|
Правда Севера
20 июня 2006 (111)
Елена ИРХА.
Однажды "Белой ночью"
В Архангельском музее изобразительных искусств состоялся фестиваль современного
искусства
Перед входом в музей гостей фестиваля встречал "объект" под названием
"Манипулятор", авторы - Дедов и Васендин. "Объект" был большой, с переплетением
металлических цепей и труб. По очертаниям напоминал пузатенькую рыбу. "Рыба"
особенно привлекала детей. Кабы не гранатомет (или что-то похожее на стрелковое
оружие), присутствующее в "Манипуляторе", выглядел бы он весьма мирно. Осталось,
правда, непонятным, как экспонат впихнут в музей.
Фотовыставка "Сам против себя". Финскому художнику и фотографу Теему Мяки пришла
в голову идея: представить себя в качества друга и врага. Я - хороший и я -
плохой. Вот автор проекта в образе врага: депутат на трибуне. Вот в образе
своего идола - восточная красавица, а вот он просто - какой есть, горячий
финский парень. Как архангельский ответ финнам на выставке появились еще и
фотоработы Артема Сметанина.
Перфоманс Вячеслава Ларионова и Артема Сметанина. Около десяти мало одетых
девушек и юношей закидывали страницами из книг, которые рвали тут же, лежащую на
полу девушку. Закидали. Называлась эта сцена "Homo biblioticus".
Не перечесть чудес той ночи, что пока остаются "другим искусством", а потом,
видимо, станут классикой. И если некоторые явления этого искусства вызывают
споры и нравятся не всем, то выступления ансамбля гиперборейской музыки "Ягода
Гало" из Северодвинска и москвича Алексея Круглова с его джазовым "Посвящением
Маяковскому" пришлись по душе большинству зрителей. К слову, Маяковский тоже
когда-то не приглянулся современникам, а потомки записали его в классики
отечественной литературы. Впрочем, самое-самое в "Белой ночи" даже не
современное искусство, которое, несомненно, заслуживает того, чтобы о нем знали.
На фестивале в музее изобразительных искусств главное - публика. Если на других
фестивалях она исполняет роль массовки, то здесь - первого плана. Некоторые
посетители сами по себе представляли художественный объект. Но не было ни
одного, кто бы вызвал неприязнь. Молодая женщина в индийском сари поведала, что
наряд купила в Индии, где ее и научили "одевать" на себя эти восемь и половиной
метров ткани. Блестящее сари - мечта индийской принцессы - оказалось
повседневной одеждой. Каюсь, молодого человека в черном костюме, черных туфлях и
с длинными черными волосами приняла за девушку в мужской одежде. Столь необычен
и красив. Для полного впечатления ирреальности происходящего "черный джентльмен"
не понимал по-русски, а говорил исключительно по-английски. Известную всем по
художественным вечеринкам "девушку-готику" зовут Гирманика. На сей раз она
явилась в черном бальном платье до пят, конечно, немного опоздав, как и положено
таинственной готической девушке.
Что ж, "Белая ночь в музее" бывает только раз в году, и потому - жаль. Жаль, что
из взрослых на фестивале из года в год присутствуют только местные художники и
испуганные смотрительницы залов. Художники быстро выходят из стройных рядов
зрителей и оседают в буфете, а пожилых смотрительниц эта ночь, похоже, не
особенно радует. К тому же молодежь пританцовывает и откровенно танцует меж
картин и вообще, гуляет по музею как придется. В свободные от фестиваля ночи,
видимо, так не бывает. Научный сотрудник музея и куратор проекта Дарья Эрдман
приглашает на следующую "Белую ночь" горожан в возрасте родителей завсегдатаев
фестиваля. Хотя бы за тем, чтобы убедиться, что современная творческая молодежь,
по словам Дарьи, "не так страшна, как ее малюют".
На память о вечере у меня осталась туфел... фенечка. Металлическая, с бусинками.
Ее обронил кто-то из гостей "Белой ночи". Увидимся через год?
| |