Пресса Архангельской области
 
669408438 669408438 669408438 -->


Правда Севера
29 июня 2006 (117)
Олег УГРЮМОВ.

Эх, Тохта - не стой у двери нищета

Немало загадок оставили нам далекие предки, словно в насмешку давая своим поселениям самые замысловатые названия. Вот прозвали небольшую деревню, что стоит на берегу Яреньги, Тохтою, и остается только голову ломать: что за словцо такое и откуда оно выпорхнуло? Ну был семь столетий назад хан в Золотой Орде такой -Тохта, и что с того?

Щука -не рыба

По вычегодским берегам редкое старинное селение каменной церкви не имеет. Пусть брошенные, покинутые людьми, пусть в склады да амбары превращенные, а все одно: горделиво возвышаются белые храмы над избами, словно сверху на суету деревенской жизни поглядывая.

Тут, в Тохте, на берегу Яреньги, церковь победнее стояла, деревянная. Порушена уже давно. Из камня здесь только в конце двадцатого века принялись капитальные строения возводить. Вот только вместо храма просторный кирпичный свинарник для леспромхозовского подсобного хозяйства построили. Не скажу, чтобы это творение российских зодчих конца двадцатого века украсило деревеньку, но и деваться от него теперь некуда.

Но это мы сейчас поглядываем на Тохту словно бы свысока, это сейчас покосившиеся избы да потемневшие крыши в глаза так и лезут. А раньше жило тут народу побольше. Один конец деревни прозывался издавна - Леушевщина, несколько дворов, и все одни Леушевы. Жили очень дружно, может, оттого, что за дальнюю родню соседей считали. Как-то раз прошел я по притихшей Леушевщине: одна изба пустует, другая... Но вот в окошках занавески плесканулись, толкнул ворота:

-Есть кто живой?

Мне повезло: хозяйка дома Капитолина Петровна Падалкина оказалось дома, пригласила в родительскую избу пройти. Одна она тут осталась. Родителей-то давно уже нет в живых. Был еще брат, да в сорок втором погиб в Калининской области, так и остался навсегда двадцатилетним старшим лейтенантом.

Заговорили о прошлом, и оказалось, что совсем напрасно поглядываем мы на деревню, как на оборванную нищенку.

Были времена, когда и мужики без дела не сидели, и обеденный стол не пустовал. -Рыбы много здесь ловили, - о деревне своей да прошлой жизни рассказывает хозяйка, - дедушка у меня привозил карасей на всю зиму, кадок шесть ими набивал. Ловил и щук, но их тогда даже за рыбу не считали. Рыбой считались карась, семга, или, как у нас ее называли, -лох.

Дичи было много. У каждого охотника была избушка своя, силки, путики - участок. Вот там у нас есть угор, называется Лёвин - в конце деревни жили братья Лёвины, и это был их участок. До войны стояла в Тохте и своя школа - начальная.

-Раньше не заставляли учиться, но четыре класса надо было обязательно кончить. А после четырех классов те, кто хотел, учились в Яренске. А он - за двенадцать километров от деревни. И ничего, ходили раз в неделю пешем туда и обратно. Не было в школе никакого интерната, так мы по квартирам жили. На выходные домой придем, наберем с собой хлеба, он ярушниками у нас назывался.

В понедельник в парту сунем и тихонько пощипываем. У меня, бывало, учитель наш, Леонид Алексеевич, все спрашивал: "Ну-ко, Капа, ты уже наелась, нет?"

-И не страшно было на такое расстояние лесом ходить?

-В первый год мы пошли в пятый класс, нас было около двадцати пяти человек. Так вместе и ходили. А чего было бояться? Это сейчас дорога лесом идет, а раньше из Тохты выйдешь - вскоре другая деревня начинается -Церковная. Через километр - Демос, затем Пустая, Заозерье, Дедовщина...

Видишь, сколько деревень! Нынешние-то жители и названий таких, поди, не знают. А были еще деревни Крюковка, Савкино, там отдельный колхоз был даже. Были Кожером, Борок...

Поросята из Брянска

По всем данным, участь заброшенных деревень ждала и Тохту, да выпала ей неожиданная удача, словно счастливый лотерейный билет - на другом берегу Яреньги начали полвека тому назад строить поселок будущего Лысимского лесопункта.

На появление за рекой соседа деревня смотрела спокойно, будто сразу решила принять его в свою семью. И хотя молодой поселок свое название получил - Лысимо, быстро привыкли тут и его и Тохту одним селением считать, что с того, что рекой отделены друг от друга. Вместе с работниками молодого лесопункта радовались, когда поступала на предприятие новая техника. Вместе занимались огородничеством, помогая поселковым где семенами, а где и советом. Словом, жили дружно.

А вскоре и бывший колхоз в Тохте отошел к Ленскому леспромхозу - здесь было открыто подсобное хозяйство. Сено косить да коров доить местных жителей учить не требовалось - всю жизнь этим занимались. Директором подсобного хозяйства стал Эдуард Диль, человек опытный, сам из поволжских немцев, попавших с семьей в начале тридцатых годов под раскулачивание и отправленный на "исправление" в глухие северные края.

Дела быстро наладились. В самую горячую пору сенокоса или уборки картофеля в сторону Тохты выезжал отряд работников из числа служащих и рабочих леспромхоза. В обычное же время из Тохты во все рабочие поселки леспромхоза везли мясо, молоко.

Если с экономической точки зрения на деревенскую ферму и поля смотреть - только убыток приносили они предприятию. Если же бумаги с расходами-доходами в сторону отодвинуть - совсем иной стороной сельский цех леспромхоза оборачивался. В стране уже господствовал Его Величество дефицит, с прилавков магазинов стремительно исчезали продукты, а в лесных делянках да в рабочих столовых всегда было в меню мясо.

Позже, когда мужики в поселках дружно, словно сговорившись, принялись возводить у домов хлевы и хлевушки, поросят везли из Тохты. Хватало всем.

- Вот подождите немного, -говорили тогда в Ленском леспромхозе, - построим новый кирпичный свинарник - весь район обеспечим поросятами...

Построили. А свиней туда завезти уже не успели - подсобное хозяйство пришлось закрыть. Ферма опустела, поля стали зарастать.

Года три назад я приехал в Лысимо и увидал непривычную картину: будто невиданное стихийное бедствие обрушилось на поселок. Люди метались между домами, торопя друг дружку. Суетились тут же и тохтинцы, занимая у знакомых деньги. Центром этого стихийного бедствия была небольшая машина, на стекле кабины которой был прикреплен кусок картона с надписью "Поросята". Очередь гудела от возбуждения.

- Откуда товар? - поинтересовался я у земляков.

-Да вроде из Брянска...

Одни беды у поселка и деревни

Существуй в районе своя книга рекордов Гиннеса, Людмилу Нарыгину можно смело вписывать туда крупными буквами: почти четверть века представляет она местную власть в Тохте-Лысимо. Была она и председателем сельсовета, и секретарем. Уходила в декретный отпуск, не успевала вдоволь с детьми (а их у нее трое) нанянчиться, уже прибегали: когда на работу выйдешь-то?

Бывало, задебоширит среди ночи какой-то подвыпивший глава семейства или драку затеют мужики, к Нарыгиной в окошко стук: поднимайся, "власть", с постели. А что поделать, коли участкового ни в Лысимо, ни в Тохте не было.

Было однажды и так: прибежали в сельсовет перепуганные жители Тохты: медведь в деревню забрался, что делать-то? Кинулась охотников опытных по поселку искать - того нет дома, другой куда-то уехал. Вызвались молодые парни: у нас ружье есть, уложим. Вот и пошли. Идут, а она видит, что парни побаиваются предстоящей операции, от нее поддержки ждут. А ей-то каково было?..

Все обошлось. Распоясавшегося зверя убили, в деревне опять восстановился порядок.

Но главное даже не в смелости, и даже не в том, что знает Людмила по имени, а то и отчеству всех жителей Тохты и Лысимо начиная с ребенка из детского сада и кончая самым древним стариком. Есть у нее еще одна особенность - умеет поговорить с человеком, подбодрить, добавить уверенности, помочь. А потому, когда стали сельскую администрацию в связи с образованием нового муниципального образования "Софроновское" закрывать, жители Тохты и Лысимо одну только просьбу районному руководству повторяли: вы у нас только Людмилу-то не забирайте, пусть поработает еще...

Стала она теперь специалистом администрации МО "Софроновское". Считай, что та же местная власть, только в единственном числе. Шли мы с Людмилой по поселку, еще до безработной Тохты не дошли, о стольких бедах понаслушался - счет потерял.

-Дожили, - негодовал один из собеседников, - до такой нищеты, что ни в поселке, ни в деревне доски даже на гроб не найти...

У сельчан помоложе заботы другие: где учить детей? Девятилетку окончат они и в Лысимо, для получения среднего образования нужно ехать в Яренск. Интерната при школе нет, а расходы на проезд на автобусе и жилье в райцентре не каждой семье по карману. Оттого и отправляют доучиваться своих чад к родственникам далеко за пределы района.

Слишком многое в жизни этих двух селений, разделенных рекой, напоминает зазеркалье прошлой жизни. Зашла в мастерских лесопункта речь о новой технике. То, что раньше радость у рабочих вызывало, сейчас потоками брани обернулось, страхом остаться без работы. В центре Лысимо еще крепкие здания столовой, общежития, бани стоят. Давно уже заброшены, одни голуби в разбитых окнах виднеются. Что уж говорить про Тохту, с закрытием подсобного хозяйства жизнь здесь совсем замерла. Остались тут лишь ветераны, живущие за счет небольших пенсий, да безработные, кто существование свое поддерживает в основном за счет пенсий родителей. Каких-либо перемен в сельском хозяйстве не ждут ни те, ни другие: у первых уже нет сил, у вторых - никакого желания.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пилигрим
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя