Пресса Архангельской области
 


Правда Севера
15 июня 2006 (108)
Елена ИРХА.

Юрий Угаров: В театре не бывает "вчера"!

К печати готова новая книга - "Театральный Архангельск". Ее автор - заслуженный работник культуры РФ, член Союза театральных деятелей, преподаватель Архангельского колледжа культуры Юрий Угаров.

Юрий Иванович - человек в театральных кругах города известный. В свое время он работал в Архангельском театре драмы - сначала артистом, потом директором. Через его преподавательские руки и сердце прошел тот самый театральный курс колледжа (тогда училища культуры), что ныне составляет костяк архангельской труппы. Один из сыновей Юрия Ивановича, Михаил - известный московский драматург, главный режиссер "Театра.doc", обладатель "Золотой маски", автор нашумевшей в Москве постановки "Обломоff". Второй сын, Алексей, работает на телевидении.

- Юрий Иванович, вам, конечно, известно о той реформе, что грозит в этом году поставить все российские театры "вне закона". О театральной истории вы знаете буквально все. Говорят, и раньше были подобные попытки реформировать театры со стороны государства?

- И совсем недавно! В 80-90-е годы тоже пытались реформировать театр. Сказать, что эта попытка дала много театру, нельзя. В свое время она освещалась в средствах массовой информации только с положительной стороны, но это неправильно. Отрицательного получилось много, например, конкурсы на замещение творческой должности. Казалось бы, хорошо. Но сколько было случаев, когда с людьми просто сводили счеты! Обновления театра так и не произошло, как задумывалось.

- По сравнению с теми годами наш Архангельский театр драмы изменился. И все зрители отмечают, что в лучшую сторону.

- Несомненно. Он значительно вырос. Но это не связано с прошлой реформой, это связано с личностью главного режиссера Петра Суворова. Понимаете, главный режиссер - это основа всего в театре. Он определяет всю театральную политику, климат внутри коллектива. У Суворова есть свой взгляд, своя концепция. Посмотрите репертуар - в нем нет случайных постановок. Все они воспитывают зрителя, они "поднимают" его. Беда в том, что до Суворова главные режиссеры в нашем театре часто менялись. Ну, прямо какой-то проходной двор! А ведь сколько времени было упущено! Зато сейчас труппу и зрителей можно только поздравить с тем, что у нас есть такой режиссер.

- Скажите, а как вы понимаете, что такое "хороший театр"?

- Хорошая драматургия, хороший режиссер, хорошие исполнители. Если одна из этих составляющих слаба - театр уже проигрывает.

- Слышала такое мнение, мол, наш театр консервативен, пьесы ставит старые...

- В театре никогда не бывает "вчера", в театре всегда только "сегодня"! Даже если пьеса написана сто лет назад. И что? Зритель невольно сравнивает ее с сегодняшним днем. И вечная молодость, и современность театра именно в этом сравнении.

- А что вы думаете о будущем театра в свете новой реформы?

- Не знаю. Рано об этом говорить. Должна быть какая-то временная дистанция.

- Вы, наверное, смотрите гастрольные спектакли в нашем городе?

- Некоторые смотрю. Последний спектакль, который смотрел, - "Неожиданное" с Анной Каменковой.

- И что вы можете сказать о спектакле?

- Одна актриса на сцене, да еще в течение долгого времени... Это должна быть масштабная личность. Более масштабная, чем Каменкова. Не хочу ничего сказать плохого о Каменковой, она приличная актриса, но сказать, что она выдающаяся, я не могу. В этом спектакле нужна актриса такого дарования, как Фрейндлих.

- Давайте поговорим о вашей книге.

- Хорошая бумага, много иллюстраций. Многие из них читатель увидит впервые. 450 страниц. Книга выйдет нынешним летом. Помогает ее издать недавно созданный в Архангельске фонд имени Плотникова. Спасибо этому фонду, у меня никогда бы не хватило средств на ее издание.

- Так она написана не сегодня?

- Десять лет тому назад. Когда я собирал материал, еще были живы те люди, которые знали таких мастеров архангельской сцены, как Сергей Плотников, Борис Горшенин, и вообще тот легендарный Большой театр в Архангельске. К сожалению, я не уверен, что современный читатель имеет представление, что это за актеры. Я, к примеру, спрашиваю, у своих студентов, знают ли они такого актера, как Игорь Ильинский? Или Аркадий Райкин? Бывает, что отвечают отрицательно.

- С какого времени в Архангельске появился театр, в вашей книге про то сказано?

- Конечно! Первое театральное представление в Архангельске состоялось в 1703 году. Это было кукольное представление Яна Сплавского, которого Петр I отправил в турне по России "для показания комедиальных штук". Надо сказать, что театр как изобретение культуры проник к нам из Европы. Тут надо учесть, что в нашем городе всегда было сильно влияние разных культур, в первую очередь - западноевропейской. Учтите, во всей России было только две Немецкие слободы - в Москве и Архангельске.

- А было ли это представление первым в России, после Москвы, разумеется?

- Я было обрадовался, когда проводил исследование. Но, увы, нас только на один год опередила наша вечная соперница - Астрахань.

- Каким "театральным" годом заканчивается ваша книга?

- 2000-м.

- Можно ли сказать, Архангельск - театральный город, раз истории театра у нас уже триста лет?

- Безусловно. У нас даже строился по указу Екатерины II "оперный дом". Должен он был стоять на нынешней площади Профсоюзов, где ныне собор строят. Но строительство было прекращено, видимо, из-за нехватки средств. Недостроенный оперный дом потом использовали как склад. А знаете, сколько в Архангельске было театров? Считайте: четыре профессиональных театра - Первый государственный показательный театр, Малый театр (городской), Большой театр, ТЮЗ им. Пушкина. Прибавьте театр рабочей молодежи, театр музыкальной комедии, самодеятельный агиттеатр, театр кукол, театр антрепризы, выездной театр. Одно время в Архангельске существовало шесть театров. И, заметьте, всем хватало зрителя!

- Говорят, на сцене Архангельского театра драмы выступала даже народная артистка СССР Раневская.

- Да. В 70-е годы она подтвердила этот факт личным письмом. Выступала в 1926 году, в деревянном Летнем театре. У нас, кстати, работали в разные годы такие актеры, как братья Адельгейм, Горев, Дальский, Давыдов, Тарханов. В послеоктябрьский период - народный артист СССР Белов, Жилина, Соколовский, Лукьянов, Каюков и другие. Это не пустые имена для тех, кто знает историю россий-ского театра.

- Если в нашем городе столь сильны театральные традиции, почему же целое десятилетие в Архангельском драмтеатре был такой провал?

- Провал был не только в нашем театре, он был очень во многих театрах. Семнадцать театров страны не имели главных режиссеров. Если раньше режиссеры стремились иметь свой театр, чтобы выразить свое творческое видение, то как раз в 90-е годы им было выгоднее работать по договору: приехал, поставил, уехал. И никакой ответственности! И потом, они ставили у нас в основном камерные спектакли с тремя-четырьмя исполнителями. А зал-то был большой! Наметился разрыв между камерностью спектакля и масштабом сцены. Тем более что наш зритель привык к полновесным спектаклям вроде "Порт-Артура", когда на сцену выходило 80 человек одной массовки! Или "Сын помора", в этом спектакле было занято 120 человек, включая студентов училища культуры, музыкального училища и театральной студии. Надеюсь, что когда будет готово здание театра, вновь появятся большие спектакли.

- Что вам не нравится в нынешних архангельских актерах?

- То, что они "шепчут" на сцене. Эдакий "шептательный реализм", игра в реальную жизнь. Боятся форсировать звук, боятся сорваться на фальшь. Сейчас это как-то сходит с рук, но когда они перейдут в новое здание, там потребуется другой разговор. Зритель должен все видеть и все слышать, за это он платит деньги.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пилигрим
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя