК) и его клон ООО "Городская управленческая
компания" (ГУК). Клон по той причине, что в руководстве организаций значатся
одни и те же люди. Сотрудники этих управляющих компаний различными правдами и
неправдами пытаются заманить собственников жилья в свои цепкие объятия. Сколько
люди слышат при этом сказок о чистых и светлых подъездах, облагороженной
придомовой территории, чуть ли не ежегодных капитальных ремонтах... Кто, на
какие средства все это будет делать? АУК или ГУК? А у них откуда деньги?
Арендованное помещение, стол, стул и компьютер - все, что есть на две фирмы! Они
будут нанимать те же подрядные организации, которые уже обслуживали жилищный
фонд, перезаключив с ними договоры. Разница будет лишь в том, что деньги за
управление пойдут означенным управляющим компаниям. А уж будут ли они
контролировать выполнение подрядчиками работ или спускать все на тормозах, это
еще неизвестно.
В плеяду новых управляющих компаний влилось и ООО "Управляющая компания
"Октябрьский", соблазняющая собственников жилья в Октябрьском округе. В
руководстве ее также числятся деятельные молодые люди из АУК и ГУК , в числе ее
учредителей можно заметить и руководителя ООО "Архтехспецмотаж-Н" - подрядной
организации, обслуживающей жилищный фонд округа. Даже на первый взгляд мысль
организаторов предельно ясна: совместить заказчика и подрядчика. Первый получает
деньги от населения и платит второму за выполнение работ. А у подрядчика
появляется уверенность в том, что он со своего участка не уйдет, поскольку сам
себя проверяет.
Организации, впервые пришедшие в кризисную сферу жилищно-коммунального хозяйства
города, утверждают, что имеют чистую биографию. Правильно, ошибок не допускает
тот, кто не работал. Но и опыта, кадров и материальной базы у них тоже нет. С
какими же намерениями идут они в сферу ЖКХ?.. Собственникам жилья стоит семь раз
отмерить, прежде чем довериться новичкам.
Ремонт по-висановски
Еще одной компанией, пытающейся записаться в управляющие, в Архангельске
является ООО "Висан ЖКУ-19". Биография у этого предприятия интересная и даже
авантюрная. ООО выполняло по договору с МУП "Жилкомсервис" ремонтные работы по
договору подряда.
22 сентября 2005 года порывом ветра сорвало покрытие кровли над 1-м и 2-м
подъездами дома 26 по ул. Шабалина. Капитальный ремонт кровли осенью 2004 года
выполняло предприятие ООО "Висан ЖКУ-19", стоимость работ составила 376 тысяч
рублей. Специалисты МУП "Жилкомсервис" выяснили, что причиной срыва кровли стало
некачественное выполнение работ с отступлением от технологии. Кроме того,
обследование показало, что вместо двух слоев покрытия кровли положили один.
Таким образом, ООО "Висан ЖКУ-19" получило деньги за работу, которую не
выполнило. А деньги-то - жильцов. Материалы проверки направлены в прокуратуру
области для принятия решения о возбуждении уголовного дела.
Кроме того, "Висан ЖКУ-19" придумал способ получать деньги дважды за одни и те
же услуги. "Висан" заключил с арендаторами нежилых помещений в домах
привокзального микрорайона, которые обслуживал, договоры на передачу
электроэнергии через свои внутридомовые сети, хотя не имел права оказывать такую
услугу. По договору с МУП "Жилкомсервис" ООО "Висан ЖКУ-19" имело право на
обслуживание и содержание жилого дома, по которому и бралась плата с арендаторов
нежилых помещений. Вероятно, следующим шагом со стороны "Висана" стало бы
взимание платы за тепло, подаваемое по их батареям, горячую и холодную воду,
проходящую по их трубам...
Более того, тариф на передачу электроэнергии устанавливается департаментом по
тарифам и ценам администрации Архангельской области для предприятий,
занимающихся передачей электрической энергии, к которым ООО "Висан ЖКУ-19" не
относится, следовательно, и тариф им официально установлен не был. По данному
факту материалы также направлены в прокуратуру области.
С 1 апреля 2006 года МУП "Жилкомсервис" расторг с эксплуатирующей организацией
"Висан ЖКУ-19" договор подряда. Предприятие, привыкшее получать немалые доходы
за счет коммунальных платежей населения, выказало вполне естественное нежелание
уходить с прибыльного рынка. Выход подсказал Жилищный кодекс. И вот ООО "Висан
ЖКУ-19" уже начало позиционировать себя как новую управляющую компанию. Выгода
очевидна - самим себя нанимать и контролировать намного проще, чем держать ответ
перед муниципалитетом в лице МУП "Жилкомсервис". Правда, будет ли от этого легче
жильцам, выбравшим такое предприятие в качестве управляющей компании, это
большой вопрос!
ТСЖ - для новостроек
В новом Жилищном кодексе немало места уделено "товариществам собственников
жилья", которые призваны заменить государство в распоряжении и содержании
жилищного фонда.
Никто не оспаривает преимущества ТСЖ. Но необходимо уяснить, что нет смысла
собственникам помещений в домах постройки середины второй половины прошлого века
и более "древних" создавать ТСЖ. Это способ управления, пригодный для элитных
новостроек, собственники квартир в которых имеют достаточное количество средств
для реализации своих прав и интересов.
Выбирая, не ошибись!
Оптимальный способ управления для большинства домов Архангельска - управляющая
компания. Наиболее естественным и безболезненным выходом для собственников жилья
может стать выбор муниципальной управляющей компании, которая полностью
подконтрольна и подотчетна городским властям. Это муниципальное унитарное
предприятие "Жилкомсервис", которое уже не первый год работает на рынке
жилищно-коммунальных услуг и имеет грамотный, квалифицированный персонал.
Со сменой руководства "Жилкомсервиса" усилился контроль за качеством
обслуживания жилищного фонда. С февраля 2006 года введен новый порядок
организации и проведения работ по текущему ремонту. Все подрядные организации
работают по единым расценкам, в конце каждого месяца отчитываются. Их работу
проверяют, прежде чем выплатить деньги за фактически выполненный объем.
За невыполненные работы и некачественно оказанные жилищно-коммунальные услуги
населению "Жилкомсервис" согласно договорам производит снижение стоимости работ
подрядчикам. В тех случаях, если подрядчик не справляется или имеются постоянные
претензии со стороны жителей, МУП "Жилкомсервис" расторгает с ними договор и
привлекает новую эксплуатирующую организацию. Сейчас такая работа проведена в
Маймаксанском округе, где к обслуживанию жилья приступило ООО "Семь дней-1", в
Ломоносовском - "Висан ЖКУ-19" заменено на ООО "Беломорстрой".
Тем не менее Жилищный кодекс возложил ответственность за выбор способа
управления на собственников жилья.
На карту поставлено самое дорогое имущество, которым в основном владеют
россияне, - жилье. Кто и как будет ими управлять, зависит от самих горожан.
Поэтому всех, у кого возникают вопросы, кому небезразлична дальнейшая судьба
своего дома, приглашаем за консультациями и помощью в МУП "Жилкомсервис": пер.
Театральный, д. 7. тел. 20-74-34.
|