|
Правда Севера
1 июля 2006 (119)
Владимир МАЛКОВ.
Табор собирает металлолом
И не спешит уезжать из Архангельска
Своими глазами
Называются все новые и новые сроки переезда обосновавшихся в Архангельске цыган
на прежнее место жительства - в Волгоград, но, похоже, сами они не торопятся
сниматься с уже насиженных мест... Как обстоят дела на самом деле, я решил
выяснить непосредственно в Новом поселке, где расположился цыганский табор.
Сейчас табор насчитывает более ста человек. Чтобы прокормить такую общину, его
обитатели, по их словам, занимаются тем же, чем они занимались и в Волгограде -
сбором металлолома. На прежнем месте жительства, дескать, этот бизнес уже не мог
прокормить 500 цыганских семей. Вот и подалась, мол, часть из них в Архангельск.
Неоднозначное отношение к цыганам на Руси известно. Они - веселые танцоры,
музыканты и певцы; они же - конокрады, гадалки и отпетые мошенники. В последнее
время, к сожалению, за цыганами закрепилась еще и слава распространителей
наркотиков...
В День города, говорят, просили у мэра Донского разрешения принять участие в
карнавале. Приехали бы, мол, на лошадях, с гитарами и песнями веселить народ. Но
Донской, по их словам, ответил: не надо пугать людей!
Дома у цыган в поселке хоть и временные, но сделаны на совесть - из неструганых
досок, но утепленные, с печками. Без каких-либо перегородок - просто одна, но
большая комната. Внутри чисто, без лишней мебели.
Женщины держатся отдельно от мужчин. Занимаются уборкой, стиркой, воспитанием
детей, походами за мелким металлоломом. В дела мужчин они не вмешиваются, хотя в
вопросах "внешней политики" осведомлены не хуже их. "Раньше, - говорит цыганка
Сима, мать восьмерых детей и пятнадцати внуков, - занимались гаданием, а теперь
- нет, никто не верит".
Цыганский барон - должность выборная. Ему доверяют все и всё. Его слово -
последнее и решающее. По словам нынешнего барона - Хулупия Гомана, - к переезду
цыгане всегда готовы, но не думают, что мэр сумеет реально предоставить им
обещанные на это мероприятие деньги до начала зимних холодов.
А зимой власти, считают цыгане, не имеют права выпроваживать их с детьми из
домов без предоставления жилья. Ведь в Волгограде их тоже никто не ждет с
распростертыми объятьями.
Поэтому мужчины, как бы дело ни повернулось, продолжают жить обычной жизнью.
Подыскивают заказчиков на уборку территории от металлического хлама. Заказывают
за свой счет грузовики, сдают металл в приемные пункты и таким образом
поддерживают существование табора. От наркотиков они открещиваются
категорически: "Кто этим займется - мы сами голову оторвем".
При вечной неустойчивости своего положения цыгане, как мне показалось, сильны
своими внутриродовыми связями в общине, традициями и обычаями. Пьяный цыган -
это нонсенс. Неряшливо одетая женщина - тоже невообразимо. Где бы ни находился
табор - в шумном городе или в глухом лесу, - их женщины могут спокойно рожать и
воспитывать своих детей, уверенные в силе и надежности своих мужчин, способных
мужественно и дружно противостоять любым жизненным невзгодам. Они не изменят, не
обратятся в другую веру в угоду сиюминутной выгоде. Традиции и воспитание -
великая сила, сломить которую невозможно.
Нам, русским, растерявшим многовековые свои обычаи и передавшим дело воспитания
своих детей казенным воспитателям, можно многому у них поучиться. Тех, кто хочет
убедиться в верности моих слов, цыгане Нового поселка приглашают на Петров день
(12 июля) к себе в гости. Они почитают этот христианский праздник и обещают, что
будет весело и красиво.
| |