Пресса Архангельской области
 


Версия для распечатки  
  

Правда Севера
15 июня 2006 (108)
Леонид БОЙКО.

Фотография из обычной квартиры

НЕРЕДКО имя человека заслуживает памяти о нем, а как он выглядел, неизвестно. Где-то увидим на фотографии - и никакой ассоциации лицо его не вызовет у нас. То есть, с одной стороны, мы не ведаем лиц людей, делавших историю, а с другой, - владеем фотографиями и не знаем, что эти люди для нас совершили. В музеях, архивах страны и в домашних альбомах - миллионы фотографий. Только вот кто на многих из них изображен?.. Большинство фотографий не подписаны. И со смертью их владельца все более призрачной становится надежда когда-либо установить имена сфотографированных. И все же шансы есть. Воспользуемся ими.

На фотографии, которая представлена на этой странице, удалось определить пока лишь четверых из одиннадцати человек. Остальных предстоит еще установить, в чем я надеюсь на помощь читателей.

На обороте снимка оттиск штампа - "Фотограф Борис Федорович ОТТЛИЕ. Архангельск, Новгородский, 143". Красивым почерком с наклоном букв вправо написано: "Уважаемому Артуру Карловичу Бурке от Б. Ф. Оттлие 23/XI 29 г."

Что связывало этих людей? Почему фотограф преподносит свою работу в дар А. К. Бурке? Кто он - Бурке? Чем был известен? Помнят ли его сегодня за пределами круга ближайших родственников? И достоен ли он того, чтобы его знали и помнили? И не только архангелогородцы, а вся страна? На эти вопросы одной публикацией не ответить. Поэтому поступим, как учил А. Гастев: "Не старайся сразу делать переворот - начинай с пустяков".

Артур Карлович Бурке (14.06.1891 - 13.11.1942). Это был выдающийся ледовый капитан и исследователь Арктики. На фотографии он третий слева. Родился в Лифляндской губернии (ныне Латвия). В 1915 году штурманом парохода "Клавдий Оланьон" прибыл в Архангельск. 1 декабря 1915 зачислен третьим штурманом ледокольного парохода "Георгий Седов". Поселился в Соломбале. В ноябре 1917 года женился на Зинаиде Георгиевне Зайчевской. В их гостеприимном доме на ул. Челюскинцев, 3, бывали капитаны, ученые, полярные летчики, каждый из которых - эпоха в освоении Северного морского пути! На беду отечественной культуры со дня на день Архангельск может лишиться этого уникального дома-памятника исследователям Арктики!..

В 1928 г. Артур Карлович добровольно перешел с капитанского мостика океанского парохода "Аркос", на котором с 1925 г. постоянно ходил в Англию, на судно в 12 раз меньшего водоизмещения. Для покупки его акционерное общество "Комсеверпуть" командировало А. К. Бурке в Норвегию. Выбрал он и приобрел "Браганцу", дубовое зверобойное судно, участвовавшее в 1928 г. в поисках потерпевшей крушение на дирижабле "Италия" экспедиции Умберто Нобиле. Бурке привел это судно в Архангельск, подготовил его к экспедиции под новым уже именем - "Зверобой". Хорошо известный не только безаварийными рейсами, но и глубокими исследовательскими работами, Артур Карлович назначается капитаном "Зверобоя" и - случай редчайший! - начальником научной экспедиции на нем одновременно. В 1930-м и в 1931-м годах такой творческий дубль в его биографии повторится: только будет он уже капитаном шхуны "Белуха" и начальником экспедиции на ней. А в 1929 году "Зверобою" поручили разведать путь из Архангельска в реку Лена. То есть сомкнуть восточный и западный участки северо-восточного прохода, превратив их в единый Северный морской путь. До этого лишь пяти судам в истории удавалось с запада обогнуть мыс Челюскин! В 1878 году это были "Вега" и "Лена" шведа Норденшельда. В 1893 - "Фрам" норвежца Нансена. В 1901 - "Заря" россиянина Толля. И в 1919 - "Мод" норвежца Амундсена. С востока же мыс Челюскина обошли только два корабля. Это сделали в 1914 году ледокольные транспорты России "Таймыр" и "Вайгач" экспедиции Бориса Андреевича Вилькицкого. Из названных семи судов только четыре не избежали зимовки вблизи мыса Челюскин.

В "ПАМЯТНОЙ записке о плавании северо-восточным проходом вдоль берегов Сибири", составленной признанным авторитетом в этой области 31-летним лейтенантом флота А. В. Колчаком и направленной им начальнику гидрографического управления адмиралу А. И. Вилькицкому 25 сентября 1906 года, читаем, что "наиболее трудным местом для навигации представлялись берега Таймырского полуострова: препятствия эти лежат в отсутствии гидрографических исследований и льде".

Заканчивалась "Памятная записка" такими словами: "Преобладающее мнение существует о невероятных трудностях арктической навигации, в большинстве случаев поддерживаемое лицами, никогда не видавшими льда и вообще не бывавшими за полярным кругом. Но всегда и везде главные трудности лежат прежде всего в незнании и отсутствии исследований, и мы, русские, более чем кто-либо другой платились за наше невежество и склонность всегда считать невозможным и неодолимым то, что сколько-нибудь выходило за пределы обычной рутины".

Записку эту разыскал, расшифровал и включил в свою книгу "Александр Васильевич Колчак как исследователь Арктики" московский ученый Валерий Васильевич Синюков. В канун 2005 года вышло второе издание этой замечательной книги. Обсуждение "Записки" в высоких инстанциях привело к строительству ледокольных судов "Таймыр" и "Вайгач" и организации с их помощью знаменитой Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана. Она провела за 1910-1915 годы огромный комплекс работ по изысканию Северного морского пути из Владивостока в Архангельск и обессмертила себя величайшим открытием суши в Северном полушарии в XX веке - Земли Николая II, переименованной в 1926 году в Северную Землю.

Тот факт, что через восемь лет после составления "Памятной записки" А. В. Колчака "Таймыр" и "Вайгач", а через 13 лет "Мод" станут на зимовку у полострова Таймыр, лишь подтверждают правоту его слов о комплексной неизученности тех мест для безопасного кораблевождения.

Вот из этого района в конце ноября 1929 г. с массой географических и гидрологических открытий возвратилась на "Зверобое" в Архангельск экспедиция во главе с ее начальником и капитаном Бурке. Кроме научных заданий, экспедиция выполнила хозяйственные и снабженческие. (Это было правилом хождения в Арктику в те годы). Она организовала и снабдила промысловые зимовки, создала базы горючего для арктических полетов Б. Г. Чухновского. Попутно члены экспедиции вели опись, промер, уточняли карты, наносили обнаруженные подводные опасности.

Затем А. К. Бурке купит в Норвегии для "Комсеверпути" судно "Hobby", которому у нас дадут имя "Белуха". На нем в 1930-1931 годах Артур Карлович продолжит изучение пути у западного побережья Таймыра, создание охотничьих зимовок и баз для авиационных ледовых разведок.

В январе 1933 года О. Ю. Шмидт одним из первых приказов по Главсеморпути назначит Бурке начальником Архангельской Морской Базы и заместителем начальника Архангельского отделения Главсевморпути. В конце того же года Бурке станет капитаном восстанавливаемого на "Красной кузнице" ледокольного парохода "Садко", пролежавшего на дне Кандалакшского залива 17 лет, с 1916 года.

В 1934 году Бурке проведет на "Садко" к "белым пятнам" Карского моря уникальную по составу специалистов и результатам экспедицию. Наблюдения за работой корпуса при подрывах льда зарядами разной мощности и на различном удалении от судна для выхода из ледовой ловушки 23-дневного дрейфа впервые дали научно обоснованную методику взрывных работ во льдах другим судам в Арктике. Экспедиция на "Садко" организует первую полярную станцию на острове Уединения. Все это подготовит успех и предвосхитит достижения 1-й высокоширотной экспедиции на "Садко" в 1935 году. В частности, открытие последней острова Ушакова было предсказано научным руководителем и гидрографом экспедиции 1934 года Е. С. Гернетом.

ДОЧЬ А. К. Бурке Руфина Артуровна Бурке узнала на фото еще троих. Первым слева стоит радист "Зверобоя" соломбалец Иван Андреевич Палисадов.

Второй слева - пионер советской полярной авиации легендарный Борис Григорьевич Чухновский (1898-1975). Благодаря его исключительной энергии, настойчивости, вере в огромное будущее самолетов в освоении Арктики советская полярная авиация стала фактом уже в 1924 году!

Это Б. Г. Чухновский обнаружил во льдах красную палатку потерпевших крушение нобилевцев и сообщил координаты ее спасшему их ледоколу "Красин". Затем последовало триумфальное турне по Европе с лекциями о спасении экспедиции дирижабля "Италия", встреча на Капри с Горьким, слово которого оказалось в будущем решающим для укрепления в 1929 году полярной авиации в СССР.

Чухновский доказал необходимость автономного базирования самолета в Арктике с опорой на базы ГСМ и продуктов. Эту теорию он блестяще воплотил в жизнь и развил во взаимодействии с экспедициями А. К. Бурке на "Зверобое" и "Белухе". Содружество двух этих выдающихся исследователей Арктики переросло в крепкую личную дружбу, прервавшуюся только безвременной кончиной Артура Карловича.

И четвертый, кого пока на этой фотографии мы знаем, тоже один из незаслуженно забытых пионеров полярной авиации - летчик В. В. Вердеревский. Он на фотографии - шестой слева. Ни имени и отчества его, ни года рождения и смерти мы пока не установили.

В третьем томе "Истории открытия и освоения Северного морского пути" М. И. Белов приводит карту западного побережья Таймыра, уточненную именно благодаря экспедициям на "Зверобое" и "Белухе" под руководством капитана А. К. Бурке и полетам Б. Г. Чухновского. Вот, оказывается, сколько может поведать простая фотография, висящая на стене обычной архангельской квартиры!..



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя