Пресса Архангельской области
 


Правда Севера
6 мая 2006 (82)
Лада Александрова.

По железной дороге - ко Дню Победы!

В военные годы огромная ответственность легла на плечи архангельских железнодорожников. Тысячи из них сражались с врагом на фронтах Великой Отечественной, оставшиеся в тылу приняли на себя всю тяжесть задач военного времени. Из Архангельского порта на фронт шли военные грузы, в те дни несрочных грузов не было. Напряженная обстановка заставляла изыскивать новые формы эксплуатации паровозов на прифронтовых участках, организовывалось скоростное формирование и отправление воинских эшелонов. Люди сутками не уходили с рабочих мест. Важнейшей задачей коллективов всех станций стало увеличение пропускной способности, организация погрузочно-разгрузочных мест, удлинение путей, установка транспортеров на складах топлива, восстановление разрушенного пути. Пути уложили прямо вдоль морских причалов - чтобы ни минуты не стояли в ожидании прибывающие суда.

Были созданы подвижные колонны паровозов особого резерва, благодаря которым командование имело в своем распоряжении надежный маневренный транспорт. Машинисты отделения направлялись в самые различные точки страны. Так среди доблестных защитников Ленинграда был няндомский комсомолец, машинист паровоза Василий Елисеев.

"Уже в первые месяцы войны, - пишет в своих воспоминаниях Василий, - многие машинисты, их помощники и кочегары ушли на фронт. Меня вместе с паровозом прикомандировали в Ленинград - Финляндское паровозное депо. Был на маршруте от Ладожского озера до Ленинграда тридцатикилометровый участок, прозванный "коридором смерти". Поезда там шли под непрерывным обстрелом и бомбежками противника. Помнится такой случай: снаряд упал между паровозом и тендером, но не взорвался, а поезд вез боеприпасы, обстрел продолжался, надо было проскочить. И машинист стоял у реверса, выжимая все из паровоза, а за спиной, в двух шагах, таилась смерть". Василий Елисеев был награжден двумя орденами Ленина, ему присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Впрочем, героизм проявляли не только фронтовики, но и те, кто остался в тылу. И хотя в Архангельской области непосредственных военных действий не велось, противник сбрасывал сюда диверсионные группы. В сентябре 1942 года большую парашютную группу фашисты сбросили на Коношский участок. Неподалеку от станции Шелекса диверсанты взорвали рельсы, поперек пути встал паровоз и четыре вагона. Пытаясь отвлечь фашистов от груза, няндомский машинист Михаил Маклаков с криками побежал к лесу. Диверсанты открыли по нему огонь... В десяти километрах южнее они убили стрелочницу и взорвали стрелку.

Транспорт испытывал серьезные затруднения с запасными частями. В паровозном депо Няндома был создан цех для чугунного и медного литья. Он удовлетворял потребности ремонтников почти на 70 процентов. Ушедших на фронт мужчин заменили за станком, у паровозной топки, в службе движения женщины. Только среди кочегаров их было до 80 процентов. Бывшая стрелочница Пелагея Давыдова стала начальником станции Обозерская, приобретшей в то время стратегическое значение. В 1941 году, когда северные участки Мурманской магистрали оказались отрезанными от центра, линию Сорокская - Обозерская срочно достроили и пустили по ней эшелоны с войсками и техникой на Карельский фронт.

Боевыми были годы войны и для машинистов Няндомского узла Георгия и Павла Пименовых. Их отец, Василий Пименов, строивший когда-то эту дорогу, воспитал отличных сыновей. Георгий - машинист первого класса - потребовал перевести его на фронтовые рейсы и всю войну водил составы на Кандалакшу, почти каждый рейс - под бомбежкой. В апреле 1942-го за самоотверженный труд награжден орденом Ленина. Павел, ас работы на маневровом паровозе, к началу войны ушел на пенсию по болезни. Но не смог остаться сторонним наблюдателем, вернулся к паровозной "баранке". Правда, подниматься в кабину ему приходилось с посторонней помощью, но затем он работал 16-18-часовую смену наравне с товарищами.

В память о труде железнодорожников в годы Великой Отечественной войны на станции Няндома поставлен на вечную стоянку паровоз военной поры. Памятные доски есть и на других станциях Архангельского отделения.

Отдавая дань уважения

Архангельское отделение СЖД готовится к очередной годовщине Великой Победы. Начиная с 5 мая на предприятиях отделения для ветеранов и участников ВОВ (а это более тысячи человек) пройдут торжественные вечера с концертами и чаепитиями. Специально к празднику Дом культуры железнодорожников подготовил программу с учетом музыкальных вкусов ветеранов, включив в репертуар песни их молодости. С ветеранами встретится начальник Северной железной дороги Василий Билоха.

Всего же на праздничные мероприятия отделением выделено 200 тысяч рублей. Еще порядка 1 миллиона 200 тысяч заложено на единовременную материальную помощь ветеранам и участникам ВОВ.

Между тем о старшем поколении на Архангельском отделении вспоминают не только накануне Дня Победы. Так, в течение 2005-2006 годов практически все ветераны прошли полное медицинское обследование в поликлинике и стационаре, особо нуждающимся была оказана помощь в ремонте квартир. Приведены в порядок музеи и памятники.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пилигрим
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя