|
Правда Севера
15 июня 2006 (108)
Елена ИРХА.
Юрий Угаров: В театре не бывает "вчера"!
К печати готова новая книга - "Театральный Архангельск". Ее автор - заслуженный
работник культуры РФ, член Союза театральных деятелей, преподаватель
Архангельского колледжа культуры Юрий Угаров.
Юрий Иванович - человек в театральных кругах города известный. В свое время он
работал в Архангельском театре драмы - сначала артистом, потом директором. Через
его преподавательские руки и сердце прошел тот самый театральный курс колледжа
(тогда училища культуры), что ныне составляет костяк архангельской труппы. Один
из сыновей Юрия Ивановича, Михаил - известный московский драматург, главный
режиссер "Театра.doc", обладатель "Золотой маски", автор нашумевшей в Москве
постановки "Обломоff". Второй сын, Алексей, работает на телевидении.
- Юрий Иванович, вам, конечно, известно о той реформе, что грозит в этом году
поставить все российские театры "вне закона". О театральной истории вы знаете
буквально все. Говорят, и раньше были подобные попытки реформировать театры со
стороны государства?
- И совсем недавно! В 80-90-е годы тоже пытались реформировать театр. Сказать,
что эта попытка дала много театру, нельзя. В свое время она освещалась в
средствах массовой информации только с положительной стороны, но это
неправильно. Отрицательного получилось много, например, конкурсы на замещение
творческой должности. Казалось бы, хорошо. Но сколько было случаев, когда с
людьми просто сводили счеты! Обновления театра так и не произошло, как
задумывалось.
- По сравнению с теми годами наш Архангельский театр драмы изменился. И все
зрители отмечают, что в лучшую сторону.
- Несомненно. Он значительно вырос. Но это не связано с прошлой реформой, это
связано с личностью главного режиссера Петра Суворова. Понимаете, главный
режиссер - это основа всего в театре. Он определяет всю театральную политику,
климат внутри коллектива. У Суворова есть свой взгляд, своя концепция.
Посмотрите репертуар - в нем нет случайных постановок. Все они воспитывают
зрителя, они "поднимают" его. Беда в том, что до Суворова главные режиссеры в
нашем театре часто менялись. Ну, прямо какой-то проходной двор! А ведь сколько
времени было упущено! Зато сейчас труппу и зрителей можно только поздравить с
тем, что у нас есть такой режиссер.
- Скажите, а как вы понимаете, что такое "хороший театр"?
- Хорошая драматургия, хороший режиссер, хорошие исполнители. Если одна из этих
составляющих слаба - театр уже проигрывает.
- Слышала такое мнение, мол, наш театр консервативен, пьесы ставит старые...
- В театре никогда не бывает "вчера", в театре всегда только "сегодня"! Даже
если пьеса написана сто лет назад. И что? Зритель невольно сравнивает ее с
сегодняшним днем. И вечная молодость, и современность театра именно в этом
сравнении.
- А что вы думаете о будущем театра в свете новой реформы?
- Не знаю. Рано об этом говорить. Должна быть какая-то временная дистанция.
- Вы, наверное, смотрите гастрольные спектакли в нашем городе?
- Некоторые смотрю. Последний спектакль, который смотрел, - "Неожиданное" с
Анной Каменковой.
- И что вы можете сказать о спектакле?
- Одна актриса на сцене, да еще в течение долгого времени... Это должна быть
масштабная личность. Более масштабная, чем Каменкова. Не хочу ничего сказать
плохого о Каменковой, она приличная актриса, но сказать, что она выдающаяся, я
не могу. В этом спектакле нужна актриса такого дарования, как Фрейндлих.
- Давайте поговорим о вашей книге.
- Хорошая бумага, много иллюстраций. Многие из них читатель увидит впервые. 450
страниц. Книга выйдет нынешним летом. Помогает ее издать недавно созданный в
Архангельске фонд имени Плотникова. Спасибо этому фонду, у меня никогда бы не
хватило средств на ее издание.
- Так она написана не сегодня?
- Десять лет тому назад. Когда я собирал материал, еще были живы те люди,
которые знали таких мастеров архангельской сцены, как Сергей Плотников, Борис
Горшенин, и вообще тот легендарный Большой театр в Архангельске. К сожалению, я
не уверен, что современный читатель имеет представление, что это за актеры. Я, к
примеру, спрашиваю, у своих студентов, знают ли они такого актера, как Игорь
Ильинский? Или Аркадий Райкин? Бывает, что отвечают отрицательно.
- С какого времени в Архангельске появился театр, в вашей книге про то сказано?
- Конечно! Первое театральное представление в Архангельске состоялось в 1703
году. Это было кукольное представление Яна Сплавского, которого Петр I отправил
в турне по России "для показания комедиальных штук". Надо сказать, что театр как
изобретение культуры проник к нам из Европы. Тут надо учесть, что в нашем городе
всегда было сильно влияние разных культур, в первую очередь -
западноевропейской. Учтите, во всей России было только две Немецкие слободы - в
Москве и Архангельске.
- А было ли это представление первым в России, после Москвы, разумеется?
- Я было обрадовался, когда проводил исследование. Но, увы, нас только на один
год опередила наша вечная соперница - Астрахань.
- Каким "театральным" годом заканчивается ваша книга?
- 2000-м.
- Можно ли сказать, Архангельск - театральный город, раз истории театра у нас
уже триста лет?
- Безусловно. У нас даже строился по указу Екатерины II "оперный дом". Должен он
был стоять на нынешней площади Профсоюзов, где ныне собор строят. Но
строительство было прекращено, видимо, из-за нехватки средств. Недостроенный
оперный дом потом использовали как склад. А знаете, сколько в Архангельске было
театров? Считайте: четыре профессиональных театра - Первый государственный
показательный театр, Малый театр (городской), Большой театр, ТЮЗ им. Пушкина.
Прибавьте театр рабочей молодежи, театр музыкальной комедии, самодеятельный
агиттеатр, театр кукол, театр антрепризы, выездной театр. Одно время в
Архангельске существовало шесть театров. И, заметьте, всем хватало зрителя!
- Говорят, на сцене Архангельского театра драмы выступала даже народная артистка
СССР Раневская.
- Да. В 70-е годы она подтвердила этот факт личным письмом. Выступала в 1926
году, в деревянном Летнем театре. У нас, кстати, работали в разные годы такие
актеры, как братья Адельгейм, Горев, Дальский, Давыдов, Тарханов. В
послеоктябрьский период - народный артист СССР Белов, Жилина, Соколовский,
Лукьянов, Каюков и другие. Это не пустые имена для тех, кто знает историю
россий-ского театра.
- Если в нашем городе столь сильны театральные традиции, почему же целое
десятилетие в Архангельском драмтеатре был такой провал?
- Провал был не только в нашем театре, он был очень во многих театрах.
Семнадцать театров страны не имели главных режиссеров. Если раньше режиссеры
стремились иметь свой театр, чтобы выразить свое творческое видение, то как раз
в 90-е годы им было выгоднее работать по договору: приехал, поставил, уехал. И
никакой ответственности! И потом, они ставили у нас в основном камерные
спектакли с тремя-четырьмя исполнителями. А зал-то был большой! Наметился разрыв
между камерностью спектакля и масштабом сцены. Тем более что наш зритель привык
к полновесным спектаклям вроде "Порт-Артура", когда на сцену выходило 80 человек
одной массовки! Или "Сын помора", в этом спектакле было занято 120 человек,
включая студентов училища культуры, музыкального училища и театральной студии.
Надеюсь, что когда будет готово здание театра, вновь появятся большие спектакли.
- Что вам не нравится в нынешних архангельских актерах?
- То, что они "шепчут" на сцене. Эдакий "шептательный реализм", игра в реальную
жизнь. Боятся форсировать звук, боятся сорваться на фальшь. Сейчас это как-то
сходит с рук, но когда они перейдут в новое здание, там потребуется другой
разговор. Зритель должен все видеть и все слышать, за это он платит деньги.
| |