Пресса Архангельской области
 


Правда Севера
8 июня 2006 (104)
Надежда ШИЛОВА.

Время потаскать камни

Депутаты и чиновники почувствовали на себе "развитие туризма"

По дороге на турбазу "Красная горка" Пинежского района, где должно было состояться выездное совещание по обсуждению проекта областной программы развития туризма на 2007-2009 годы, нашим чиновникам и депутатам пришлось потаскать камни. Иначе было не переправиться через мост, который подзатонул после дождей. А еще, прежде чем добраться до места, им пришлось потрястись на раздолбанной пинежской дороге. Зато наши власть имущие на себе почувствовали, как сложно будет развивать туризм без вложения в него необходимых средств, а также - насколько запущена ситуация с формированием единой концепции развития региона. Вместе с депутатами и чиновниками путешествовала и следила за событиями корреспондент "ПС".

Через подводный мост и туалеты XVI века

От Архангельска до Красной горки - более четырех часов ходу. На выездное заседание мы отправляемся на специальном автобусе для туристов, принадлежащем ООО "Голубино". По своему комфорту он, конечно, выгодно отличается от транспорта, на котором обычно ездят жители области. Однако на этом все удобства путешествия и заканчиваются. Единственная остановка за все время пути - поселок Белогорский Холмогорского района. Главное место паломничества туристов - столовая. Кухня и сама обстановка здесь укладываются разве что в полузабытые стандарты (правда, цены тут уже давно не времен развитого социализма).

Вторая "достопримечательность" Белогорского - туалеты прямого падения с соответствующими "ароматами". Впрочем, эти нехитрые удобства все равно пользуются большим спросом, потому что уже известно, что на протяжении второй половины пути нужду можно будет справить только под кустиком: мальчики - налево, девочки - направо.

Путешествующий в январе этого года в Голубино судья из Шотландии, осмотрев белогорские туалеты, с улыбкой сказал "О! 16-й век!" Однако не у всех иностранных туристов такое же чувство юмора, как у шотландского судьи. Они платят большие деньги, они знают цену этим деньгам и хотят получать соответствующий сервис. Довольны такой поездкой и инфраструктурой могут быть лишь иностранцы, у которых уровень адреналина запредельно зашкаливает допустимые нормы.

В качестве "русского экстрима" такие туристы получат хорошую встряску на разбитой пинежской дороге, а острых ощущений им добавит несущийся навстречу на приличной скорости лесовоз. Нечто подобное испытали по пути и мы. "Это, конечно же, создает фактор риска для туристов. Ментальность иностранцев сразу же для себя отметила бы данный момент. На таких дорогах должно быть ограничение скорости, и власти это необходимо взять на заметку. Придется поработать с бизнесменами, которые занимаются здесь производственной деятельностью", - позже отметил председатель комитета по международным связям и развитию туризма администрации области Владимир Кириллов.

Но на лесовозе приключения не закончились. Очередное из них нас ждало у реки Чуплега Холмогорского района. Здесь недавно прошли дожди, и мост "ушел" под воду. На поверхности - только перила. Речка, по счастью, не очень глубокая. Но чтобы въехать на подзатонувший мост, водителю пришлось остановить автобус и взять в руки лопату, дабы уменьшить глубину при въезде. Для ускорения процесса чиновники и депутаты принялись собирать камни и прокладывать "дорогу". Вот так, общими усилиями, подводный мост успешно преодолели. Станут ли иностранные туристы таскать камни - большой вопрос.

Кстати, добрая часть пути на Красную горку - "мертвая зона": мобильной связи здесь пока нет. Случись авария или другое ЧП - жди, когда о тебе спохватятся. Сейчас, по словам Владимира Кириллова, готовятся необходимые документы для того, чтобы подобные путешествия МЧС взяло на постоянный контроль.

Кто - в лес, кто - по дрова

Весь проект программы развития туризма на 2007-2009 годы оценивается в сумму более трехсот миллионов рублей, из них только семь миллионов - деньги областного бюджета, и чуть больше четырех миллионов - казна муниципальных образований. Все остальное - внебюджетные средства. За три года реализации программы планируется построить и реконструировать 22 объекта. Самые крупные из них - в Пинежском районе (создание Центра активных видов зимнего отдыха), Приморском (лыжная база, лодочная станция и теннисный корт), Устьянском (туристcко-гостиничный комплекс "Высокая"), Онежском (реконструкция гостиницы "Юбилейная" и турбазы "Каменный ручей"), Котласском (реконструкция гостиниц в Котласе и Сольвычегодске), Плесецком (туристская деревня "Пустынька" и турбаза "Пятница").

Из внебюджетных источников больше всего денег планируется потратить на создание Центра активных видов зимнего отдыха в Пинежском районе - 203 миллиона рублей. Для создания такого Центра и привлечения туристов, в том числе иностранных, все условия есть: и горнолыжный спуск, который сейчас расширяется, и добротный гостиничный сервис. После занятия спортом можно посетить пинежские пещеры или водопад, которые по своей красоте и самобытности ничуть не уступают югу России. Или же - посмотреть местный Колизей - величественный, но уже, увы, разрушающийся собор Красногорского мужского монастыря Грузинской и Владимирской Божьей матери. На стенах собора - две чудом сохранившиеся уникальные фрески (добиться федерального финансирования на восстановление сооружения пока не удалось).

Однако главной преградой для развития здесь туризма может стать дорога, по которой мы ехали из Архангельска. Кстати, на грядущей, июньской сессии областные депутаты планируют рассмотреть не только проект программы развития туризма, но и проект программы строительства и реконструкции дорог до 2010 года. В проект включены четыре дороги. В числе их пинежская не значится. Через нее просто "перемахнули", решив сделать сначала участок на Мезень, а значит, тряска по пути на Красную горку еще долго останется элементом вынужденного экстрима.

Поэтому и неудивительно, что, добравшись до места проведения выездного совещания, депутаты поставили вопрос: почему все проекты, которые предлагает власть, существуют без всякой взаимосвязи друг с другом? Словно каждый департамент и комитет живет в своем мире, и будто бы абсолютно не знает о том, что обсуждается в соседнем кабинете. Вот и получается: кто - в лес, кто - по дрова. Главная беда, по мнению заместителя председателя областного Собрания депутатов Елены Вторыгиной и ее коллег - Василия Баданина и Игоря Кузнецова, - в том, что у Архангельской области до сих пор нет единой концепции социально-экономического развития всего нашего региона.

Готовь "боксерские перчатки"!

Не только Пинежье, но и другие районы области, которые пожелали включиться в программу, могут столкнуться с тем, что их благие намерения по развитию туризма "разобьются" о российское бездорожье. Однако дело не только в дорогах.

- Есть проблемы, присущие всем российским регионам, и Архангельская область здесь не является исключением. Это - дефицит финансовых ресурсов, слабо развитая инфраструктура, отсутствие благоприятных условий для инвесторов, дефицит морских судов круизного класса и комфортабельного автотранспорта для перевозки туристов, - считает Владимир Кириллов.

В целом же по России поток интуристов за прошлый год снизился на 15-30 процентов. В числе прочих причин Кириллов назвал: постоянное удорожание стоимости турпакета, жесткая визовая политика России, негативный образ нашей страны, который формируют западные СМИ, и самое главное - отсутствие государственной политики в сфере развития туризма. За последние десять лет не принято ни одного правового акта, а федеральная программа "умерла" в 2003 году из-за отсутствия денег.

Наша предыдущая областная программа на 2004-2006 годы также не получила обещанной финансовой поддержки бюджета. Мероприятия, включенные в ту программу, все-таки реализовали, но, как прозвучало на совещании, за счет энтузиазма туркомпаний, личных связей и зарубежных грантов. В этот раз так уже не получится. Как заявил на совещании зам-председателя областного комитета Валерий Шумилов, мы не умеем "продавать" себя. Но чтобы выгодно "продать" себя - опять же необходимы деньги. Семь миллионов рублей на 2007-2009 годы нужны, чтобы область могла достойно представить себя на грядущих международных выставках в Лондоне и Берлине, где и будут поделены основные сегменты туристического рынка.

Кроме того, по словам Владимира Кириллова, деньги необходимы на информационную поддержку и развитие местных сельских инициатив. Опять же для того, чтобы о нас знали, чтобы турист поехал к нам и оставил здесь свои деньги, за счет которых можно построить, например, те же цивилизованные туалеты. Иного пути, похоже, нет. За счет средств программы также планируется поддержание Интернет-ресурса и развитие сети путем создания офисов в районах области. В то же время страсти вокруг проекта программы развития туризма накаляются и, как шутили участники совещания, к общественным слушаниям, которые состоятся 16 июня, чиновникам придется приготовить "боксерские перчатки".



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пилигрим
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя