Пресса Архангельской области
 


Правда Севера
7 мая 2006 (83)
Наталья ПОПОВА.

Хлебные крошки в детской ладошке

Имя Натальи Алексеевой, искусствоведа, художника, участницы множества спортивных соревнований инвалидов-колясочников, известно многим жителям Архангельской области. "Увлекающаяся личность с активной жизненной позицией", - так представилась она читателям в книге "Детство, опаленное войной 1941-1945 гг.". В этом 300-страничном издании, вышедшем в ИПП "Правда Севера" в прошлом году тиражом всего в тысячу экземпляров, более 140 автобиографических воспоминаний людей, живущих ныне на Севере, которых Великая Отечественная застала детьми. Начинаешь читать - и слезы набегают... И я попросила автора дополнить то, что уже опубликовано.

Найденыша назвали Верой Неизвестной

- Шла война, когда я появилась на свет. Нашли меня в конце декабря 41-го года в сорокаградусный мороз на перроне города Иркутска. Я лежала в корзине, завернутая в тряпки, рядом записка с единственным словом: "некрещеная". Врачи определили, что мне было дня три отроду, - рассказывает Наталья Ивановна. И делится своими мыслями, к которым возвращается время от времени с тех пор, когда в возрасте 26 лет узнала от мамы о том, что ее удочерили: - Что произошло? Кто спас меня? Как я там оказалась - никто никогда уже не сможет ответить на эти вопросы. Это только Богу известно. А мне остается лишь предполагать: через Иркутск проходило много эвакуационных поездов, направлявшихся в Сибирь, за Урал, на Дальний Восток. Одни побывали под бомбежками, другие везли подальше от центра неугодных...

А тогда, накануне 1942 года, найденыша передали в приют, где девочку нарекли Верой Неизвестной и днем ее рождения обозначили 31 декабря. Там Наталья Алексеева (приемные родители дали ей не только свою фамилию, но и новое имя) провела 3,5 года.

К тому времени 19-летний Николай Алексеев, ставший братом Натальи Ивановны, уже ушел на фронт. А родители - Иван Васильевич и Вера Михайловна - остались ждать сына в Чите. Но война рассылала похоронки, и в июне 1944-го супруги, которым было уже за сорок, поняли, как страшно остаться одним. И отправились в Иркутский детский дом за дочерью.

Приютские дети напоминали старичков и старушек: худые, жалкие, грустные... А тут еще вывели настоящего маленького дистрофика, с трудом стоящего на ножках. Платьице сшито из гимнастерки, голова в болячках, волосы образуют колтун (после удочерения родители первым делом обрили Наташу наголо, так что 1943 год она встречала с бантиком на макушке, положенным сверху на отросший ежик). И нянечка обронила: "Видишь, мама тебя нашла".

- Говорят, в тот вечер я стояла у калитки, отказавшись от еды и сна. Ждала маму и папу. Пошел дождь. Меня с трудом унесли в дом. А утром радость: пришли! Я бросилась к маме, прильнула к ней - уже навсегда, - рассказывает Наталья Ивановна.

Первые дни в новой семье прошли у знакомых в Иркутске. Хозяйку звали Мурой Чернявской, она подарила девочке первую куклу. Через 45 лет Наталья Алексеева встретилась с тетей Мурой в Москве. Спустя 50 лет побывала и в Чите, приехав туда для участия в марафоне.

На войне не до сна

Какие образы оставила война в памяти Натальи Ивановны? Репродуктор в виде круглой тарелки, который потом перевезли в Архангельск, куда семья переехала следом за высланным на Север отцом, служившим во внутренних войсках и попавшим под последнюю волну репрессий. Собранный загодя сверток с самым необходимым на случай воздушной тревоги.

Когда ждали в 1946-м брата Николая, возвращавшегося в родной дом из Польши, маленькая сестричка не успокоилась, пока мама не достала одеяло и подушку: Наташа была уверена, что на войне не до сна, поэтому первое, что захочет солдат по возвращении, - это выспаться.

Когда болезнь уже пошла в наступление на Наталью Алексеевну, ей выпал шанс отдать свой долг памяти Великой Отечественной. На 45-летие Победы встретилась с семьей известного северного художника Чаусова и дала себе слово разыскать могилу его павшего в бою сына.

На переписку с архивами ушло четыре года. Плакали вместе с почтальоном, который принес последнее письмо. В нем сообщалось, что Алексей Чаусов похоронен в 1944 году в Польше.

Но война не отпустит Наталью Ивановну никогда. Ее мечта - поехать на Казанский вокзал в Москве, найти киоск телепередачи "Жди меня" и поблагодарить работников Иркутского приюта, почти 65 лет назад подобравших малютку и растивших ее до удочерения.

Наталья Алексеева пишет стихи. И одно их них - про войну глазами ребенка. Последние строчки такие:


...И подсознательно выжить 
хотелось.
Вот почему оказались они - 
Хлебные крошки - 
В детской ладошке. 



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пилигрим
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя