|
Правда Севера
14 июля 2006 (127)
Михаил ЛОЩИЛОВ.
Забытый юбилей
Труженик архангельских дорог
Трамвай, который для горожан был больше, чем вид транспорта, власть вычеркнула
из истории города
Прошедшее недавно празднование Дня города по времени совпало с юбилеем, о
котором городские власти забыли или, скорее всего, не пожелали вспомнить. Я
говорю об исполнившемся 26 июня 90-летии архангельского трамвая, который был для
горожан больше, чем вид транспорта. Потому что являлся, пожалуй, единственным
его брэндом - все-таки самый северный в мире трамвай.
Наверняка заметят: "Сколько можно говорить об ушедшем в прошлое трамвае? Ведь
что сделано, то сделано". Не спорю, сделано. Но как? Очень некрасиво и
неуважительно по отношению к нескольким поколениям тех, кто на нем работал и им
пользовался. И, безусловно, к тем, кто в условиях Первой мировой войны нашел
средства и желание дать Архангельску трамвай.
Наиболее наглядно неуважительность проявилась в том, как закрывали последний
маршрут - южный. Закрывали под заведомо обманным предлогом: "Движение временно
приостановлено". И вскоре дали команду разбирать пути. Неужели нельзя было
по-человечески уважительно отнестись к истории трамвая да и к истории города в
целом? То есть вписать в нее день, когда в последний рейс торжественно проводили
бы последний вагон и тем самым отдали бы должное труженику архангельских дорог.
Но сделали спешно, так как приближалось время вступления в силу закона о
монетизации льгот, и тогда главный аргумент в пользу закрытия (убытки от провоза
льготников) вскоре мог исчезнуть.
Однако еще более неуважительным стал акт сожжения вагонов в бывшем трамвайном
парке, о чем в свое время сообщала "Правда Севера". Это было не просто
уничтожение, а символическое сожжение целой главы из истории Архангельска. А о
том, что творилось в тот момент в душах тех, кто десятилетиями отработал на
трамвае и остался без работы, конечно, как всегда, никто не подумал.
Возвращаясь ко Дню города, скажу, что упомянутое совпадение давало возможность
хоть как-то исправить содеянное. В рамках празднеств вспомнить о трамвае, пусть
и с опозданием, но сказать добрые слова бывшим и ныне забытым трамвайщикам,
торжественно открыть музейную экспозицию в единственном уцелевшем вагоне или
даже провести символическую театрализованную церемонию его проводов на
заслуженный отдых.
Но, увы, о неприятном власти предпочли не напоминать. Конечно, куда как проще и
приятнее удивлять публику заблудившимися в лете Дедом Морозом и снеговиками!
В заключение остается только пожелать, чтобы экспозиция, все же создающаяся в
музейном вагоне, была всесторонней. То есть чтобы посетители смогли увидеть
портреты как тех, кто содействовал появлению в Архангельске трамвая (инженера К.
Репина, городского головы, гласных гордумы), так и тех, кто его загубил.
Впрочем, не только персон исполнительной и представительной властей, но и тех,
кто со страниц газет и телеэкрана пугал нас страшилками о трамвае, утверждая,
что из-за него вот-вот рухнет Кузнечевский мост, окончательно застопорится
движение на Троицком проспекте, из-за приносимых им убытков разойдется по швам
горбюджет. Тех, кто убеждал нас, что непременно вслед за ликвидацией трамвая на
Троицком сразу же появится троллейбус.
Михаил ЛОЩИЛОВ.
Фото из архива Владимира Зыкина.
| |