|
Правда Севера
27 июня 2006 (116)
Пресс-служба депутата Государственной Думы РФВладимира Крупчака.
Владимир Крупчак: У Лесного кодекса еще много подводных камней
По результатам трёх заседаний рабочей группы, созданной при Общественной палате
для проведения общественной экспертизы проекта федерального закона "Лесной
кодекс РФ", принятого Государственной Думой РФ в первом чтении, подготовлено
соответствующее заключение на законопроект. Как сообщили в аппарате депутата
Государственной Думы РФ Владимира Крупчака, принимавшего активное участие в
деятельности рабочей группы, в итоговом документе было учтено большинство его
замечаний и предложений.
В частности, по мнению депутата Крупчака, среди наиболее острых проблем,
требующих скорейшего решения, - экологические и экономические потери от
незаконной рубки и экспорта необработанной древесины, невысокая экономическая
эффективность лесопользования, напрямую связанная с невысокой долей глубокой
переработки древесины и т.д. Очевидно, что Лесной кодекс должен быть направлен
на решение названных и других актуальных задач: с одной стороны, создания
условий для устойчивого развития отечественного леспрома, привлечения инвестиций
в лесной сектор экономики, повышения бюджетных доходов от использования лесных
ресурсов, и с другой стороны, сохранения и воспроизводства лесов как главного
природного богатства России, уникального экологического ресурса планетарного
масштаба.
Как отметил В.Я. Крупчак, объектами регулируемых отношений являются леса,
участки земель лесного фонда и права пользования ими. Кодекс регулирует
преимущественно отношения, складывающиеся по поводу лесных участков как объектов
недвижимости и в меньшей мере учитывает многофункциональное значение лесов как
природного объекта, совмещающего в себе разнообразные природные свойства. В то
время как арендным и иным имущественным отношениям посвящено более четверти
общего объема документа, средообразующие и другие экологические свойства леса в
проекте отражены в гораздо меньшей степени. Как неоднократно подчеркивал
Владимир Крупчак, традициям правового регулирования лесных отношений в большей
степени отвечало бы использование категории "участок лесного фонда", включающей
лес и землю под ним в их совокупности и единстве.
Именно поэтому Общественная палата РФ считает введение в настоящее время частной
собственности на леса мерой социально не приемлемой и экономически не
обоснованной. Если законодатель все же сочтет необходимым введение
множественности форм собственности на леса, то порядок и основания передачи
лесных участков в иные формы собственности должны быть установлены
непосредственно в ЛК РФ. С учетом отсутствия частной собственности на леса в
России в течение исторически длительного периода, в целях предупреждения
возможных негативных социально-экономических последствий приватизации земель
лесного фонда Лесной кодекс должен содержать ряд публично-правовых ограничений
частной собственности на леса. Депутат также неоднократно отмечал, что положения
о собственности иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных
юридических лиц представляются преждевременными.
Как сказано в заключении, "трудно согласиться с предлагаемым аукционным порядком
предоставления основных прав лесопользования". По прогнозам специалистов лесной
отрасли, передача лесных участков в аренду по единственному критерию
(предложению участником аукциона наибольшей ставки арендной платы) с большой
вероятностью приведет к монополизации лесопользования рядом крупных
финансово-промышленных групп, вытеснению среднего и малого бизнеса, банкротству
ныне действующих градообразующих лесопромышленных предприятий и, как следствие,
к росту безработицы и социальной напряженности в многолесных регионах страны.
Кроме того, в условиях отсутствия каких-либо специальных требований к участникам
аукционов не исключено, что победителями окажутся структуры, не имеющие прямого
отношения к лесному сектору экономики и передающие затем свои арендные права в
перенаем, субаренду профильным предприятиям, которые тем самым будут поставлены
в экономически невыгодные условия. Как минимум, к аукциону должны допускаться
преимущественно предприятия, имеющие мощности по глубокой переработке древесины
(если речь идет о заготовке древесины), преимуществом при равной предложенной
ставке платы должны пользоваться предприятия, ранее осуществлявшие
соответствующие виды лесопользования и не совершавшие нарушений
законодательства, прошедшие добровольную лесную сертификацию.
Проект не в достаточной степени гарантирует право граждан на общедоступное
лесопользование. Лесной кодекс не содержит мер экономического стимулирования
лесопользователей к рациональному лесопользованию и охране лесов, а также
фактически не регулирует отношения платности пользования лесными участками.
Текст законопроекта должен быть направлен после второго чтения на
государственную экологическую экспертизу.
| |