Правда Севера
15 июля 2006 (128)
Наталья ПАРАХНЕВИЧ.
Международный форум
Значок для президента
Недавно в Москве проходил международный форум неправительственных организаций
"Гражданская восьмерка-2006", в работе которого принял участие президент России
Владимир Путин. Николай Мякшин, председатель союза общественных объединений
инвалидов Архангельской области, побывал на форуме и поделился впечатлениями с
читателями "ПС".
- Николай Александрович, Путина живьем видели впервые? Не разочаровал он вас как
собеседник?
- Да, впервые. Ораторские способности у президента хорошие. Выступал без
заготовок. Я сидел недалеко и не только слышал, но и наблюдал за ним во время
дискуссии. В некоторые моменты у президента от напряжения краснело лицо,
настолько усердно он погружался в обсуждение.
- А сам форум как проходил? Не зря съездили?
- Поучаствовал в двух "круглых столах" - по образованию и по взаимоотношениям
власти и НПО. Еще раньше, в марте, нас собирала Элла Панфилова. Я работал в
секции "Доступность образования для детей-инвалидов". Цель была - наработать
предложения по реализации программы. Чтобы потом довести идеи до президента.
- Вы верили, что ваши предложения дойдут до адресата?
- Не скрою, настрой у меня был скорее пессимистический: "Собрались выпустить
пар". Но прошедший форум показал - президент в курсе. Порадовало! Видели по
телевизору? Нашей коалиции (региональное отделение общественной организации
инвалидов "Всероссийское общество глухих", которое Николай Мякшин также
представлял в Москве, входит еще и в состав национальной коалиции "За
образование для всех". - Н. П.) удалось подарить ему значок. Там рисунок -
идущие в школу дети. В том числе и дети с инвалидностью. Текст: "Образование -
право для всех".
- Сделали президента своим соратником?..
- Да моральной поддержкой уж точно заручились! Но Владимир Путин также назвал
"решаемой проблемой" предложение обсудить на саммите "восьмерки" вопрос о
выделении 10 миллиардов долларов в год на программу "Образование для всех". А
это уже посущественнее будет! Так что, надеюсь, в ближайшее время почувствуем
перемены.
- Наверху вы поддержку нашли, а на региональном уровне с доступностью
образования дела как обстоят?
- Непросто. В мае, например, на встрече с заместителем губернатора Михаилом
Ситкиным представители организаций инвалидов заявили: "В регионе с доступностью
образования для инвалидов - проблема! Социальную политику необходимо менять,
требуется финансирование". Но в ответ услышали: у нас все хорошо! Есть обычная
программа по образованию, и она устраивает всех. Напишем, мол, концепцию и до 30
мая вам доложим. Но... Середина июля, а ни о какой концепции ни слуху ни духу.
Для чего было давать обещания?
- То есть к вашему голосу не прислушиваются?
- Я бы сказал, нас несерьезно воспринимают. Хотя кто, как не сами инвалиды,
лучше видит проблему изнутри? Обвинения, что мы якобы против интеграции в
общество, и вовсе абсурдны. Мы - "за", но ситуация такова, что сегодня обычные
школы не готовы принять детей с инвалидностью. Утверждать обратное - цинизм.
- Чего вы хотите добиться, говоря, например, о доступности школьного
образования?
- У родителей и самого ребенка должно быть право выбора, где получить
качественное образование. Сказать категоричное "нет" специализированным школам
сегодня нельзя. На их базе надо создавать ресурсные центры, которые бы оказывали
методическую помощь в плане преподавания. Опыта ведь катастрофически не хватает!
Еще момент - с 2007 года все школы обязаны будут перейти на подушевое
финансирование. Что это такое? К примеру, на ребенка выделяется 26 тысяч.
Средства идут за учеником. Чем больше учеников, тем больше денег в школе. Но
ребенок-инвалид требует большего финансового обеспечения! Надо предусмотреть,
чтобы за ним шли не 26 тысяч, а, допустим, 76. Важно избежать уравниловки, иначе
о каком инклюзивом образовании речь? Директор скажет: "Зачем возиться с
инвалидом?" В мировой практике школа заинтересована еще и финансово в обучении
таких детей. Мы сейчас к этому стремимся.
В областной программе прописаны строки о поддержке некоторых школ, в том числе и
специализированных, но это не выход. Ссылая детей в "резервации", разлучая с
родителями, проблему не решить. Надо дать возможность реализовать право на
образование и по месту жительства, чтобы ребенок при этом жил в своей семье!
Будем по-прежнему настаивать на диалоге с властью.
|