Пресса Архангельской области
 
239552913 239552913 239552913 -->


Правда Севера
23 июня 2006 (114)
Виктор ШЕСТАКОВ.

Война глазами ребенка

Я всю войну мечтал о пшенной каше

ПЕРВЫЕ дни Великой Отечественной войны запомнились в нашей семье беспокойством родителей. Мы с двухгодовалой сестренкой Тамарой еще не понимали, почему они с такой тревогой слушали сообщения черной радиотарелки. На улицах мы видели много молодых мужчин с котомками за плечами, а в магазинах - большие очереди. Взрослые закупали соль, спички, папиросы, крупу, хлеб...

Мой отец работал в то время бухгалтером-ревизором в Соломбальском тресте столовых. Поскольку ему шел 41-й год, то в армию, хотя он и очень настаивал, его не брали. И тогда он добровольно поехал на лесозаготовки в Плесецкий район. Вернулся домой в конце зимы. Я открываю дверь, а он стоит худой, изможденный и переступить через порог не может. Как я потом узнал, добровольцы две недели работали в лесу без пищи, потом им стали выдавать по сухарному ломтю в день.

После столь продолжительного голодания отец не мог избавиться от чувства постоянного голода. Резкий переход от изнурительного голода к перееданию (ему в каждой столовой наливали тарелку супа) вызвал в его организме водянку. Отец не хотел сдаваться коварной болезни, строил планы на будущее. Говорил, что как только выйдет из больницы, вдоволь заготовит на зиму дров, а в сентябре сам поведет меня в первый класс. Но сердце не выдержало, и 4 августа 42-го отца не стало.

В ПЕРВЫЙ класс мне пришлось идти одному, так как мать работала в две смены. И все домашнее хозяйство свалилось на меня, первоклассника. Утром я должен был отвести сестренку в детсад, а вечером забрать. Днем, после уроков, отоварить хлебные карточки, купить на рынке 2 кг картошки и поллитровую банку квашеной капусты, несколько луковиц и 100 г свиного сала, чтобы сварить суп - наше единственное блюдо. Правда, иногда готовил винегрет или корюшку - ее в то время на рынке было много. Торговки предлагали небольшие кусочки обжаренного тюленьего сала. Купишь такой кусочек и прямо в рот - так легче было переносить голод. Всю войну проносил в душе мечту о пшенной каше...

Мать доверяла мне и ее зарплату получать, так как бухгалтерия находилась в комнате по соседству. Зарплату приходилось расходовать так (мне доверялось и расходы вести), чтобы хватало от получки до аванса и наоборот. Летом, чтобы заработать 20 копеек на билет в кино или на мороженое, мы с ребятами торговали штучными папиросами. И, конечно же, все научились курить.

Через три недели после похорон отца я пошел в первый класс. Почти сразу же начались ночные налеты немецкой авиации. Самолеты обычно налетали около полуночи. Мы быстро одевались, брали свои котомки, где были запасная одежда, учебники и свидетельство о рождении. Налет продолжался около часа, но нам он казался вечностью.

МЫ СИДЕЛИ в вестибюле на ступенях широкой лестницы, а самолеты на низкой высоте с воем сирен проносились над нашими головами. Они пытались разбомбить судоремонтный завод "Красная кузница" - там ремонтировались военные корабли. С реки по самолетам велась стрельба с кораблей, а по улице вдоль завода располагались зенитные орудия женского батальона ПВО.

Бывая в Соломбале, всегда с благодарностью смотрю на маленький домик, что стоит недалеко от мостика через речку Соломбалку, соединяющего улицы Терехина и Кемская. В этом домике для детей начальной школы была организована бесплатная столовая. Она спасла от голода и смерти многих детей. А вот мою сестренку мы спасти не смогли. Через год она заболела коклюшем и ушла вслед за отцом.

Остались мы с матерью вдвоем. Она зарабатывала деньги, а я вел все домашнее хозяйство, только белье стирать мне не позволялось. Поскольку мы, дети войны, были предоставлены сами себе, то, как взрослые, быстро научились не только курить, но и пить водку. Еще в годы войны были случаи, когда я ползком добирался до дома. 9 мая 1945 года я выкурил последнюю папиросу и дал себе слово никогда больше не курить, выпивать только по праздникам и в разумном количестве. Этой клятве я верен до сих пор, поэтому и живу уже восьмой десяток.

P.S. В последнее время много говорят и пишут о проблеме фашизма. Мне жаль тех юнцов, которые попались на пропагандистский крючок его идей. Фашизм в России не пройдет! Даже тогда, когда уйдет из жизни последний свидетель зверств германского фашизма в нашей стране и в других странах Европы. Одумайтесь, ребята, пока не поздно. Бороться с несправедливостью надо, но другим, справедливым путем.

Виктор ШЕСТАКОВ.

Ветеран педагогического труда. Преподаватель английского языка.

г. Северодвинск.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя