Правда Севера
13 июля 2006 (126)
Татьяна СУХАНОВСКАЯ.
Не покупайтесь на супертехнологии. Ищите доктора!
Почему компьютер никогда не заменит доктора? Почему своего врача надо найти? Об
этом рассуждает директор Института семейной медицины СГМУ профессор Владимир
Попов.
"Я и так все знаю о себе!"
"У нас в России это до сих пор распространено: врач сам принимает решение (не
советуясь с пациентом) при назначении лекарства, при направлении на операцию.
Доктор выступает в роли безусловного авторитета: дает жесткие указания без
объяснения причин. Но мы живем в эпоху информационных технологий: люди знают
очень многое (если не все) о своих болезнях, поэтому врачу, навязывающему свое
мнение, они часто не доверяют. Обсуждение проблемы, полное информирование
человека о положительных и отрицательных моментах лечения - это потребность
времени. Хотя к каждому больному - свой подход. Многие мечтают видеть в докторе
"отца", которого надо обязательно слушаться.
Между тем невозможно вылечить человека, можно лишь помочь ему вылечиться. Если
вы пришли к врачу и чувствуете сопереживание, поддержку - значит, вы пришли к
хорошему доктору. Взаимопонимание врача и больного - шаг к успеху. Больной
обязан уважительно относиться к доктору, а доктор, в свою очередь, должен делать
все, чтобы пришедшему к нему на прием было комфортно. Это общий принцип,
принятый в мировой практике.
Еще один очень важный момент. Врач не только врачебную тайну должен хранить, не
имея права разглашать даже факт обращения пациента. Он обязан руководствоваться
принципом "прежде всего не навреди". Есть больные, которым нельзя помочь. Но не
существует таких, которым нельзя было бы навредить. Порой лечение бывает тяжелее
болезни (учитывая побочное действие лекарств, оперативных вмешательств), и врач
должен это учитывать.
Болезни можно заговорить!
Нельзя заменить живое общение с пациентом компьютерными методиками. Они сегодня,
к примеру, часто обещают стопроцентное обследование пациента и выявление всех
его недугов. Ко мне нередко приходят больные с такими вот распечатками
"обследования", заплатившие большие деньги за чудодейственные способы
диагностики. Пациенты наивно требуют, чтобы доктор начал принимать на их основе
какие-то решения. Но лечить по этим листочкам должен как раз тот врач, который
их выдал. Ведь он несет ответственность не только за список проблем, найденных у
больного с помощью компьютерной техники, но и за избавление от них!
Заговаривать болезни... Слышали такое выражение? Оно раньше часто применялось на
Руси. Но и сегодня опытный врач больше внимания уделяет тому, чтобы выслушать
жалобы человека, узнать историю его болезни, его жизни. А данные лабораторных
исследований такой доктор ставит рангом ниже. Потому что очень часто диагноз
рождается именно в беседе с больным. Если его органично дополняет информация,
полученная в ходе лабораторных исследований, значит, диагноз поставлен точно (в
80 - 85 процентах). Лишь 15 процентов заболеваний требуют более углубленных
исследований.
К чему я все это говорю? Не стоит самостоятельно искать супертехнологии,
позволяющие выявить причины ваших страданий. Не нужно тратить на них лишние
деньги. Лучше найти хорошего доктора!
Без медсестры и без халата
В большинстве стран мира беседа врача и пациента проходит один на один.
Медицинская сестра, как это принято в России, не присутствует. Ведь многие вещи,
обсуждаемые с врачом, носят личностный характер! Очень часто в Европе доктор
принимает больного (во время беседы) без халата. Потому что считает, что халат
вызывает у пациента чувство беспокойства. Идеально, если врач, к которому вы
пришли, не сидит за столом, как бы противопоставляя себя и вас; если при общении
с ним у вас появляется чувство комфорта, доверия, защищенности.
Доктор пытается продать вам лекарство во время приема? Я считаю, это
противоречит врачебной этике. Скорее всего, врач получает процент от реализации
препарата. Не советовал бы обращаться к нему снова.
Медицина не бессильна!
Стакан всегда наполовину полон, а не наполовину пуст: доктору при общении с
больным нужно исходить именно из этого принципа, даже если прогноз заболевания
очень тяжелый. Ведь чувство уверенности в выздоровлении, даже минимального
улучшения состояния, никто, кроме самого доктора, пациенту не внушит. Врач,
сообщая человеку правду о всей тяжести недуга, должен обязательно внушить ему
надежду на выздоровление. Это даст больному пусть маленький, но все-таки шанс
поправиться.
На самом деле врач всегда способен помочь даже самому безнадежному пациенту.
Просто находясь рядом с ним, сочувствуя и переживая. Опытный доктор, уверенно,
спокойно разговаривая с человеком, способен унять боль. Беседа иногда действует
лучше лекарства! Если вы ушли от врача, не почувствовав улучшения, может быть,
вам стоит поискать другого?
Отблагодарить врача - это нормально
Вы решили отблагодарить доктора подарком или даже деньгами? Если подарок сделан
от чистого сердца, а не по принуждению, значит, это вполне нормально и вполне
приемлемо.
Сегодня появилось много частнопрактикующих врачей, работающих на платной основе.
Не стоит относиться к ним предвзято, если помощь оказывается на действительно
высоком качественном уровне.
Нас долгое время приучали к тому, что о нашем здоровье должно заботиться
государство (причем бесплатно). На самом деле заботиться должны только вы сами.
Если вы свое здоровье утратили, никто не сможет вам его вернуть. Повторю: доктор
не лечит, он помогает вылечиться!
Не ходите на прием с каждой "соплей"
Вовсе необязательно бежать на прием с болезнями, которые проходят сами. К
примеру, с обычной простудой. Если есть возможность - просто отлежитесь дома.
Вместе с тем надо учитывать, что даже незначительные отклонения здоровья от
нормы могут привести иногда к гораздо более тяжелым последствиям, чем высокая
температура при ОРЗ. Особенно если неприятные симптомы беспокоят вас достаточно
длительное время. Между тем сегодня существуют доступные скрининг-тесты,
помогающие выявить начальные стадии болезни: они, к примеру, используются в
национальной программе диспансеризации. Это всевозможные исследования крови,
мочи и т.д."
|