Правда Севера
15 июня 2006 (108)
Леонид БОЙКО.
Фотография из обычной квартиры
НЕРЕДКО имя человека заслуживает памяти о нем, а как он выглядел, неизвестно.
Где-то увидим на фотографии - и никакой ассоциации лицо его не вызовет у нас. То
есть, с одной стороны, мы не ведаем лиц людей, делавших историю, а с другой, -
владеем фотографиями и не знаем, что эти люди для нас совершили. В музеях,
архивах страны и в домашних альбомах - миллионы фотографий. Только вот кто на
многих из них изображен?.. Большинство фотографий не подписаны. И со смертью их
владельца все более призрачной становится надежда когда-либо установить имена
сфотографированных. И все же шансы есть. Воспользуемся ими.
На фотографии, которая представлена на этой странице, удалось определить пока
лишь четверых из одиннадцати человек. Остальных предстоит еще установить, в чем
я надеюсь на помощь читателей.
На обороте снимка оттиск штампа - "Фотограф Борис Федорович ОТТЛИЕ. Архангельск,
Новгородский, 143". Красивым почерком с наклоном букв вправо написано:
"Уважаемому Артуру Карловичу Бурке от Б. Ф. Оттлие 23/XI 29 г."
Что связывало этих людей? Почему фотограф преподносит свою работу в дар А. К.
Бурке? Кто он - Бурке? Чем был известен? Помнят ли его сегодня за пределами
круга ближайших родственников? И достоен ли он того, чтобы его знали и помнили?
И не только архангелогородцы, а вся страна? На эти вопросы одной публикацией не
ответить. Поэтому поступим, как учил А. Гастев: "Не старайся сразу делать
переворот - начинай с пустяков".
Артур Карлович Бурке (14.06.1891 - 13.11.1942). Это был выдающийся ледовый
капитан и исследователь Арктики. На фотографии он третий слева. Родился в
Лифляндской губернии (ныне Латвия). В 1915 году штурманом парохода "Клавдий
Оланьон" прибыл в Архангельск. 1 декабря 1915 зачислен третьим штурманом
ледокольного парохода "Георгий Седов". Поселился в Соломбале. В ноябре 1917 года
женился на Зинаиде Георгиевне Зайчевской. В их гостеприимном доме на ул.
Челюскинцев, 3, бывали капитаны, ученые, полярные летчики, каждый из которых -
эпоха в освоении Северного морского пути! На беду отечественной культуры со дня
на день Архангельск может лишиться этого уникального дома-памятника
исследователям Арктики!..
В 1928 г. Артур Карлович добровольно перешел с капитанского мостика океанского
парохода "Аркос", на котором с 1925 г. постоянно ходил в Англию, на судно в 12
раз меньшего водоизмещения. Для покупки его акционерное общество "Комсеверпуть"
командировало А. К. Бурке в Норвегию. Выбрал он и приобрел "Браганцу", дубовое
зверобойное судно, участвовавшее в 1928 г. в поисках потерпевшей крушение на
дирижабле "Италия" экспедиции Умберто Нобиле. Бурке привел это судно в
Архангельск, подготовил его к экспедиции под новым уже именем - "Зверобой".
Хорошо известный не только безаварийными рейсами, но и глубокими
исследовательскими работами, Артур Карлович назначается капитаном "Зверобоя" и -
случай редчайший! - начальником научной экспедиции на нем одновременно. В 1930-м
и в 1931-м годах такой творческий дубль в его биографии повторится: только будет
он уже капитаном шхуны "Белуха" и начальником экспедиции на ней. А в 1929 году
"Зверобою" поручили разведать путь из Архангельска в реку Лена. То есть сомкнуть
восточный и западный участки северо-восточного прохода, превратив их в единый
Северный морской путь. До этого лишь пяти судам в истории удавалось с запада
обогнуть мыс Челюскин! В 1878 году это были "Вега" и "Лена" шведа Норденшельда.
В 1893 - "Фрам" норвежца Нансена. В 1901 - "Заря" россиянина Толля. И в 1919 -
"Мод" норвежца Амундсена. С востока же мыс Челюскина обошли только два корабля.
Это сделали в 1914 году ледокольные транспорты России "Таймыр" и "Вайгач"
экспедиции Бориса Андреевича Вилькицкого. Из названных семи судов только четыре
не избежали зимовки вблизи мыса Челюскин.
В "ПАМЯТНОЙ записке о плавании северо-восточным проходом вдоль берегов Сибири",
составленной признанным авторитетом в этой области 31-летним лейтенантом флота
А. В. Колчаком и направленной им начальнику гидрографического управления
адмиралу А. И. Вилькицкому 25 сентября 1906 года, читаем, что "наиболее трудным
местом для навигации представлялись берега Таймырского полуострова: препятствия
эти лежат в отсутствии гидрографических исследований и льде".
Заканчивалась "Памятная записка" такими словами: "Преобладающее мнение
существует о невероятных трудностях арктической навигации, в большинстве случаев
поддерживаемое лицами, никогда не видавшими льда и вообще не бывавшими за
полярным кругом. Но всегда и везде главные трудности лежат прежде всего в
незнании и отсутствии исследований, и мы, русские, более чем кто-либо другой
платились за наше невежество и склонность всегда считать невозможным и
неодолимым то, что сколько-нибудь выходило за пределы обычной рутины".
Записку эту разыскал, расшифровал и включил в свою книгу "Александр Васильевич
Колчак как исследователь Арктики" московский ученый Валерий Васильевич Синюков.
В канун 2005 года вышло второе издание этой замечательной книги. Обсуждение
"Записки" в высоких инстанциях привело к строительству ледокольных судов
"Таймыр" и "Вайгач" и организации с их помощью знаменитой Гидрографической
экспедиции Северного Ледовитого океана. Она провела за 1910-1915 годы огромный
комплекс работ по изысканию Северного морского пути из Владивостока в
Архангельск и обессмертила себя величайшим открытием суши в Северном полушарии в
XX веке - Земли Николая II, переименованной в 1926 году в Северную Землю.
Тот факт, что через восемь лет после составления "Памятной записки" А. В.
Колчака "Таймыр" и "Вайгач", а через 13 лет "Мод" станут на зимовку у полострова
Таймыр, лишь подтверждают правоту его слов о комплексной неизученности тех мест
для безопасного кораблевождения.
Вот из этого района в конце ноября 1929 г. с массой географических и
гидрологических открытий возвратилась на "Зверобое" в Архангельск экспедиция во
главе с ее начальником и капитаном Бурке. Кроме научных заданий, экспедиция
выполнила хозяйственные и снабженческие. (Это было правилом хождения в Арктику в
те годы). Она организовала и снабдила промысловые зимовки, создала базы горючего
для арктических полетов Б. Г. Чухновского. Попутно члены экспедиции вели опись,
промер, уточняли карты, наносили обнаруженные подводные опасности.
Затем А. К. Бурке купит в Норвегии для "Комсеверпути" судно "Hobby", которому у
нас дадут имя "Белуха". На нем в 1930-1931 годах Артур Карлович продолжит
изучение пути у западного побережья Таймыра, создание охотничьих зимовок и баз
для авиационных ледовых разведок.
В январе 1933 года О. Ю. Шмидт одним из первых приказов по Главсеморпути
назначит Бурке начальником Архангельской Морской Базы и заместителем начальника
Архангельского отделения Главсевморпути. В конце того же года Бурке станет
капитаном восстанавливаемого на "Красной кузнице" ледокольного парохода "Садко",
пролежавшего на дне Кандалакшского залива 17 лет, с 1916 года.
В 1934 году Бурке проведет на "Садко" к "белым пятнам" Карского моря уникальную
по составу специалистов и результатам экспедицию. Наблюдения за работой корпуса
при подрывах льда зарядами разной мощности и на различном удалении от судна для
выхода из ледовой ловушки 23-дневного дрейфа впервые дали научно обоснованную
методику взрывных работ во льдах другим судам в Арктике. Экспедиция на "Садко"
организует первую полярную станцию на острове Уединения. Все это подготовит
успех и предвосхитит достижения 1-й высокоширотной экспедиции на "Садко" в 1935
году. В частности, открытие последней острова Ушакова было предсказано научным
руководителем и гидрографом экспедиции 1934 года Е. С. Гернетом.
ДОЧЬ А. К. Бурке Руфина Артуровна Бурке узнала на фото еще троих. Первым слева
стоит радист "Зверобоя" соломбалец Иван Андреевич Палисадов.
Второй слева - пионер советской полярной авиации легендарный Борис Григорьевич
Чухновский (1898-1975). Благодаря его исключительной энергии, настойчивости,
вере в огромное будущее самолетов в освоении Арктики советская полярная авиация
стала фактом уже в 1924 году!
Это Б. Г. Чухновский обнаружил во льдах красную палатку потерпевших крушение
нобилевцев и сообщил координаты ее спасшему их ледоколу "Красин". Затем
последовало триумфальное турне по Европе с лекциями о спасении экспедиции
дирижабля "Италия", встреча на Капри с Горьким, слово которого оказалось в
будущем решающим для укрепления в 1929 году полярной авиации в СССР.
Чухновский доказал необходимость автономного базирования самолета в Арктике с
опорой на базы ГСМ и продуктов. Эту теорию он блестяще воплотил в жизнь и развил
во взаимодействии с экспедициями А. К. Бурке на "Зверобое" и "Белухе".
Содружество двух этих выдающихся исследователей Арктики переросло в крепкую
личную дружбу, прервавшуюся только безвременной кончиной Артура Карловича.
И четвертый, кого пока на этой фотографии мы знаем, тоже один из незаслуженно
забытых пионеров полярной авиации - летчик В. В. Вердеревский. Он на фотографии
- шестой слева. Ни имени и отчества его, ни года рождения и смерти мы пока не
установили.
В третьем томе "Истории открытия и освоения Северного морского пути" М. И. Белов
приводит карту западного побережья Таймыра, уточненную именно благодаря
экспедициям на "Зверобое" и "Белухе" под руководством капитана А. К. Бурке и
полетам Б. Г. Чухновского. Вот, оказывается, сколько может поведать простая
фотография, висящая на стене обычной архангельской квартиры!..
|