Правда Севера
6 мая 2006 (82)
Ирина КОСОПАЛОВА.
В АПАП-1 жизнь еще теплится
17 мая на собрании кредиторов архангельского МУП АПАП-1 будет рассмотрен (с
некоторым опозданием) план внешнего управления предприятием.
Напомним, внешнее управление на АПАП-1 введено в феврале этого года. Ему
предшествовали бурные события. Предприятие к началу года было в долгах как в
шелках. Общая сумма задолженности в январе составила 218 миллионов рублей.
Львиная доля долгов - перед бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами.
Коллектив, насидевшись без зарплаты, взбунтовался. Под лозунгом "Не дадим
растащить муниципальное автопредприятие" особенно активные сотрудники АПАП-1
пошли на крайнюю меру - голодовку. Кое-как конфликт удалось приглушить.
Что удалось сделать за последние месяцы? На этот вопрос ответил на пресс-
конференции внешний управляющий АПАП-1 Михаил Куроптев. По его словам, состояние
дел на предприятии проанализировано, перезаключены некоторые договоры. В
результате финансовое положение АПАП-1 "несколько улучшилось", как и настроение
коллектива. Долги по зарплате, по утверждению Михаила Юрьевича, сократились
вдвое, а составляли они ни много ни мало восемь миллионов рублей.
В перспективе, по мнению руководителя, необходимо пересмотреть разорительный
режим налогообложения АПАП-1, теснее взаимодействовать с собственником
предприятия - мэрией Архангельска, обновить автобусный парк. В ближайшее время в
гараже АПАП-1 появятся новые машины: один "пазик" и три автобуса "Вольво".
Можно надеяться, что все это позволит предприятию некоторое время оставаться на
плаву. Однако прав Михаил Куроптев: главное - выявить и устранить причины,
которые привели к банкротству. Только в этом случае АПАП-1 будет жить, а не
влачить жалкое существование.
Впрочем, главная причина бед очевидна. Поскольку мало порядка на рынке
пассажирских автоперевозок, муниципалам трудно конкурировать с частными
перевозчиками, для которых фактически установлены облегченные правила игры.
Автобусы АПАП-1 ездят по графику и по отведенным маршрутам, порой не выгодным в
коммерческом отношении. Возят льготников, в то время как 30 процентов
пассажирских перевозок в областном центре осуществляется предприятиями, не
имеющими согласованных маршрутов вообще. Эти частники ездят где хотят и как
хотят, да еще и на газе. Его стоимость меньше, чем бензина, которым заправляют
муниципальные автобусы. Результат этой дискриминации не замедлил сказаться: с
2001 по 2005 год доля АПАП-1 на полудиком рынке автоперевозок снизилась с 93 до
17 процентов.
Что дальше? Если не принять административные меры, не обогнать стареньким
апаповским автобусам частные "ПАЗы" и "Газели". С одной стороны, внешний
управляющий признает, что его задача - сохранить предприятие как единый
производственный комплекс, с другой - не исключает возможности продажи
обремененного долгами бизнеса, если дело и дальше пойдет через пень-колоду.
Фактическая ликвидация муниципального предприятия означает, что частные
перевозчики станут безраздельными хозяевами на архангельских улицах. Обосновать
повышение цен на билеты и прикрыть невыгодные маршруты будет тогда куда проще,
чем теперь, а пострадают от этого прежде всего самые социально незащищенные
пассажиры. Владельцам частных автопредприятий давно уже для полного счастья не
хватает одного: ремонтно-технической базы АПАП-1. Уж ее-то они постараются
прибрать к рукам, коли дело дойдет до продажи предприятия.
|