Правда Севера
6 мая 2006 (82)
Лада Александрова.
По железной дороге - ко Дню Победы!
В военные годы огромная ответственность легла на плечи архангельских
железнодорожников. Тысячи из них сражались с врагом на фронтах Великой
Отечественной, оставшиеся в тылу приняли на себя всю тяжесть задач военного
времени. Из Архангельского порта на фронт шли военные грузы, в те дни несрочных
грузов не было. Напряженная обстановка заставляла изыскивать новые формы
эксплуатации паровозов на прифронтовых участках, организовывалось скоростное
формирование и отправление воинских эшелонов. Люди сутками не уходили с рабочих
мест. Важнейшей задачей коллективов всех станций стало увеличение пропускной
способности, организация погрузочно-разгрузочных мест, удлинение путей,
установка транспортеров на складах топлива, восстановление разрушенного пути.
Пути уложили прямо вдоль морских причалов - чтобы ни минуты не стояли в ожидании
прибывающие суда.
Были созданы подвижные колонны паровозов особого резерва, благодаря которым
командование имело в своем распоряжении надежный маневренный транспорт.
Машинисты отделения направлялись в самые различные точки страны. Так среди
доблестных защитников Ленинграда был няндомский комсомолец, машинист паровоза
Василий Елисеев.
"Уже в первые месяцы войны, - пишет в своих воспоминаниях Василий, - многие
машинисты, их помощники и кочегары ушли на фронт. Меня вместе с паровозом
прикомандировали в Ленинград - Финляндское паровозное депо. Был на маршруте от
Ладожского озера до Ленинграда тридцатикилометровый участок, прозванный
"коридором смерти". Поезда там шли под непрерывным обстрелом и бомбежками
противника. Помнится такой случай: снаряд упал между паровозом и тендером, но не
взорвался, а поезд вез боеприпасы, обстрел продолжался, надо было проскочить. И
машинист стоял у реверса, выжимая все из паровоза, а за спиной, в двух шагах,
таилась смерть". Василий Елисеев был награжден двумя орденами Ленина, ему
присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Впрочем, героизм проявляли не только фронтовики, но и те, кто остался в тылу. И
хотя в Архангельской области непосредственных военных действий не велось,
противник сбрасывал сюда диверсионные группы. В сентябре 1942 года большую
парашютную группу фашисты сбросили на Коношский участок. Неподалеку от станции
Шелекса диверсанты взорвали рельсы, поперек пути встал паровоз и четыре вагона.
Пытаясь отвлечь фашистов от груза, няндомский машинист Михаил Маклаков с криками
побежал к лесу. Диверсанты открыли по нему огонь... В десяти километрах южнее они
убили стрелочницу и взорвали стрелку.
Транспорт испытывал серьезные затруднения с запасными частями. В паровозном депо
Няндома был создан цех для чугунного и медного литья. Он удовлетворял
потребности ремонтников почти на 70 процентов. Ушедших на фронт мужчин заменили
за станком, у паровозной топки, в службе движения женщины. Только среди
кочегаров их было до 80 процентов. Бывшая стрелочница Пелагея Давыдова стала
начальником станции Обозерская, приобретшей в то время стратегическое значение.
В 1941 году, когда северные участки Мурманской магистрали оказались отрезанными
от центра, линию Сорокская - Обозерская срочно достроили и пустили по ней
эшелоны с войсками и техникой на Карельский фронт.
Боевыми были годы войны и для машинистов Няндомского узла Георгия и Павла
Пименовых. Их отец, Василий Пименов, строивший когда-то эту дорогу, воспитал
отличных сыновей. Георгий - машинист первого класса - потребовал перевести его
на фронтовые рейсы и всю войну водил составы на Кандалакшу, почти каждый рейс -
под бомбежкой. В апреле 1942-го за самоотверженный труд награжден орденом
Ленина. Павел, ас работы на маневровом паровозе, к началу войны ушел на пенсию
по болезни. Но не смог остаться сторонним наблюдателем, вернулся к паровозной
"баранке". Правда, подниматься в кабину ему приходилось с посторонней помощью,
но затем он работал 16-18-часовую смену наравне с товарищами.
В память о труде железнодорожников в годы Великой Отечественной войны на станции
Няндома поставлен на вечную стоянку паровоз военной поры. Памятные доски есть и
на других станциях Архангельского отделения.
Отдавая дань уважения
Архангельское отделение СЖД готовится к очередной годовщине Великой Победы.
Начиная с 5 мая на предприятиях отделения для ветеранов и участников ВОВ (а это
более тысячи человек) пройдут торжественные вечера с концертами и чаепитиями.
Специально к празднику Дом культуры железнодорожников подготовил программу с
учетом музыкальных вкусов ветеранов, включив в репертуар песни их молодости. С
ветеранами встретится начальник Северной железной дороги Василий Билоха.
Всего же на праздничные мероприятия отделением выделено 200 тысяч рублей. Еще
порядка 1 миллиона 200 тысяч заложено на единовременную материальную помощь
ветеранам и участникам ВОВ.
Между тем о старшем поколении на Архангельском отделении вспоминают не только
накануне Дня Победы. Так, в течение 2005-2006 годов практически все ветераны
прошли полное медицинское обследование в поликлинике и стационаре, особо
нуждающимся была оказана помощь в ремонте квартир. Приведены в порядок музеи и
памятники.
|